Три уровня ЕС: национальный уровень, европейский уровень, глобальный уровень

Политическая и финансовая деятельность многих европейских компаний и организаций происходят на 3-х взаимозависимых уровнях – государственном, европейском и глобальном. Нередко нельзя провести границу меж этими уровнями. Это вызвано тем, что деятельность компаний на разных рынках находится в зависимости от коммерческого и социально-экономического благосостояния Европы в целом и, в свою очередь, оказывает на него воздействие.

Чтоб осознать, как интернациональная интеграция и глобальная взаимозависимость сказывается на деятельности евро бизнеса, а он и происходящие в Европе процессы — на мировом хозяйстве, следует проанализировать те тенденции и процессы в Европе, от которых зависит развитие европейской экономики. При этом анализ необходимо проводить в государственном, европейском и глобальном контексте.

 

1. Государственный уровень

Понижение значимости государственных границ в вопросах формулирования политики и стратегии евро бизнеса вызвало как у людей, так и у парламентариев государств ЕС вопросы о том, нужна ли вообщем государственная политика, оказывает влияние ли она на бизнес. Эти сомнения еще более возросли с введением евро. Все же, в договорах, на которых основывается ЕС, есть определенные положения о значении государственного нюанса:

  1. В Маастрихтском и Амстердамском договорах обозначено (применительно к разделению сфер ответственности меж общеевропейскими и государственными органами и организациями), что только вопросы, которые требуют решения на европейском уровне, будут на этом уровне и решаться, а другие как и раньше остаются в ведении правительств определенных государств.
  2. По многим вопросам (к примеру, налогам) требуется единогласное решение Совета Министров Европы. Определенная страна, не согласная с определенным законом, может высказать свое несогласие. Нередко это приводит к внесению поправок в законы. К примеру, возражение Англии против Директивы о рабочем времени привело к внесению поправок и дополнений в Директиву.
  3. Страны вправе решать, присоединяться ли им к определенным соглашениям, заключаемым в рамках ЕС, либо нет. Понятно, что некие члены Союза отказались участвовать в Едином Денежном Союзе и Шенгенском соглашении. Тот же подход, как считают, может применяться и к новым членам ЕС из числа государств Восточной и Центральной Европы.
  4. Все общеевропейские Директивы воплощаются через национальное законодательство. Хотя национальные органы той страны, которая одобрила ту либо иную инициативу ЕС, должны ее воплощать в жизнь, они руководствуются определенными критериями и традициями собственной страны. Это в особенности принципиально в социальной области и в вопросах охраны среды.
  5. Хотя общеевропейские решения имеют главную силу в тех областях, в каких они обозначены надлежащими договорами (либо плодами проведенного в данной стране референдума в рамках ратификации определенного контракта), есть области, в которых общеевропейские решения вообщем не принимаются либо имеют ограниченное значение (здравоохранение, образование, соц обеспечение).

Отдавая подабающее перечисленным мерам, защищающим государственный суверенитет отдельных европейских государств, следует признать, что финансовая интеграция увеличивает присущую рыночной экономике тенденцию к сближению и конвергенцию отдельных экономик. Потому возмущенные протесты против Одного Денежного Союза, ущемляющего государственный суверенитет, в определенной мере гиперболизированы, так как этот суверенитет уже является относительным.

 

2. Европейский уровень

На этом уровне необходимо поделить два типа мер и решений: масштабные (введения единой валюты) и ежедневные бизнес решения в рамках процесса интеграции. Нередко ежедневная практика интеграции приводит к необходимости принятия масштабных решений на уровне ЕС. В данном случае общеевропейские решения являются реакцией на уже сложившиеся потребности в координации действий отдельных государств в том либо ином вопросе. Не считая таких «реактивных» тенденций (т.е. принятия общеевропейских решений как реакции на уже сложившиеся потребности в их) есть «проактивные» – т.е. общеевропейские решения, принимаемые исходя из предсказуемых потребностей развития бизнеса. Общеевропейские решения принимаются, когда требуется упрощение деловых операций, получение конкурентных преимуществ, т.е. там тогда и, где интеграция переливается через национальные границы и просит решений на европейском уровне.

1-ые 6 объединившихся европейских государств были озабочены потерей конкурентоспособности в послевоенный период по отношению к возрастающей мощи США. После восстановления разрушенной войной экономики, ее реконструкции, проводимой в критериях неизменных ограничений, настало время экономического роста. Для этого требовались огромные масштабы производства и финансовложения, дозволяющие внедрять новые технологии. Конкретно эти экономические стимулы, а не только лишь политические идеи, содействовали созданию и развитию ЕС. История развития ЕС показала, как действенными могут быть совместные решения общеевропейских заморочек, будь то неувязка занятости, либерализация торговли либо создание системы европейской безопасности. Не оправдались опаски скептиков, которые предвещали, что правительства стран-членов ЕС будут преследовать свои узконациональные интересы и не сумеют уделять подабающее внимание общеевропейскому курсу. Представители отдельных государств, объединенные в Европарламент либо Совет министров, действуют в почти всех случаях еще эффективнее, чем специально сделанный наднациональный орган – Еврокомиссия.

К чему же ведет такое углубление интеграции? Не закончится ли оно созданием конфедерации европейских стран, в какой государственный суверенитет ее членов сохранится только на теоретическом уровне, а на практике его будет нереально воплотить? Построенная на таких принципах Европа навряд ли сумеет быть активным игроком на мировой арене: очень много меж европейскими государствами различий в языке, истории, практике ведения бизнеса и т.д. Но, по воззрению большинства аналитиков, Европа непременно должна сохранить экономическое единство, чтоб европейский бизнес мог удачно соперничать с транснациональными гигантами США, Стране восходящего солнца и других бурно развивающихся регионов мира. Это в особенности принципиально в тех областях, в которых Европа стремится утвердить свою конкурентоспособность. Общеевропейская кооперация является единственной возможностью действенного развития в таких областях, как научные исследования и создание информационного общества. При наличии глобального рынка для какого-то продукта, кооперация в разработке этого продукта обеспечивает синергетический эффект для удачной конкуренции на глобальном рынке.

По мере преодоления социально-экономической раздробленности евро рынка и сотворения одного экономического фронта по отношению к остальному миру, вырастает потребность в едином политическом фронте европейских государств. Ведь если у европейских стран единые экономические цели и заботы, разумно выступать в политическом единстве для заслуги более массивного воздействия по интересующим все общество, а не только лишь его отдельных членов, вопросам. Но правящие круги ряда европейских государств усиленно сопротивляются идее политического единства и недовольны возрастающей ролью наднациональных органов ЕС.

 

3. Глобальный уровень

Европейская интеграция является более насыщенным отражением всеобщего процесса глобализации. ЕС все почаще приходится иметь дело с неуввязками, выходящими за рамки Союза. Главной их их является глобализация. В последние десятилетия ХХ в. глобальные экономические процессы равномерно становились доминирующими, оттесняя национальные экономики и вроде бы растворяя их в мировом хозяйственном организме. Рамки государственных стран стали тесноваты для бурно развивающихся производительных сил, и рыночные дела выплеснулись за границы государственных границ. Броским примером этого является мировой денежный рынок. Насыщенный переток капитала связывает национальные кредитно-денежные системы вместе, превращая мировой денежный рынок в систему сообщающихся сосудов.

Комиссар Еврокомиссии по делам торговли Паскаль Лами в одном из собственных выступлений в апреле 2001 г. именовал вещественными проявлениями глобализации международную торговлю, зарубежные инвестиции, многонациональные компании, также Веб, аэропорты, туризм, обмен студентами и возникновение глобальных неправительственных организаций. Отрицательное либо положительное отношение к глобализации, по его воззрению, находится в зависимости от того, может ли определенный человек либо организация пользоваться выгодами глобализации, а также от того, как отлично работает процесс глобализации в определенной области бизнеса. В критериях глобализации нужны правила использования ее выгод и управления глобальными процессами. Необходимы также организации, способные смотреть за исполнением установленных правил. Разработка схожих правил и создание таких организаций вероятны исключительно в глобальном масштабе средством договоренности различных государств, регионов и объединений.

Фуррор европейских компаний зависит не только лишь от их деятельности в границах Европы. Потому ЕС стремится выступать от имени евро бизнеса в целом, обсуждая, к примеру, договоры о разработке стратегических альянсов от имени всех европейских авиакомпаний.

Другим примером глобального уровня принятия решений является энергетика. ЕС будет импортировать больше требуемых энергоресурсов. Потому развивая энергетическую дипломатию, устанавливая отличные дела со странами, обеспеченными энергетическими ресурсами, помогая этим странам решать трудности неэффективного использования энергии, Альянс в этом случае выступает от имени всех заинтересованных государств региона.

Рынок и его глобализация – только один нюанс трудности. 2-ой нюанс – бурное развитие новых технологий. Некие считают, что развитие телекоммуникаций ускорило глобализацию. Разработка не только лишь упростила отдельные функции бизнеса, она позволила ему делать то, что ранее было невообразимо. В то же время внедрение новейших технологий просит согласованности действий, соблюдения определенных правил игры, так как просчет, допущенный в одном регионе, может немедля сказаться на экономической активности других регионов и всего мира. К примеру, простота перемещения денежных потоков по миру не только лишь упрощает бизнес, да и делает его более уязвимым, зависимым от кризисных явлений.

Для действенного роли в глобальном экономическом и политическом процессах европейским странам, объединенным в ЕС, требуется согласовать свои позиции, выступая от имени всего Союза, сразу, отстаивая интересы каждого из его членов. Потому принципиально осознать предпосылки и источники имеющихся разногласий меж членами ЕС.