Социальная политика государства

Это регулирование социально-экономических критерий жизни общества методом реализации принципов социальной справедливости. В этой политике есть две крайности, меж которыми и балансирует распределительная политика страны. Одна — это чрезмерное вмешательство, выравнивание доходов, которое понижает бизнес активность и эффективность производства в целом. Другая — это сокращение распределительной роли страны, которая ведет к социальной напряженности, конфликтам и к падению производства и его эффективности.

На социальную политику государств оказывают влияние духовные, нравственные, национальные традиции, исторические особенности. Так, очень высочайшие ставки налогов, взимаемых в Швеции, привели бы экономику США к катастрофе.

Найти рациональные ставки налогов и выплат очень тяжело. В Рф уравниловка выступала под видом коллективизма, потому население, воспитанное в этом духе, отвергает рыночные принципы рассредотачивания.

Система социальной защиты значит поддержку не только лишь малообеспеченных, да и наемных работников вообщем: ограничивается длительность рабочей недели, малая ставка заработной платы, минимум отпуска, предусматривается охрана труда.

В странах разрабатываются программки стабилизации доходов, помощи малоимущим. Инсталлируются пенсии потерявшим кормильца, льготы многодетным (бесплатный проезд на транспорте, бесплатное питание в школах). Образование и мед сервис — бесплатное.
Соц ориентация экономики подразумевает подчинение хозяйства задачкам развития личности. Ее необходимость вызвана: задачками гуманизации публичных отношений, предотвращения роста бедности и преступности; необходимостью сотворения обычных критерий жизни людей, когда уровень экономического развития позволяет сделать это. НТР, движком которой является творческий труд, немыслим без ублажения разумных потребностей работника.

Экономика Рф при господстве административно-командной системы в сравнимо размеренный период 1953-1985 гг. могла обеспечить мало обычный уровень жизни, но в целом она не давала способности для раскрытия творческого потенциала личности, а многие разумные потребности не были бы удовлетворены из-за неизменного недостатка потребительских продуктов и услуг, а также выделения средств на развитие социальной сферы «по остаточному принципу».

Все же, административно-командная система имела ряд достижений в социальной области: бесплатные образование и здравоохранение, гарантия рабочего места при фактически всеобщей занятости.

Уступая рыночной экономике в эффективности хозяйственной деятельности, насыщенности потребительского рынка продуктами и услугами, административно-командная система опережала рыночную систему в перечисленных соц моментах.

Потому переходная экономика – это желание соединять социалистическую социальную систему с эффективностью рыночной экономики.

Опыт продвинутых стран с рыночной экономикой показывает механизм соединения социальной справедливости и экономической эффективности.

Дорогая» рабочая сила вдохновляет экономику достигать прироста производства и улучшения свойства за счет научно-технического прогресса, внедрения ресурсо- и трудосберегающих технологий.

В переходной экономике Рф реализация задач социальной справедливости затруднена достаточно умеренными размерами публичного продукта, что сдерживает перераспределительные процессы.

Совместно с тем социологические исследования указывают на сдвиг массовых представлений о социальной справедливости от уравнительных к рыночным. Об этом гласит обширное распространение позиции: «Чем лучше платят, тем больше делаю».

Соц политика — это политика страны, направленная на смягчение неравенства в рассредотачивании доходов, безизбежно присущего рыночной экономике, как, вобщем, и другим экономическим системам.

Соц политика ориентирована на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий меж участниками рыночной экономики и предотвращение соц конфликтов на экономической почве.

Потому принципиальной задачей социальной политики является адресная (т. е. созданная для определенных групп населения) соц поддержка со стороны страны, в первую очередь слабо защищенных слоев.

В критериях переходной экономики происходит резкое повышение дифференциации доходов населения. Неравенство в доходах усиливается трансформационным спадом, высочайшей инфляцией, массовой принужденной безработицей, которые вызывают существенное понижение уровня жизни преобладающей части населения, в особенности в самом начале переходного периода.

В этих критериях правительство вынуждено (даже вопреки беспристрастной логике сокращения муниципального вмешательства в экономику) интенсивно участвовать в перераспределении доходов.

Но способности страны в этот период очень ограничены: во-1-х, приватизация беспристрастно ведет к сокращению муниципальных доходов; во-2-х, существенное увеличение налоговых ставок ослабляет стимулы к получению больших доходов, а тем к высокопроизводительному труду и инвестициям; в-3-х, резкий рост соц трансфертов ослабляет стимулы к труду. Потому соц политика в переходной экономике призвана уменьшить разрыв в доходах разных категорий населения, при всем этом, не подорвав заинтригованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.

Соц политика страны включает гармонизацию отношений меж участниками рыночной экономики в форме общественного партнерства, которое подразумевает заключение правительством, государственным объединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики.