Средства и методы психологического воздействия на человека

Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение либо инфецирование.

Самый старый механизм воздействия — это инфецирование, он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от 1-го человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (инфецирование паникой, раздражением, хохотом). Эффект находится в зависимости от степени интенсивности чувственного состояния воздействующего человека (условно будем именовать его оратором) и количества слушателей. Чем выше чувственный настрой оратора, тем посильнее эффект. Число людей должно быть довольно огромным, чтоб появлялось чувство единства с массой под воздействием чувственного транса оратора.

Внушение также основано на апелляции к безотчетному, к чувствам человека, но уже вербальными, словесными средствами, при этом оратор не должен быть в чувственном трансе, а должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и знатный. Внушение основано основным образом на авторитетности источника инфы, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный нрав, т.е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный нрав и усиленный экспрессивный момент. Очень велика тут роль интонации голоса (90% эффективности находится в зависимости от интонации, которая выражает уверительность, авторитетность, значительность слов).

Внушаемость — степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей инфы, различна у различных людей. Внушаемость выше у лиц с слабенькой нервной системой, также у лиц с резкими колебаниями внимания.

Люди с не много равновесными установками посильнее внушаемы (детки внушаемы), люди с доминированием первой сигнальной системы более внушаемы. Выделяют три главные формы внушения: 1)гипнотическое внушение (в состоянии гипноза); 2)внушение в состоянии релаксации — мышечной и психологической расслабленности; 3)внушение при активном состоянии бодрствования человека. Приемы внушения ориентированы на понижение критичности человека при приеме инфы и использовании чувственного переноса. Так, прием переноса подразумевает, что при передаче сообщения новый факт связывают с отлично знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек чувственно положительно относится, для того чтоб произошел перенос этого чувственного состояния на — новую информацию (вероятен перенос и отрицательного дела, в данном случае поступающая информация отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого, — мыслителя) и «апелляция ко всем» («большая часть людей считает, что…») понижают критичность и увеличивают податливость человека получаемой инфы.

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, подразумевает довольно высочайший уровень развития логического мышления. На людей, которые практически неразвиты, иногда нереально логически повлиять. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления. Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия: 1)убеждающая речь должна строиться с учетом личных особенностей слушателей; 2)она должна быть поочередной, логичной, очень доказательной, должна содержать как обобщающие положения, так и определенные примеры; 3)нужно рассматривать факты, известные слушателям; 4)убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что обосновывает. Мельчайшая некорректность, логическое несоответствие — могут резко понизить эффект убеждения.

Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника инфы: 1)слушатель ассоциирует получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в итоге создается представление о том, как оратор преподносит информацию, откуда он ее черпает, если человеку кажется, что оратор не правдив, прячет факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает; 2)создается общее представление об авторитетности убеждающего, но если оратор допускает логические ошибки, никакой официальный статус и авторитет ему не посодействуют; 3)сравниваются установки оратора и слушателя: если расстояние меж ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным. В данном случае лучшей стратегией убеждения является: сначала убеждающий докладывает об элементах сходства со взорами убеждаемых, в итоге устанавливается наилучшее осознание и создается предпосылка для убеждения. Может быть использована и другая стратегия, когда сначала докладывают о большенном различии меж установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказательно разгромить чуждые взоры (что нелегко — вспомни о наличии уровней селекции, отбора инфы). Таким макаром, убеждение — способ воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления различного рода (воздействие авторитетности источника инфы, групповое воздействие). Убеждение более отлично, когда убеждается группа, а не индивидум. Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-нибудь мысли обосновывается через посредство других мыслей. Всякое подтверждение состоит из 3-х частей: тезис, резоны и демонстрации. Тезис — это идея, истинность которой требуется обосновать, тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обусловлен фактами.

Резон — это идея, истинность которой уже подтверждена и потому она может быть приведена для обоснования истинности либо ложности тезиса. Демонстрация — логическое рассуждение совокупа логических правил, применяемых в подтверждении. По методу ведения подтверждения бывают прямые и косвенные, индуктивные и дедуктивные. В ряде всевозможных случаев вероятен эффект бумеранга — когда убеждение приводит к результатам, обратным намерениям убеждающего. Это происходит: 1)когда начальные установки убеждающего и убеждаемого разбиты большой дистанцией и с самого начала оратор это указывает, но не обладает подабающей