Предмет и метод экономики образования

Экономика образования — принципиальная ветвь системы экономических наук. Она относится к числу более юных Б так как как наука экономика образования сложилась еще позднее экономики индустрии и ряда других отраслевых экономик : всего только несколько десятилетий вспять. Для постижения экономических загадок и выявления своеобразия экономических категорий и законов в области образования недостаточно обычного наблюдения и описания явлений. Нужна была особая наука, способная просочиться в сущность происходящих процессов и раскрыть их движущие силы.

Таковой наукой и стала экономика образования. Предмет ее можно найти последующим образом, это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в их в критериях ограниченных ресурсов, выделяемых на эти цели. Она изучит и выявляет особенности деяния экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, увеличения образовательного и культурно-технического уровня населения.

Как определенная наука и учебная дисциплина экономика образования обладает своим, только ей присущим предметом, другими словами объектом и субъектом исследования. Таким объектом являются типичные производительные силы и экономические дела, соответствующие для организации и проведения процесса образовательной деятельности. Объект- это не только лишь экономические условия и формы воспроизводства рабочей силы, формы публичных издержек на развитие системы образования и подготовку кадров, условия возмещения этих издержек, да и процесс сотворения и обмена образовательных услуг.

Субъектом исследования и исследования в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той либо другой мере включена в образовательную трудовую деятельность. Это малыши, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях, учащиеся разных школ, средних особых учебных заведений, студенты вузов и их предки, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, педагоги и другие работники сферы образования. Сами экономические дела, складывающиеся меж разными субъектами по производству, обмену, рассредотачиванию и потреблению образовательных услуг, многолики и выходят за пределы системы образования. К этим отношениям можно отнести последующие: дела меж государством и отдельным тружеником; меж обществом и всеми занятыми в системе образования, также в отдельных ее звеньях и учебных заведениях; меж трудовыми коллективами общеобразовательных школ, средних особых и высших учебных заведений; меж педагогическими коллективами и учащимися; меж педагогами и родителями учащихся и т.д. В экономическом исследовании и исследовании эти разнообразные дела должны рассматриваться в системе, а не в отрыве, не в изоляции друг от друга.

Самобытность производственных отношений в сфере образования проявляется и в том, что тут по-особому действуют конкретные экономические законы. К примеру, закон возвышения потребностей, который выражает причинно-следственную связь меж развитием публичного производства и процессом количественного роста и высококачественного совершенствования потребностей населения, в области образования проявляется в ускоренной динамике роста образовательных потребностей, когда современная НТР и соц прогресс порождают потребность в интеллектуализации труда.

Образование и квалификация перевоплотился в самостоятельные ценности, так как сразу удовлетворяют потребности как личности, так и общества. Интеллектуализация труда и других сторон людской деятельности в критериях социально-экономического прогресса приводят к приметному росту образовательного и квалификационного уровня населения, к возрастанию умственных издержек в вещественном и духовном производстве. Тем проявляется финансовая закономерность более резвого возрастания потребностей в образовательных услугах, чем в вещественных благах. Это увеличивает тенденцию роста толики всех услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны.

Своеобразно проявляются в сфере образования и законы рыночного хозяйства: закон спроса и предложения, закон цены и др. В связи с доминированием бесплатного образования спрос на образовательные услуги почаще не определяется платежеспособным спросом потребителя. Действие закона цены в области образования до сего времени по существу недооценивается.

Экономические категории в области образования тоже появляются по-особому. Необыкновенны тут труд и его составляющие, продукт труда- образовательные услуги с их особенной пользой. Основной разновидностью принадлежности выступает умственная собственность. Типичное выражение получают и такие общеэкономические категории, как продукт, его стоимость, заработная плата, хозяйственный механизм и др.

Более принципиально и то, что в этой отрасли выполняются образовательные услуги — особенная разновидность экономических благ.

Учет производственного нюанса и приоритетности сферы образования диктует необходимость эквивалентного обмена образовательных услуг на товарную продукцию других отраслей народного хозяйства. На шаге становления рыночной экономики в особенности обострилась необходимость подмены до этого господствовавшей внеэкономической командно-распорядительной системы хозяйствования новым экономическим механизмом с внедрением возмездного принципа ведения образовательной деятельности.

Методологической основой экономики образования выступает теория людского капитала. Основоположники этой теории- южноамериканские экономисты Г.Беккер , Т.Шульц и их последователи- трактуют человечий капитал как имеющийся у каждого припас познаний, возможностей и мотиваций, которые влияют на рост производства и доходов. Они ввели в экономический анализ очередной, дополнительны фактор. Представители традиционного экономического направления, как понятно, исходили из так именуемого многофункционального рассредотачивания доходов по трем факторам: труду, земле и “обыкновенному” капиталу. Согласно новейшей концепции к рассредотачиванию подключается и человечий капитал. При этом на 1-ый план выдвигалось личное присвоение соответственной части дохода владельцем этого “4-ого фактора”.

Сторонники теории людского капитала рассматривают его в узеньком и широком ракурсе. В узеньком смысле одной из форм капитала является образование. В широком смысле человечий капитал формируется за счет инвестиций (длительных вложений капитала) в человека методом издержек на образование и подготовку рабочей силы на производстве, расходы на охрану здоровья, миграцию и поиски инфы о ценах и доходах.

Развиваемый в рамках концепции людского капитала экономический подход к человеку и его оптимальному поведению обширно употребляется в практике рыночного хозяйствования более продвинутых стран мира. Через призму теории людского капитала образование стало рассматриваться в почти всех странах как решающий источник экономического роста, как инструмент смягчения общественного неравенства и как средство борьбы с безработицей. В связи с этим произошел коренной пересмотр ценностей в политике страны .Образование заняло достойное место в стратегии экономического роста разных государств, стало главным рычагом преодоления экономической отсталости. Безусловно, что эта теория содействовала пересмотру начальной концепции рынка труда и явилась приметным вкладом в экономику труда.