Судьба человека | Адаптивность человека | Инстинкты человека

Судьба человека почти во всем определяется уровнем его адаптивности — прирожденной и полученной возможности к приспособлению ко всему обилию жизни при всех критериях. Есть высоко- средне- и низкоадаптивные люди. Прирожденные базы адаптивности — это инстинкты, характер, конституция тела, эмоции, прирожденные задатки ума и возможностей, наружные данные и физическое состояние организма. Уровень адаптивности увеличивается либо снижается под воздействием воспитания, обучения, критерий и стиля жизни.

Адаптированность — уровень фактического приспособления человека, уровень его общественного статуса и самоощущения — удовлетворенности либо неудовлетворенности собой и собственной жизнью. Человек может быть гармоничен и приспособлен или дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация — всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в 3-х формах: невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения).

Адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными прирожденными особенностями его натуры. Первой составляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Согласно концепции Гарбузова В.И., можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, преобладания, свободы и сохранения плюсы. Инстинкты группируются в диады: диада А содержит в себе инстинкты самосохранения и продолжения рода, и она — базисная, обеспечивающая физическое выживание особи и вида. Диада Б содержит в себе исследовательский инстинкт и инстинкт свободы, она обеспечивает первичную специализацию человека. И в конце концов, диада В включает в себя инстинкты преобладания и сохранения плюсы и обеспечивает самоутверждение, самосохранение человека в психосоциальном нюансе. Все совместно эти три диады в самом общем виде обеспечивают адаптацию человека в реальной жизни. Инстинкт альтруизма социализирует згоцентрическую суть всех других инстинктов. Инстинкт альтруизма социализирует эгоцентрическую суть всех других инстинктов.

Обычно в норме у человека один либо несколько инстинктов доминируют, другие же выражены слабее, но всеполноценно оказывают влияние на личностные тенденции. Но, в силу определенных био и соц причин, преобладание 1-го либо нескольких инстинктов может быть чрезмерным до патологии, а звучание других возможно окажется подавленным прямо до атрофии, тогда и идет речь об инстинктопатиях. Инстинктопатии приводят к конфликтным межличностным отношениям меж людьми, их носителями и индивидумами с обычным преобладанием того либо другого инстинкта. Меж инстинктопатиями и психопатиями существует тесноватая связь: так, при истероидной психопатии имеет место гипердоминирование инстинктов свободы, самосохранения и атрофия инстинктов альтруизма, продолжения рода.

Зависимо от преобладания того либо другого инстинкта вытекает первичная базовая типология особенности. И каждый человек принадлежит к одному из 7 типов: I — «эгофильному», II — «генофильному» (от латин. genus — род), III — «альтруистическому», IV «исследовательскому, V — «доминантному», VI — «либертофильному» (от латин. libertas — свобода), VII — «дигнитофильному» (от лат. dignitas — достоинство). Приведем короткие личностные свойства в рамках вышеприведенной типологии.

I — «Эгофильный тип». С ранешнего юношества у человека этого типа проявляется склонность к завышенной осторожности, ребенок не отпускает мама от себя ни на миг, опасается мглы, высоты, воды и т.п., нетерпим к боли (отказы от исцеления зубов; от посещения докторов и т.п.); на базе этого типа формируется личность с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к назойливым ужасам, фобиям либо истерическим реакциям. Это люди, для которых «безопасность и здоровье — превыше всего», а их кредо: «Жизнь одна и больше не будет». Эволюционная необходимость наличия данного типа состоит в том, что его носители, сохраняя себя, являются хранителями генофонда рода, племени. Для «эгофильного типа» свойственны последующие ведущие свойства: 1)эгоцентричность; 2)консерватизм; 3)готовность поступиться соц потребностями ради своей безопасности; 4)отрицание риска; 5) тревожность в отношении собственного здоровья и благополучия.

II — «Генофильный тип». Для него свойственна типичная разновидность эгоцентризма, когда «Я» замещается понятием «Мы» (под «Мы» предполагается семья) прямо до отрицания «Я». Ценности, цели, актуальный план подчинены одному — интересам деток, семьи. Уже в детстве интересы этого типа людей фиксированы на семье и таковой ребенок спокоен только тогда, когда отец и мама возвратились с работы, вся семья в сборе, все здоровы и у всех не плохое настроение, он обостренно ощущает разлад в семье, и в данном случае у него появляется депрессивная невротическая реакция с энурезом и т.п. Это люди, которые ценят «интересы семьи главнее всего», а их кредо: «Мой дом — моя крепость». Эволюционная необходимость наличия данного типа заключается в том, что его носители — хранители семьи, хранители генофонда рода, хранители жизни. «Генофильному типу» присущи ведущие свойства: 1)сверхлюбовь к своим детям; 2)семейственность; 3)сверхзабота о безопасности и здоровье собственных деток; 4)тенденция к отрицанию собственного «Я» в пользу «Мы» (семьи); 5)сверхтревожность относительно грядущего собственных деток.

III — «Альтруистический тип». Для людей этого типа харатерны доброта, эмпатия, заботливость к близким, в особенности к старым, способны дать другим последнее, даже необходимое ему самому. Они убеждены, что не может быть отлично всем, если плохо кому-то одному, а их кредо «Доброта выручит мир, доброта главнее всего». И они эволюционно хранители доброты, мира, хранители жизни. Для «альтруистического типа» свойственны ведущие свойства: 1)доброта; 2)сопереживание, осознание людей; 3)бескорыст-ность в отношениях с людьми; 4)забота о слабеньких, нездоровых; 5) миролюбие.

IV — «Исследовательский тип». У людей этого типа с ранешнего юношества отмечается любознательность, рвение во всем добраться до сущности, склонность к творчеству. Сначала этих людей интересует все, но дальше все посильнее и посильнее захватывает какое-то одно страстное увлечение. Путники, изобретатели, ученые — лица этого типа. Их кредо — «Творчество и прогресс — главнее всего». Эволюционная необходимость этого типа явна. «Исследовательскому типу» присущи: 1)склонность к исследовательской деятельности; 2)склонность к поиску нового, новшество в науке, искусстве и т.д.; 3)способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при возникновении новых, требующих риска, но увлекательных дел и задач; 4)устремленность к творчеству; 5)самоотверженность в реализации творческих устремлений.

V — «Доминантный тип». С раннего детства наблюдается рвение к лидерству, умение организовать игру, поставить цель, проявить волю для ее заслуги, формируется личность, понимающая, чего она желает и как добиться хотимого, упрямая в достижении цели, готовая к обмысленному риску, умеющая разбираться в людях и повести их за собой. Кредо этого типа: «Дело и порядок превыше всего»; «Один — ничто, все — все»; «Будет отлично всем — будет отлично каждому». Эволюционная необходимость наличия этого типа, рождающего фаворитов, организаторов, политиков в том, что они хранители интересов и чести всего рода. Для «доминантного типа» свойственны: 1)склонность к лидерству, к власти; 2)расположенность к решению сложных организационных задач; 3)ценность перспектив служебного роста над вещественными стимулами; 4)готовность к жесткой борьбе за лидерство, за 1-ое место; 5)ценность общего (интересов дела, коллектива) над личным (интересами 1-го человека).

VI — «Либертофильный тип». Уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту против хоть какого ограничения его свободы вырастает вкупе с ним. Для людей этого типа свойственны рвение к самостоятельности, отрицанию