Развитие отношений собственности в условиях перехода к рынку

Основным направлением реформирования экономики является либерализация, другими словами снятие муниципального контроля с хозяйственной деятельности людей, подмена директивного планирования рыночной свободой, где все характеристики развития производства появляются через взаимодействие спроса и предложения. Для этого нужно изменение формы принадлежности. Поэтому методом либерализации экономики является приватизация гос принадлежности методом передачи либо реализации ее личным лицам.

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг дружке концепции. Одна из их именуется «градуализм» (от британского слова «gradual» — постепенный), а 2-ая — «шоковая терапия». Выражение «шоковая терапия» взято из медицины и не является серьезным научным термином для обозначения экономических процессов. Но оно успешно обрисовывает соответствующие особенности конструктивных рыночных преобразований.

Градуализм — это финансовая концепция, которая подразумевает проведение неспешных, поочередных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для сотворения рынка правительство должно равномерно подменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По воззрению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого понижения производства и актуального уровня населения.

Броский эталон градуализма — реформы в Китае. Хотя эта страна относится к посттоталитарному типу, китайский опыт так удачен, что может служить прототипом для подражания и в постсоциалистических государствах.

«Шоковая терапия» — это финансовая концепция, которая считает инвентарем формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение муниципальных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она базирована на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан южноамериканским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом и его последователями. Монетаризм исходит из того, что рынок — это самая действенная форма экономической деятельности. Рынок способен к самоорганизации, потому монетаристы говорят, что преобразования переходного периода должны происходить с наименьшим ролью страны.

Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» ориентирована на обеспечение так именуемых жестких экономных ограничений, которые означают, что предприятия могут растрачивать только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение средств от страны. Что касается больших тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период больших цен лучше пройти стремительно, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие и длительные годы.

Практически все постсоциалистические страны в той либо другой степени руководствовались доктриной «шоковой терапии». В неких странах — к примеру, в Польше, Чехии и Эстонии — этот опыт был полностью успешен.

В Рф конструктивная финансовая реформа была начата в 1992 г. либеральным правительством, исповедовавшим идеи монетаризма и «шоковой терапии». Но подлинной «шоковой терапии» в нашей стране никогда не было. Как отмечалось выше, «шоковая терапия» подразумевает бездефицитный бюджет, тогда как в протяжении 1992-1998 гг. бюджет раз в год сводилсяс недостатком 5-10% ВВП. Не считая того, правительство не ограничивало заработнуюплату, что привело к появлению традиционной инфляционной спирали «цены — заработная плата». С середины 1992 г. правительство прирастило эмиссию средств и расширило кредитование народного хозяйства. Все это растянуло финансовую стабилизацию в Рф на пару лет, что, естественно, совсем не укладывается в концепцию «шоковой терапии».

Обобщая опыт первых лет реформ, ученые сделали вывод, что при любом варианте проведения реформ большущее значение имеет способность страны, после исходного шага распада старенькых органов управления и сотворения новых органов, добиваться воплощения избранной экономической политики.

Она просит болезненных реформ в системе муниципальных расходов, энергичных усилий по сбору налогов, защиты прав принадлежности, противодействия обороту нелегальных платежных средств (в том числе зарубежной валюты) и утечке капитала, борьбы с коррупцией и других действий страны. Вопреки всераспространенному воззрению, либеральное правительство очень агрессивно и поочередно в защите закона и прав людей; его либеральная природа проявляется не в безначалии, а в невмешательстве в те сферы публичной и экономической жизни, где предпочтительна личная инициатива). Слабость муниципального управления в Рф явилась одной из основных обстоятельств плохого хода реформ, сначало опиравшихся на либеральные принципы.