Психология юношеского возраста | Формирование самосознания

Юношеский возраст — шаг формирования самосознания и собственного миропонимания, шаг принятия ответственных решений, шаг людской близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть главными. Отвечая себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», юноша сформировывает: 1) самосознание — целостное представление о самом для себя, эмоциональное отношение к себе, самооценка собственной наружности, интеллектуальных, моральных, волевых свойств, понимание собственных плюсов и недочетов, на базе чего появляются способности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания; 2) собственное миропонимание как целостную систему взглядов, познаний, убеждений собственной актуальной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму познаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные познания не складываются в единую систему; 3) рвение поновой и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, сделать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т.п.

Для юношества характерны максимализм суждений, типичный эгоцентризм мышления. Но в таковой ситуации парень обязан опираться на эмоциональную поддержку ровесников, и это приводит к обычной реакции «завышенной подверженности (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм) — воздействию ровесников, которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, подкультура), даже злодеяния посреди молодежи, обычно, носят групповой нрав, совершаются под воздействием группы. Юношеский возраст представляет собой вроде бы «3-ий мир», имеющийся меж детством и взрослостью, т.к. на биологическом уровне физиологическое и созревание завершено (уже не ребенок), но в соц отношении еще не самостоятельная взрослая личность.

Важный психический процесс юношеского возраста — становление самосознания и устойчивого вида собственной личности, собственного «Я». Становление самосознания происходит по нескольким фронтам: 1) открытие собственного внутреннего мира; 2) возникает понимание необратимости времени, осознание конечности собственного существования. Конкретно осознание неизбежности смерти принуждает человека серьезно задуматься о смысле жизни, о собственных перспективах, собственном будущем, о собственных целях. 3) Формируется целостное представление о самом для себя, отношение к для себя, при этом сначала осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, наружности, привлекательности, а потом уже морально-психологические, 4) Происходит понимание и формируется отношение к зарождающейся сексапильной эмоциональности. Юношеская сексуальность отличается от сексапильности взрослого человека. Потребность в духовном осознании и сексапильные желания очень нередко не совпадают и могут быть ориентированы на различные объекты. По образному выражению 1-го ученого-сексолога, «парень не любит даму, к которой его сексапильно физиологически тянет, и его не тянет сексапильно к девице, которую он любит, у него девственное отношение к девице, вызывающей у него нежные чувства».

В древнеиндийском эпосе формулу любви выразили так: «Потребности души рождают дружбу, потребности мозга почтение, потребности тела — сексапильное желание. А все три вкупе рождают любовь»; т.е. любовь = дружба + почтение + секс.

Любовь с первого взора вероятна, она растет из влечения, показавшегося сначала знакомства и усиливается позже дружбой, взаимоуважением. Если же желание не подкрепляется дружбой, почтением, взаимопониманием, то влюбленность уходит, не перерастая в любовь. Влюбленность — это состояние, когда из «всех 3-х составляющих любви» в чувстве человека отсутствуют «потребности мозга», что обусловливает типичное «опьянение чувством» с потерей ответственности и аналитических мыслительных возможностей, в итоге человек не думает о последствиях, не замечает недочетов избранника, не имеет обоюдного уважения и осознания личностных свойств друг дружку («Слепота влюбленных»). Влюбленность может вырасти в любовь (если к чувству влюбленности присоединится взаимоуважение и взаимопонимание), а может и угаснуть (что почаще бывает).

Влюбленность сравнимо просто появляется и естественным методом, также в итоге «типичных ловушек влюбленности»: 1) ловушка «взаимного актерства», чтобы смотреться значительнее, увлекательнее в очах друг дружку; 2) ловушка «уязвленного самолюбия»; 3) ловушка «интимной фортуны»; 4) ловушка «простоты отношений».

Любовь мужчины и дамы бывает, по последней мере, 2-ух типов: 1) любовь как чувство предпочтения 1-го человека перед всеми другими, даже может быть более прекрасными, умными и т.п., но вам нужен конкретно данный один человек, вы желаете повсевременно иметь около себя объект любви, боитесь его утратить. Это любовь эгоистическая, человек хлопочет приемущественно о для себя, выступает только в качестве потребителя наслаждения; 2) и есть любовь альтруистическая, когда преобладает желание не столько получать наслаждение от объекта любви, сколько все дать ему, даже если это во вред для себя. В неких языках слово «обожать» имеет только этот 2-ой смысл (к примеру, украинское «кохаю»).

В социальной психологии выделяют три сферы, в каких осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке вида его «Я». Образ «Я» либо самосознание (представление о для себя) не появляется у человека сходу, а складывается равномерно на протяжении всей жизни под воздействием бессчетных соц воздействий и включает 4 компонента: — сознание отличия себя от остального мира; — сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности; — сознание собственных психологических параметров, чувственные самооценки; — социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на базе скопленного опыта общения и деятельности.

Аспекты самосознания

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); 2) понимание собственной активности — «Я управляю собой»; 3) понимание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»); 4) моральная оценка себя, наличие рефлексии — понимание собственного внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить: 1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов собственного «Я» («Я» как действующий субъект»); 2) понимание собственных реальных и хотимых свойств «Реальное Я» и «Безупречное Я»); 3) познавательные, когнитивные представления о для себя («Я как наблюдаемый объект»); 4) эмоциональное, чувственное представление о для себя.

В целом можно выделить 3 пласта сознания человека: 1) отношение к для себя; 2) отношение к другим людям; 3) ожидание дела других людей к для себя (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, понимание этого дела бывает отменно разным: 1) эгоцентрический уровень отношений (отношение к для себя как самоценности оказывает влияние на отношение к другим людям («Если мне помогают, то — отличные люди»); 2) группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — неплохой»); 3) просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каковой он есть». «Поступай с другим так, как ты бы желал, чтоб поступили с тобой;»); 4) зстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в отношении к другому человеку»).

От уровня смыслового дела к другим людям зависят деятельность, поведение, общение человека. Любопытно увидеть, что культура определенного общества зовет к определенным эталонам, к определенному уровню смыслового дела к людям. Так, обычно российская культура стремилась к ценности милосердия, духовности, стремилась к зстохолическому уровню ценностей и отношений, взывала к совести человека, к Богу. Культура русского социалистического общества проповедовала классовую необходимость, твердость к инакомыслящим, к классовым противникам», т.е. тяготела к группоцентрическому уровню ценностей и отношений («Кто не с нами, тот против нас»). Западная культура культивирует почтение к правам, самосознанию личности, к чести, достоинству, к закону, стремится к просоциальному уровню ценностей и отношений к людям.

Все эти уровни отношений как-то представлены у каждого человека (или в качестве ситуационных реакций, или в качестве устойчивых, личностно присвоенных реакций, которые входят в структуру личности, либо в качестве личных ценностей, осознанных убеждений («Я на том стою, и не могу по другому»), но встает вопрос, что преобладает, что выигрывает в конфликте, какой уровень (эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный, эстохолический) обусловит поведение человека.