Понятие системы. Структурные уровни организации материи.

Впервые понятие системы было сформулировано в 1840 Ш. Жераром.

Множество:

1) Сумативное. Простое сложение частей целого. Например, кирпич + кирпич, ½ собственности + ½ собственности.

2) Системное. Множество, части которого: 1) Тесно связаны между собой. 2) Взаимно влияют друг на друга. 3) Взаимно качественно преобразуют друг друга, то есть в системах имеются эмерджентные свойства (свойства, которыми обладает система как целое и которыми не обладают её части). Чем сложнее система, тем больше у неё эмерджентных свойств. В этой связи системы природы по сложности выстраиваются в физические, химические, биологические, социальные системы. Например, H + H –> Н2. Молекулы системные образования. Наличие связи выражается в четком выражении – энергия, с помощью которой выражается данное соединение = 100. То есть связь есть. Образуется с помощью ковалентной неполярная связь. При изменении пары на Cl водород изменяет свои характеристики. Системные образования.

Все системные образования делятся на 2 группы:

1) Живой природы. Уровни: Нуклеиновые кислоты и белки, клеточный уровень, многоклеточные, вид, популяция, биоценоз, биосфера.

2) Неживой природы. Уровни: Физический вакуум, кварки, элементарные части, атомы, молекулы, макроскопические тела, планетарные системы, звездные и системы, галактические, метагалактика.

По пространственно-временным характеристикам все системы природы делятся на объекты микро, макро и мега миров.

Пространственные характеристики объектов макромира измеряют: в миллиметрах, метрах, сантиметрах, километрах. Времени: В минутах, секундах, часах, годах. Объекты микромира: Нанометрах, 10-15. Время жизни: 10-20 секунд до бесконечности. 15-20 миллиардов земных лет.

Объекты мегамиров: К мегамирам относятся, чьи пространственные характеристики измеряют астрономическими единицами, парсек, световой год. Выписать дома определение этих величин. Туманность андромеды – ближайшая галактика к нам. Время жизни объектов мегамира: миллиардами, миллионами земных лет.

В тестовых заданиях и на контрольным вопросам много вопросом по уровням организации. Уметь соотносить объекты микро макро миров.