Трансперсональная система Уилбера

Вклад в трансперсональную психологию занес Кем Уилбер, идеи которого представлены в его книжках “Диапазон сознания” (1977), “Выше рая” (1981). Процесс эволюции сознания, согласно Уилберу, включает внешную дугу (движение от подсознания к самосознанию) и внутреннюю дугу (прогрессию от самосознания к сверхсознанию). Описание, которое дает Уилбер внешней дуге эволюции сознания, начинается со стадии плеромы, недифференцированного сознания новорожденного, в котором нет времени, места и объектности, которое не знает различия меж самостью и вещественным миром.

Последующая стадия уробороса плотно сплетена с питательными функциями и подразумевает 1-ое, примитивное и незавершенное различение субъекта и вещественного мира. Стадия тифона характеризуется выделением обособленности и независимости собственного тела, т.е. создается самость тела – Эго с доминантой принципа наслаждения и подсознательных побуждений. Дальше, с обретением языка, мыслительных и концептуальных функций начинается стадия речевого роли. Тут самость отделяет себя от тела, становится ментальным и вербальным существом (“Я – мыслю и говорю”, “Я – мыслю, как следует я существую”). Этот процесс потом длится на ментально-эгоистической стадии, относящейся к развитию абстрактного и понятийного мышления и к идентификации с представлением о самом для себя. Развитие личности заканчивается на стадии кентавра, т.е. высоко упорядоченной интеграции Эго тела, личности.

Уровень кентавра – это самый высочайший уровень сознания, который признается западной механической наукой, любые более высочайшие состояния сознания или не признаются существующими, или их именуют патологическими. Но уилберовская модель эволюции сознания не заканчивается кентавром. В кентавре он лицезреет переходную форму, ведомую к трансперсональным сферам бытия, которые так же далеки от эго-разума, как эго-разум далек от тифона. Первой из этих сфер эволюции сознания является нижний узкий уровень, включающий астрально-медиумическую область. На этом уровне сознание, отделяя себя от разума и тела, способно затмить обыденные возможности грубого телесного разума. Сюда относится опыт “оставления тела”, оккультные явления, аура, звездные путешествия, предвидение, телепатия, ясновидение, телекинез и т.п. Высший узкий уровень – это область подлинной интуиции, символического видения и архетипических форм. За высшим узким уровнем лежит каузальная сфера. Ее нижний уровень включает божественное сознание, источник архетипических форм. В высшей каузальной сфере происходит коренная трансценденция всех форм, которые соединяются в бескрайном слиянии Аморфного Сознания.

На уровне предельного единства сознание вполне просыпается к собственному изначальному состоянию, которое есть база, суть всего существования, – грубого, узкого и каузального. “В этой точке весь мировой процесс проявляется от момента к моменту как собственное бытие носителя сознания, вне которого и до этого которого нет ничего. “Это предельное состояние, к которому тяготеет вся галлактическая эволюция. Согласно модели Уилбера, феноменальные миры создаются из первоначального единства методом постепенной редукции и прогрессивного свертывания высших структур в низшие (из каузальных структур в узкий мир, из узкого мира – в наш мир грубой материи).

Уилбер указывает, что мотивирующей силой на всех уровнях эволюции является целенаправленное рвение человека к начальному галлактическому единству. Из-за прирожденных ограничений этот процесс идет такими способами, которые приводят только к неудовлетворительным компромиссам, что ведет к отказу от ранее использованных уровней и к трансформации на следующей стадии. Каждый новый уровень высшего порядка становится очередной заменой, пусть и поболее близкой к Реальному, – до того времени, пока душа не укоренится в сверхсознании, а это единственное, чего она вожделела с самого начала.