Сущность и причины западноевропейской интеграции

Мысль европейской экономической интеграции появилась в конце XIX века и равномерно завоевывала разумы европейских политиков. Еще в 1921 г. были предприняты пробы сделать Бельгийско-Люксембургский Экономический Альянс. В 1930 г. министры зарубежных дел Франции А. Бриан и Германии Штреземан предложили сделать «режим евро федерального союза» (план Бриана-Штреземана). Этот план не был реализован, но позволил не только лишь выявить центральную роль в Европе Германии и Франции, да и положить начало новенькому компоненту европейской безопасности и социально-экономической взаимозависимости стран. Схожее решение содействовало бы свободному передвижению продуктов, капитала, людей, развитию экономически отсталых регионов Европы с помощью налаживания взаимовыгодных связей в разных секторах, также обеспечению крепкого мира.

Это предложение оставило глубочайший след в истории европейской интеграции. Его подходы и понятия, предусмотренные в нем: наднациональный орган, общий рынок, фактическая солидарность (общество) европейских народов, неизменный творческий поиск – составляют сейчас обиходный язык европейцев.

В самый разгар II Мировой войны (21 октября 1943 г.) Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали денежное соглашение, а в сентябре 1944 г. – таможенную конвенцию, которые дали начало созданию таможенно-экономического союза этих государств, получившего заглавие Бенилюкс. 3 февраля 1958 г. был заключен контракт об учреждении экономического союза меж ними. Он вступил в силу 1 ноября 1960 г после ратификации парламентами этих государств. Контракт предугадывал создание одного рынка со свободным перемещением меж его участниками продуктов, услуг, капитала, рабочей силы; координацию экономической, денежной и социальной политики; создание союза как одного целого в области внешнеэкономических связей. Позже страны Бенилюкса вошли в состав ЕЭС.

Западная Европа после II Мировой войны оказалась экономически разрушенной и политически раздробленной. Она утратила свои позиции мирового фаворита. Ее место на мировой арене оказалось занятым новыми сверхдержавами – США и СССР, любая из которых обладала существенно большей военной, политической и экономической мощью, чем все европейские страны совместно взятые. Появилась необходимость противоборства как русскому политическому давлению, так и финансово-экономической экспансии США. Первой такую необходимость поняла Франция. В 1950 г. министр зарубежных дел Франции Р. Шуман озвучил декларацию об образовании Евро объединения угля и стали (ЕОУС), разработанную им вместе с экономистом Ж. Монне. Декларация была обращена сначала к Германии. В ней доказывалось, что сотрудничество 2-ух государств в области производства и сбыта стали восстанавливает франко-германские дела, включит ФРГ в европейскую экономику как суверенное правительство. В то же время сотрудничество Франции и Германии будут наилучшим методом обеспечения мира, стабильности и благоденствия в Европе. Р. Шуман и Ж. Монне предложили соединить угольную и сталелитейную индустрия Франции и ФРГ в рамках одной организации, открытой для хоть какой другой европейской страны, под эгидой совместного руководящего органа. Это предложение было реализовано в 1951 г. Парижским Контрактом, установившим ЕОУС в составе 6 государств: Бельгии, Франции, Германии, Италии, Люксембурга и Нидерландов. Фуррор Контракта воодушевил его участников на расширение сферы деятельности. В 1957 г. Римский Контракт установил Европейское экономическое общество и Европейское общество по атомной энергии (Евратом). Они были нацелены на создание таможенного союза и устранение торговых барьеров снутри Общества, также развитие использования ядерной энергии в мирных целях.

В 1967 г. вышло слияние исполнительных органов 3-х Сообществ, в итоге чего была сотворена базисная структура Евро экономического общества (ЕЭС), прошедшая в собственном развитии ряд шагов и трансформировавшаяся в Европейский Альянс.

Европейские интеграционные структуры (ЕОУС и Евратом) сначало создавались как противовес двум мировым сверхдержавам, как некоторая «третья сила» в мировом обществе, т.е. доминирующими были политические мотивы. Но, невзирая на их бесспорную значимость, ошибочно игнорировать экономические предпосылки интеграции. Ее экономические корешки уходят в глубочайшее прошедшее, но новое современное значение процесс интеграции заполучил после промышленной революции, которая обеспечила ей крепкую техно базу и беспримерные темпы. Развитие индустрии определило углубление интернационального разделения труда меж странами Европы, усилило их производственную специализацию. Механизация стала основой для распространения массового промышленного производства, что, в свою очередь, добивалось расширения рынков сбыта и поисков новых источников сырья и энергоресурсов за пределами собственных государств. Это безизбежно выводило государственный воспроизводственный процесс за территориальные границы стран. Таким образом, национальные хозяйства Западной Европы становились все более связанными с наружным миром и все более проникали в него. Так, если совокупная внешнеторговая квота европейских государств в 1830 г. не превосходила в среднем 4,5%, то в текущее время она значительно выше 25%.

Сразу устанавливался все более либеральный торговый режим меж европейскими странами. Этот процесс был обоснован экономическими выгодами, которые либерализация приносила участникам обоюдной торговли. К примеру, Англия, Нидерланды, Франция и Германия в 1913–1950 гг. за счет наружной торговли обеспечивали в среднем 6,3% от общего прироста ВВП, в 1950–1973 гг. – 10,2%, а в 1973-1987 гг. – 12,3%. Наружняя торговля позволяла Дополнительно прирастить эффект масштаба производства и получить еще около 15% прироста ВВП. Не последнюю роль в активизации интеграционных процессов в Европе сыграли своевременное понимание возможности человека к инновациям и предпринимательству при разработке подходящих публичных критерий, при развитии исследований для ускорения технического прогресса; разработке общей инфраструктуры для свободного рынка, обусловленные, в свою очередь, территориальной близостью государств, сходством семейных и религиозных традиций (планирование рождаемости, право наследования и др.), порождающее сходство потребностей, вкусов и т.п. В совокупы это углубляло разделение труда меж странами, содействовало росту производительности труда, масштабов производства и наружной торговли.

Конкретно потому в 50-х гг. XX в. Западная Европа оказалась более приготовленной к созданию зоны экономической и социальной стабильности, огражденной от остального мира не только лишь единым таможенным барьером, да и особенной системой коллективного регулирования разных качеств межстрановых отношений – от торговли продуктами и услугами до передвижения рабочей силы и капиталов, от социальной защиты населения до их личной безопасности, от координации макроэкономической политики государств-участников до их денежной унификации. На протяжении более чем 40 лет в рамках Евросоюза была сотворена защитная реакция на экономические, социальные и другие неблагоприятные последствия современных проявлений процесса глобализации.