Психология личности введение

Хотя до конца 60-х годов трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, трансперсональные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий. Самыми видными представителями этого направления были К. Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу. Массивным рычагом для нового движения послужили клинические исследования с применением психоделических препаратов (ЛСД), способов голотропного погружения и ребефинга. (С. Грофф).

Принципиальный вклад в трансперсональную психологию личности занес Абрахам Маслоу, который провел исследование опыта людей, у каких были спонтанные магические либо, как он их называл, «пиковые переживания». В классической психиатрии к хоть какому магическому опыту обычно относятся как к суровой психопатологии. В собственном исследовании Маслоу показал, что спонтанные «пиковые переживания» нередко оказывались благотворными для испытавших их людей, потом они выказывали ясную тенденцию к «самореализации» либо «самоактуализации». Он представил, что таковой опыт относится к категории выше нормы, а не ниже либо вне ее, и тем заложил базы для психологии, исходящей из этой предпосылки. Другим принципиальным нюансом работы Маслоу был анализ человечьих потребностей и пересмотр теории инстинктов. Он считал, что высшие потребности представляют принципиальный нюанс людской личности, что их нельзя рассматривать как производные от низших инстинктов. По его воззрению, высшие потребности играют важную роль в психологическом здоровье и развитии заболеваний. Высшие ценности (метаценности) и рвение к ним (метамотивация) характерны природе человека; признание этого факта полностью нужно для хоть какой теории людской личности. Высшие потребности в осознании смысла жизни, в самореализации и самоактуализации, в духовности характерны природе человека, и только неблагоприятные причины социальной и персональной жизни на некий срок заглушают и отодвигают на задний план эти высшие потребности людской души.

Таким макаром, отличительной чертой трансперсональной психологии личности является модель людской души, в какой признается значимость духовного и галлактического измерений и способностей для эволюции сознания.

Практически во всех трансперсональных миропониманиях выделяют последующие главные уровни: 1) физический уровень неживой материи, энергии; 2) био уровень живой, чувствующей материи/энергии; 3) психический уровень разума, Эго, логики; 4) узкий уровень парапсихологических и архетипических явлений; 5) причинный уровень, характеризующийся совершенной трансценденцией; 6) абсолютное сознание. Любой из нижележащих уровней имеет более ограниченный и контролируемый круг сознания, чем вышерасположенный.

Элементы низших миров не в состоянии принимать высшие миры и не знают о их существовании, хотя те их пронизывают. Вселенная представляет собой интегральную единую сеть этих взаимопроникающих миров, потому не исключено, что при определенных обстоятельствах человек может вернуть свою тождественность с галлактической сетью и сознательно пережить хоть какой нюанс ее существования (телепатия, психодиагностика, видения на расстоянии, предвидение грядущего, проникновение в дальнее прошедшее появляются у неких людей, и вопрос уже не в том, вероятны ли такие явления, а в том, как обрисовать барьер, не позволяющий им происходить в хоть какое время?).