Сущность рынка и условия его возникновения. Классификация рынков

Рынок как финансовая категория представляет собой вместительное понятие: это и совокупа специфичных производственных отношений и самих субъектов этих отношений – продавцов и покупателей, и место их встречи, и общий принцип функционирования общества. Рынок – самая развитая форма обмена, когда продукты создаются специально для реализации. Он начал формироваться 6 тыс. годов назад, когда для этого сложились в главном два условия: публичное разделение труда и экономическое обособление производителей как собственников.

Система публичного разделения труда породила необходимость и возможность обмена. Необходимость вызвана с одной стороны – специализацией труда, когда каждый занят выпуском некий одной продукции (скотовод производит мясо, а землепашец – зерно), а с другой стороны — многообразием потребностей людей (скотоводу нужен хлеб, а землепашцу мясо), потому, чтоб удовлетворить все свои потребности, люди должны изменяться плодами труда.

Возможность обмена также порождается разделением труда, которое увеличивает производительность труда и делает избытки для обмена.
Но не всякий обмен является рыночным, а только возмездный. Его порождает финансовая обособленность производителей как собственников, когда складываются понятия «мое» и «твое». Если убить экономическую обособленность и сделать собственность ничейной, как это сделали в 1917 г. в Рф, то рынок становится неосуществимым.

Но рынок бывает различного возраста. Для заслуги зрелого его уровня принципиальна способность общества, обеспечить минимум трансакционных, другими словами вспомогательных издержек рынка. Означает, правительство должно обеспечить развитие инфраструктуры рынка — учреждений, обслуживающих рынок, которые делают дешевенькими и комфортными сделки (банков, бирж, страховых компаний, нотариальных контор и т.д.). Эти условия в России неразвиты, потому наш рынок не может значительно обогатить общество.

И все таки в рыночные дела вступает неограниченное количество людей. Для удобства анализа экономисты сгруппировали их в три сектора. Это три субъекта рынка: потребительские домашние хозяйства; предпринимательские компании и правительство.

Каждый сектор что-то поставляет обществу и взамен получает средства, в итоге происходит экономический кругооборот. Домашние хозяйства поставляют фирмам: рабочую силу – возможности к труду; предпринимательские возможности; природные ресурсы, сдавая в аренду свою личную собственность, к примеру, землю; средства, отдавая их под проценты, скажем, в банк либо как платеж за покупку продукта.

Предпринимательские компании поставляют семьям: заработную плату за наемный труд и прибыль бизнесменам; процент за внедрение чужих средств; ренту за аренду; продукты.

Государство поставляет тем и другим: пособия и выплаты, дотации, валютные кредиты; муниципальные услуги: электроэнергию, городской транспорт; образование, медобслуживание, милицейскую охрану; заработную плату своим служащим и работникам государственных компаний.
В свою очередь правительство получает: налоги, штрафы, платежи за свои услуги, рабочую силу и т.д.

Весь этот обмен идет сразу и безпрерывно, повторяющимися потоками, образуя экономический кругооборот продуктов, услуг, средств. Нарушение связей меж субъектами рынка ведет к нарушениям кругооборота, в итоге появляются экономические кризисы.

Для анализа экономических отношений выделяют различные виды рынков. Условно их можно подразделить по трем признакам: по трудности; по уровню конкуренции; по объектам реализации.

По трудности рынки делятся на обыденные (магазины) и высокоорганизованные (биржи). На биржах продают и приобретают большие партии продукта по образчикам, тут регистрируют прошлые цены, работают профессионалы (брокеры – работают за комиссионные, приобретают и продают за средства клиента, и дилеры – приобретают за собственный счет, а позже продают). Тут есть суд-арбитраж, тут выдают сертификаты свойства. Таким образом, тут продукт всегда высококачественный.

По уровню конкуренции выделяют совершенные рынки и неидеальные. Совершенные – это конкурентноспособные (где много покупателей и продавцов и никто не имеет контроля над ценой), а неидеальные – это монопольные рынки, где фирма-монополист диктует свои цены.

По объектам реализации экономисты делят рынки на потребительские и вкладывательные (рынок средств производства). Потребительские – это рынки продуктов и услуг. Наша статистика выделяет вещественные услуги (пошив, химчистка, парикмахерская) и нематериальные услуги – образование, воспитание, консультации, спортивная подготовка.

Вкладывательные рынки – это рынки причин производства: рынки капиталов (средств производства — машин, оборудования, ценных бумаг — акций, облигаций, векселей, средств – валюты и безналичных средств); рынок труда выделяется экономистами особо – с одной стороны для его свойства по профессиям, стажу, возрасту, полу, квалификации, а с другой стороны – анализируется для того, чтоб выявить взаимодействие спроса и предложения, от которого зависит заработная плата.

Более подробную систематизацию рынков дает узкоотраслевая наука
маркетинг, наука о рынке, которая разделяет (сегментирует) рынки по демографическому принципу – выделяются рынки: мужской и дамский; детский, юношеский, для старых; по географическому принципу – городской и сельский; локальный и государственный; региональный, к примеру, столичный и екатеринбургский; по психологии людей – для туристов, модниц, новых российских; по активности покупателей – вялый, возрастающий, прослоечный, активный.