Техническое содействие Европейского Союза России

Особенное место в сотрудничестве меж ЕС и Россией занимают программки Технического содействия Содружеству Независящих Стран (ТАСИС). Они призваны способствовать использованию в Рф и других странах Содружества западноевропейского know how в разных секторах рыночной экономики и управления на федеральном, региональном и местном уровнях.

Решение об учреждении системы технического содействия СССР было принято в Брюсселе в декабре 1990 г., и в будущем году началась реализация первой программки. После распада СССР были приняты и введены в действие три индикативные программки технического содействия Рф, рассчитанные, соответственно, на 1992, 1993-1995 и 1996-1999 гг. В течение 1991-1998 гг. на реализацию программ было выделено 1200 млн. ЭКЮ; эти средства пошли на разработку и воплощение более 2000 определенных проектов. Не считая того, Наша родина является участником Региональных программ ТАСИС, рассчитанных на все либо несколько стран Содружества.

Сначало в качестве приоритетных были избраны 5 областей содействия: создание и рассредотачивание продовольствия, энергетика (включая ядерную безопасность), транспорт, денежные услуги и обучение. На практике программки ТАСИС вышли далековато за эти пределы и распространяются на такие сферы как приватизация, поддержка малых и средних компаний, создание рыночной инфраструктуры, организация службы социальной адаптации и трудоустройства безработных, улучшение структуры и деятельности местной администрации и т.д.

В декабре 1999 г. Совет ЕС одобрил новейшую программку ТАСИС на 2000-2006 гг. Ее бюджет утвержден в сумме 3138 млн. ЭКЮ, из которых около трети создано для Рф.

Не считая того, раз в год подписываются особая Программка по содействию Рф и другим государствам СНГ в повышении безопасности ядерных электрических станций, Межгосударственная программка и Программка содействия приграничному сотрудничеству. В их рамках финансируются проекты для нескольких (обычно, более 3-х) государств СНГ.

 

Основными составляющими Интернациональной программки являются:

  • проекты в области охраны среды (поддержка
    государственных экологических программ). К примеру, Программка действий в области экологии для всех государств СНГ, Программка Аральского моря, Программка для аква ресурсов Центральной Азии, Программка ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС и др.;
  • проекты в области инфраструктуры (развитие транспортных и
    энергетических сетей). К примеру, программки ТРАСЕКА (развитие транспортных коридоров Центральная Азия – Европа), ИННОГЕЙТ (оптимизация нефте- и газопроводной инфраструктуры) (Наша родина участвует исключительно в качестве наблюдающего, исходя из того, что в рамках данной программки ЕС и ряд других стран-членов СНГ пробуют выполнить планы строительства сетей газо- и нефтепроводов в обход Рф);
  • ряд других проектов в таких областях, как сельское хозяйство, создание товаров питания, борьба с преступностью, в т.ч. с наркобизнесом.
    Программка приграничного сотрудничества начала действовать с 1996 г. Она осуществляется в сотрудничестве с другими программками ЕС, такими, как ИНТЕРРЕГ (ИНТЕРРЕГ – Инициатива ЕС о трансграничном сотрудничестве, включая энерго сети. ИНТЕРРЕГ 2 была утверждена ЕК 15 июня 1994 г.).

Не считая того, средства программки ТАСИС употребляются для совместного финансирования других программ ЕС, располагающих своим бюджетом:
Программка ЭКОС/УВЕРТЮР – поддержка мер по децентрализации административных функций и муниципального управления в контексте перехода к рыночной экономике, Программка способствует также экономическому развитию регионов и региональной интеграции в Европе.

Программка «Коперник» – финансирование роли ученых и организаций государств ЦВЕ и бывшего СССР в совместных с организациями ЕС программках, которые могут быть применены для перестройки экономики.

Программка ЕС ТАСИС интенсивно сотрудничает с третьими странами и международными организациями с целью координации мер технического содействия, в том числе с американской программкой USAID, с МБРР, МВФ (внедрение средств ТАСИС в проведении предварительных мероприятий для получения займов), с G-8 – «большой восьмеркой» (проект ликвидации последствий аварии на ЧАЭС), с ЕБРР (на базе Бангкокского соглашения; соглашение о принципах сотрудничества меж ЕБРР и КЕС, заключенное в октябре 1991 г., ориентировано на соединение консультативно-технического содействия ТАСИС и вкладывательных способностей ЕБРР), консультативная поддержка ЕБРР), с Интернациональным научно-техническим центром (МНТЦ) (сотворен в 1994 г. по инициативе США, ЕС, Стране восходящего солнца и Рф). Цель МНТЦ – способствовать в переориентации ученых бывшего СССР, ранее занимавшихся разработкой орудия массового поражения, на реализацию штатских программ. Секретариат Центра находится в Москве. Бюджет – 56 млн. экю (США – 26 млн. долл., Япония – 17 млн. долл., ЕС (программка ТАСИС – 20 млн. экю), с Интернациональной ассоциацией содействия сотрудничеству с учеными государств СНГ (ИНТАС) (Ассоциация, объединяющая страны – члены ЕС, Норвегию и Швейцарию и имеющая целью способствовать совместным исследовательским проектам лабораторий государств СНГ и Европы) и др.

Оперативное управление внедрением средств, предоставляемым по программке ТАСИС, в ЕС возложено на КЕС (Гендиректорат 1А). В Рф общее управление программкой ТАСИС производит государственный координатор, назначаемый правительством Русской Федерации (на уровне вице-премьера либо министра экономики). Головным ведомством по вопросам программки ТАСИС является Минэкономики Рф. При Минэкономики действует Бюро по использованию консультационно-технического содействия ЕС, которое занимается вопросами обеспечения подготовки и реализации проектов.

С момента пуска программки ТАСИС (в 1991 г.) в Рф достигнут значимый прогресс в переходе к демократии и рыночной экономике. В этой связи перемены, произошедшие снутри страны и в ее отношениях с Европейским союзом (в связи со вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве начали отлично работать учрежденные им органы сотрудничества), должны отыскать свое отражение в ориентации программки. Основное направление – перевоплотить ТАСИС в инструмент не содействия, а партнерства и сотрудничества.

Россией подготовлен ряд определенных предложений по совершенствованию программки ТАСИС. Они затрагивают вопросы как увеличения эффективности содействия, так и определения его приоритетных направлений.

В истинное время программка нацелена в главном на предоставление экспертных и консультативных услуг и содержит ряд искусственных ограничений. А именно, необоснованно занижена толика бюджета проектов, которая может быть применена на приобретение оборудования и финансирование работ и услуг русских профессионалов (всего 20% от объема финансирования против 70% в рамках программки ФАРЕ).

Как свидетельствует интернациональный опыт (в том числе практика реализации программки ФАРЕ), более действенным является сопряжение такового рода услуг с предоставлением вкладывательных кредитов. Представляется целесообразным в этой связи теснее увязать ТАСИС с программками вербования инвестиций и деятельностью разных интернациональных денежных институтов (ЕБРР, ЕИБ и др.).

Как и раньше ограничено роль русской стороны в процессе принятия решений (ЕК стремится все сосредоточить в Брюсселе). Русские предприятия и организации слабо привлекаются к реализации самих проектов. В итоге Наша родина лишается источника получения дополнительных денежных доходов. Выбор в ЕС проектов для финансирования не всегда носит беспристрастный нрав. У русских получателей техсодействия имеются прирекания к деятельности отобранных ЕС западноевропейских участников проектов. Значимая часть средств идет на оплату западных профессионалов (около 80% бюджета ТАСИС). Русская сторона фактически отстранена от роли в мониторинге эффективности реализуемых проектов.

По воззрению Рф, которое доведено до ЕК, основными приоритетными программками ТАСИС после 2000 г. должны стать торговля и индустрия, деньги и статистика, человеческие ресурсы, сельскохозяйственное создание, энергетика, транспорт и телекоммуникации, окружающая среда и др.
Часть этих проблемных вопросов с реализацией программки должна быть решена не так давно вступившими в силу «Общими правилами, применимыми к техническому содействию ЕС России». Действенным механизмом подготовки решений по реализации технического содействия может стать Объединенный консультативный комитет по ТАСИС, сделанный в рамках общей структуры органов сотрудничества Россия-ЕС. Не считая того, имеется в виду сделать в рамках Правительственной комиссии Русской Федерации по сотрудничеству с Европейским союзом специальную группу по использованию программки ТАСИС.