Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии

Психология — и очень древняя и совершенно юная наука. Имея тысячелетнее прошедшее, она тем не наименее вся еще в дальнейшем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины чуть насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает людскую идея с тех пор, когда человек начал думать о тайнах окружающего его мира и узнавать их.

Узнаваемый психолог конца XIX — начала XX в. Г. Эббингауз смог сказать о психологии очень лаконически и точно: у психологии большая предыстория и очень маленькая история. Под историей имеется в виду тот период в исследовании психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального способа. Это вышло в последней четверти XIX в., но истоки психологии теряются в глубине веков.

Само заглавие предмета в переводе с древнегреческого значит «psyche» — душа, «logos» — наука, учение, другими словами — «наука о душе». Согласно очень всераспространенному представлению, 1-ые психические мнения связаны с религиозными представлениями. В реальности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранешние представления древнегреческих философов появляются в процессе практического зания человека, в тесноватой связи с скоплением первых познаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообщем, о душе а именно. Исследование, разъяснение души и является первым шагом в становлении предмета психологии.

Психология как наука обладает особенными свойствами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему испытанных познаний психологию знают немногие, в главном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачки. Совместно с тем как система актуальных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных чувств, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, чувств, эмоций и многого другого. Главные психологические явления мы конкретно можем найти у самих себя и косвенно следить у других людей.

Предметом исследования психологии является, сначала, психика человека и животных, включающая в себя многие личные явления. При помощи одних, таких, к примеру, как чувства и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек узнает мир. Потому их нередко именуют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, конкретно управляют действиями и поступками. Их именуют психологическими качествами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и возможности, познания и сознание). Не считая того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психологических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психологических явлений от их.

Человек не просто просачивается в мир при помощи собственных познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его себе с целью ублажения собственных вещественных, духовных и других потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтоб осознать и разъяснить людские поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь, психологические процессы, состояния и характеристики человека, в особенности в их высших проявлениях, навряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать зависимо от критерий жизни человека, от того, как скооперировано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также потому составляют предмет современных психических исследовательских работ.

Психологические процессы, характеристики и состояния человека, его общение и деятельность делятся и исследуются раздельно, хотя в реальности они плотно сплетены вместе и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

В истинное время психология представляет собой очень разветвленную систему наук. В ней выделяется огромное количество отраслей, представляющих из себя относительно без помощи других развивающиеся направления исследований. Их в свою очередь можно поделить на фундаментальные и прикладные, общие и особые. Назовем только некие из отраслей психологии: общая, соц, педагогическая, мед, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

В силу специфичности нашего курса и данного учебного пособия, мы остановимся подробнее только на неких отраслях психологии — общей, социальной, психологии управления и психодиагностике.

Общая психология изучит индивидума, выделяя при всем этом два главных направления — психологию познавательных процессов и психологию личности. Познавательные процессы обхватывают чувства, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. При помощи этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании познаний. Личность обладает качествами, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, возможности, диспозиции, установки, мотивация, характер, нрав и воля.

Исследование психических наук начинается с общей психологии, потому что без довольно глубочайшего познания главных понятий, вводимых в курсе общей психологии, нереально будет разобраться в том материале, который содержится в особых разделах предлагаемого курса. Ведь тяжело, наверняка, представить для себя школьника, пытающегося понять базы высшей арифметики, но не изучившего еще таблицу умножения, не научившегося ложить и вычитать числа.

Особенное внимание в нашем курсе будет уделено социальной психологии, и это не случаем. Соц психология — ветвь психического познания, имеющая маленькую, но насыщенную историю собственного развития. Как самостоятельное направление психической науки, она существует наименее 100 лет. Официально годом рождения социальной психологии считается 1908 год, когда сразу вышли две книжки с аналогичным заглавием, заявившие себя как 1-ые учебники по новейшей гуманитарной дисциплине. Любопытно отметить, что один учебник вышел в Америке, другой в Европе, один был написан социологом, другой – психологом.

Само сочетание слов «соц психология» показывает на специфичное место, которое занимает эта дисциплина в системе научного познания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, соц психология до сего времени сохраняет собственный особенный статус, который приводит к тому, что любая из «родительских» дисциплин достаточно охотно включает её в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много обстоятельств. Главной из их является беспристрастное существование такового класса фактов публичной жизни, который сам по для себя может быть изучен только с помощью объединённых усилий 2-ух наук: психологии и социологии.

С одной стороны, хоть какое публичное явление имеет собственный «психический» нюанс, так как публичные закономерности появляются не по другому как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей.

С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей появляются совсем особенные типы связей меж ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их неосуществим вне системы психического познания.

Другой предпосылкой двоякого положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах сразу и психического, и социологического познания и в полном смысле слова родилась «на перекрёстке» этих 2-ух наук. Всё это создаёт немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга её заморочек.

Совместно с тем потребности практики публичного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных заморочек, и навряд ли можно «ждать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии. Запросы на социально-психологические исследования в критериях современного шага развития общества поступают практически отовсюду, сейчас в особенности в связи с тем, что конструктивные конфигурации происходят во всех сферах публичной жизни.

В процессе развития соц психология прошла нелёгкий путь поиска собственного предмета исследования. Если сначала века энтузиазм исследователей в главном концентрировался на исследовании публичной психологии, массовых соц явлений (масса, инфецирование в массах, цивилизация и её психологический склад и др.), то посреди века всё внимание было отдано исследованию малых групп, соц установок людей, методов воздействия на локальный климат группы и дела меж разными людьми.

В текущее время перед социальной психологией остро стоит неувязка построения общей теории общественного поведения человека. Таковой теории пока нет, потому что поведение человека в социуме — очень трудно и в плане исследования и в плане прогнозирования. То, как конкретно будет вести себя человек либо группа в той либо другой ситуации, определяется огромным количеством разных причин, учитывать которые очень трудно.

Так как психическая наука в нашей стране в определении собственного предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как исследование закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, также психических черт самих этих групп.

Многие из открытых в классической социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные дела, коммуникативные процессы, лидерство, сплочённость — всё это явления, присущие хоть какому типу публичной организации. Но, констатируя данный факт, необходимо подразумевать два происшествия.

Во-1-х, даже и эти описанные в классической социальной психологии явления получают в разных соц критериях иногда совсем другое содержание. Формально процессы остаются теми же: люди разговаривают вместе, у их формируются определённые социальные установки и т. д., но каково содержание разных форм их взаимодействия, какого рода установки появляются по отношению к определённым публичным явлениям — всё это определяется содержанием определенных публичных отношений. Означает, анализ всех обычных заморочек приобретает новые грани. Методологический принцип включения конкретно содержательного рассмотрения социально-психологических заморочек продиктован в том числе и публичными потребностями.

Во-2-х, новенькая соц действительность рождает иногда и необходимость новых акцентов при исследовании обычных для данного общества заморочек. Так, период конструктивных экономических и политических преобразований, происходящих сейчас в Рф, просит особенного внимания, к примеру, к дилеммам этнической психологии (в особенности в связи с обострением межнациональных конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм принадлежности) и др.

Если исходить из того, что соц психология, сначала, анализирует те закономерности людского поведения и деятельности, которые обоснованы фактом включения людей в реальные социальные группы, то 1-ый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимодействия людей. По каким законам развиваются эти процессы, чем детерминированы их разные формы, какова их структура, в конце концов, какое место они занимают во всей сложной системе человечьих отношений?

Основная задачка, которая стоит перед социальной психологией, — раскрыть определенный механизм «вплетения» личного в ткань социальной действительности. Это нужно, если мы желаем осознать, каковой итог воздействия соц критерий на деятельность личности. Но вся сложность состоит в том, что этот «итог» не может быть интерпретирован так, что поначалу существует какое-то «несоциальное» поведение, а потом на него накладывается нечто «соц». Нельзя поначалу изучить личность, а только позже вписать её в систему соц связей. Сама личность, с одной стороны, уже «продукт» этих соц связей, а с другой стороны, — их созидатель, активный творец.

Взаимодействие личности и системы соц связей (как макроструктуры — общества в целом, так и микроструктуры — конкретного окружения) не есть взаимодействие 2-ух изолированных самостоятельных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества.

Означает, принципиально с самого начала разглядеть личность в общей системе публичных отношений, каковую и представляет собой общество, другими словами в неком «соц контексте». Этот «контекст» представлен системой реальных отношений личности с наружным миром. Но всё дело в том, что содержание, уровень этих отношений человека с миром очень различны: каждый индивидум вступает в дела, да и целые группы также вступают в дела меж собой и, таким образом, человек оказывается субъектом бессчетных и различных отношений.

Публичные дела носят безличный нрав; их суть не во содействии определенных личностей, но, быстрее, во содействии определенных соц ролей.

Соц роль есть фиксация определённого положения, которое занимает тот либо другой индивидум в системе публичных отношений. В реальности каждый индивидум делает не одну, а несколько соц ролей: он может быть бухгалтером, супругой, мамой, членом профсоюза, игроком сборной по теннису и т. д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (к примеру, быть дамой либо мужиком — да и тут сейчас наука шагнула вперёд, потому страстно желающие могут поменять не только имя, да и собственный пол), другие приобретаются прижизненно. Но сама по для себя соц роль не определяет деятельность и поведение каждого определенного её носителя в деталях: всё находится в зависимости от того, как индивидум усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом личных психических особенностей каждого определенного носителя данной роли. Потому публичные дела, хотя и являются по собственной сути ролевыми, безличными отношениями, в реальности, в своём определенном проявлении получают определённую «личностную расцветку».

Оставаясь личностями в системе безличных публичных отношений, люди безизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их личные свойства безизбежно появляются. Потому любая соц роль не значит абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некий «спектр способностей» для собственного исполнителя, что можно условно именовать определённым «стилем выполнения роли». Конкретно этот спектр является основой для построения снутри системы безличных публичных отношений второго ряда отношений — межличностных.

Таким макаром, энтузиазм современной социальной психологии сосредоточен вокруг исследования заморочек людского общения в его межличностных и межгрупповых формах, исследования устройств образования и функционирования групп, формирования социально-психологических параметров и свойств личности.

Соц психология – это и общенаучное познание о закономерностях общественного поведения людей и целых групп, и способы эмпирического исследования этого поведения, и набор действенных средств и технологий общественного воздействия на такое поведение.

Последующая ветвь, которой мы уделим пристальное внимание, — это психология управления. Главным ее предметом является продуцирование психических познаний, используемых при решении заморочек управленческой деятельности.

Личность работника как составной единицы трудового коллектива изучается целым рядом отраслей психологии, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология и др. Сам коллектив (либо группа), в свою очередь, является предметом исследования социальной, военной, педагогической психологии и др.

Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Под организованной деятельностью понимается не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами либо целями, симпатиями либо ценностями, а деятельность людей, объединенных в одну компанию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации, выполняющих заданную им совместную работу в согласовании с экономическими, технологическими, правовыми, организационными, корпоративными и целым рядом других требований.

Правила, нормы и требования организации подразумевают и порождают особенные психические дела меж людьми, которые есть исключительно в организации — такие дела и именуются управленческими.

Социально-психологические дела выступают как отношения людей, опосредованные целями, задачками и ценностями совместной деятельности, другими словами ее реальным содержанием.

Управленческие дела составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной. Другими словами, это не дела в связи с деятельностью, а дела, образующие совместную деятельность.

В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент целого, другими словами социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.

В психологии управления и отдельный работник, и соц группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.

Исследование личности работника в организации, анализ воздействия организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива – таковы главные вопросы, стоящие перед спецами, изучающими трудности психологии управления.

В отличие от психологии труда, в психологии управления животрепещуща, к примеру, не неувязка соответствия работника его профессии, не неувязка проф отбора и проф ориентации, а неувязка соответствия работника определенной организации, неувязка подбора людей в эту компанию и их ориентации в отношении особенностей деятельности данной организации.

Объектом психологии управления являются люди, включенные в самостоятельные организации, деятельность которых нацелена на корпоративно-полезные цели.

Подходы к осознанию предмета психологии управления разнообразны, что в известной мере свидетельствует о трудности этого парадокса. Принято выделять последующие управленческие препядствия, соответствующие для предмета данной отрасли психологии: — социально-психологические вопросы производственных групп и обществ; — психология деятельности управляющего; — психология личности управляющего; — психические препядствия подбора руководящих кадров; -психолого-педагогические препядствия подготовки и переподготовки руководящих кадров; — функционально-структурный анализ управленческой деятельности; — социально-психологический анализ производственных и управленческих обществ и отношений в их людей; — психические препядствия отношений меж управляющим и подчиненными и др.

Спецами в области психологии управления посреди всего обилия психических заморочек на сегодня выделяется ряд более животрепещущих для организации: — увеличение проф компетентности управляющих всех уровней, другими словами улучшение стилей управления, межличностного общения, принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление стрессов и др.; — увеличение эффективности способов подготовки и переподготовки управленческого персонала; — поиск и активизация человечьих ресурсов организации; — оценка и подбор (отбор) профессионалов управленческого звена для нужд организации; — оценка и улучшение социально-психологического климата, объединение персонала вокруг целей организации.

Психологии управления не случаем отведен целый раздел в реальном учебном пособии, так как исследование ее заморочек и вопросов призвано обеспечить психическую подготовку менеджеров, управленцев различного звена, сформировать либо развить их психическую управленческую культуру, сделать нужные предпосылки для теоретического осознания и практического внедрения важных заморочек сферы управления, к которым следует отнести: — осознание природы управленческих процессов; — познание основ организационной структуры; — ясное понятие об главных принципах и стилях управления и управления, также методах увеличения эффективности управления; — познание информационной технологии и средств коммуникации, нужных для управления персоналом; — познание эвристических способов решения творческих задач; — умение устно и письменно выражать свои мысли; — компетентность в управлении людьми, подборе и соответственной подготовке профессионалов, в оптимизации формальных и неформальных отношений посреди работников организации; — умение оценивать свою деятельность, делать адекватные выводы и увеличивать квалификацию, исходя из требований текущего денька и предсказуемых конфигураций; — точное представление о структурных особенностях организации, мотивах и механизмах поведения.

Психодиагностика — это ветвь психической науки и сразу важная форма психической практики, которая связана с разработкой и внедрением различных способов определения личных психических особенностей человека. Сам по для себя термин «диагностика» образован от узнаваемых греческих корней («диа» и «гнозис») и практически истолковывается как «различительное зание».

Термин «диагностика» в текущее время интенсивно употребляется не только лишь в психологии и педагогике, да и в медицине, в технике, в других областях науки и публичной практики. Согласно современному общенаучному представлению, под термином «диагностика» предполагают определение состояния определенного объекта либо системы методом резвой регистрации его существенных характеристик и следующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о способностях воздействия на это поведение в предпочтительном направлении. Соответственно о психодиагностике мы говорим тогда, когда идет речь об особенного рода объектах диагностического зания — о наделенных психикой определенных людях.