Теория личности Юнга

К. Юнг уделял огромное внимание безотчетному и его динамике, но его представление о безотчетном радикально отличалось от представления Фрейда. Юнг рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и безотчетного компонентов при непрерывном обмене энергией меж ними. Для него безотчетное не было психобиологической свалкой отторгнутых подсознательных тенденций, вытесненных мемуаров и подсознательных запретов.

Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем населением земли, с природой и космосом. Изучая динамику безотчетного, Юнг открыл многофункциональные единицы, для которых использовал название «комплексов». Комплексы — это совокупа психологических частей (мыслях, воззрений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то направленного на определенную тематику ядра и ассоциирующихся с определенными эмоциями. Юнгу удалось проследить комплексы от на биологическом уровне детерминированных областей личного безотчетного до изначальных мифопорождающих, которые он именовал «архетипами». В ядре каждого комплекса архетипические элементы тесновато переплетаются с разными качествами физической среды. Поначалу он посчитал это знаком того, что проявляющийся архетип делает расположенность к поведению определенного типа. Позднее, исследуя случаи поразительных совпадений, синхронностей, которые сопровождают этот процесс, он сделал вывод, что архетипы должны каким-то образом оказывать влияние на наш физический мир. Так как они представлялись связывающим звеном меж материей и психикой, он именовал их психоидами.

Юнг сделал вывод, что кроме личного безотчетного существует коллективное, расовое безотчетное, общее для всего населения земли и являющееся проявлением созидательной галлактической силы. Юнг считал, что в процессе индивидуализации человек может преодолеть узенькие границы ЭГО и личного безотчетного и объединиться с высшим «Я», соразмерным всему населению земли и всему космосу. Таким макаром, Юнг может считаться первым представителем трансперсональной ориентации в психологии. Посреди областей, открытых и серьезно изученных Юнгом и его последователями, динамика архетипов и коллективного безотчетного, мифотворческие характеристики психики, определенные типы медиумических явлений и синхронные связи психических процессов с беспристрастной реальностью.

Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из 3-х компонент: 1) сознание — ЭГО — Я; 2) иидивидуальное безотчетное — «ОНО»; 3) «коллективное безотчетное», состоящее из психологических первообразов либо «архетипов». Коллективное безотчетное — в отличие от личного (личного безотчетного) — идентично у всех людей и поэтому образует всеобщее основание духовной жизни каждого человека, будучи по природе собственной сверхличным. Коллективное безотчетное — более глубинный уровень психики.

Юнг рассматривает его и как итог предыдущего филогенетического опыта, и как совокупа коллективных мыслях, образов населения земли, как более всераспространенные в ту либо иную эру мифологемы, выражающие «дух времени». По воззрению Юнга, таким новым примером является созданный уже в нашу эру миф о летающих тарелках. В снах, бредовых фантазиях многих людей имеется определенное сходство с мифологическими, фольклорными сюжетами, и даже с древними космологическими мыслями, хотя человек сознательно этих легенд, мыслях мог и не знать, не быть с ними знаком. Но архетип как такой отличается от переработанных форм — от сказок, от легенд. Он представляет собой безотчетное содержание, которое меняется по мере его сознания и восприятия: оно трансформируется под воздействием того личного сознания, на поверхности которого оно появляется. Образно «архетип можно сопоставить с «руслом реки», он, как «русло», дает общее направление, но конкретное содержание приобретает индивидуализированные формы.

Архетип усваивается личностью, потому он есть в личности, но он есть и вовне. Часть архетипа, усвоенная и направленная вовне, образует «персону» («маску»), сторона архетипа, обращенная вовнутрь индивидума, — это «тень»,(«тень носит прирожденный нрав: если «сорвать «маску», то увидим «тень», которая проявляется в комплексах, симптомах»). Психическая корректировка эффективна только если происходит корректировка «тени» и «личности». Личное безотчетное человека можно узнать через «комплексы» — совокупа психологического содержания, заряженных одной змоцией, одним аффектом. Комплексы появляются через симптомы, а совокупа симптомов образует синдром (к примеру, ужас, злость).

Корректировать нужно комплексы в целом, а устранять отдельные симптомы никчемно, убрав один симптом, получаем новые симптомы, так как первопричина — комплекс — продолжает существовать и иметь свою разрушительную силу. Чтоб корректировать «комплекс», нужно извлечь из безотчетного чувственно заряженный «комплекс», переосознать его и поменять его чувственный символ, поменять направление аффекта, другими словами цель — убрать не симптом, а тот аффект, который лежит в базе «комплекса».

Юнг ввел понятие связывающего принципа — синхронности, которое обозначает осмысленные совпадения событий, разбитых во времени и пространстве. По его определению, синхронность вступает в силу, когда «определенное психическое состояние имеет место сразу с одним либо несколькими наружными событиями, которые появляются как важные параллели текущему личному состоянию». Синхронично связанные действия очевидно соотносятся тематически, хотя меж ними нет линейно причинной связи.