Понятие естествознания. Составные части естествознания.

Естествознания –это совокупность наук о природе, рассматриваемых как единое целое.

Точное естествознание – это оформленное, часто в математических формах, точные знания обо всем, что существует, существовало или может существовать во вселенной.

Круг интересов точного естествознания обширен: от вопросов происхождения жизни до происхождения вселенной, следовательно, вообще говоря предмет естествознания – это природа в её естественном состоянии. Исторически сложилось, что этот предмет исследования изучает различные науки:

1) Физика.

2) Химия.

3) Биология.

4) Астрономия.

5) Геология.

5 приоритетных естественнонаучных направлений.

Иерархичность составных частей. Значит, дисциплина устроена по принципу иерархичности.

Впервые на иерархичность наук естествознания обратил внимание французский исследователь А. Амнер (1775-1836). На первое место ставит физику и считает её фундамент. Затем считает химию.

Середина 19 века – Ф. Кекуле. Он ставит на первое место – механику. Затем физика, химия и биология.

Современный подход:

В виде графика:

Ось x – M

Ось у – t.

М – мультиплетность – это уровневая величина, указывающая на «этаж», занимаемый наукой в системе естествознания

0 – физика – фундамент современного естествознания. Физика возникла первая по времени.

1 – химия – возникает отдельная наука (продвинута дальше по оси t.

2 – биология – продвинута дальше по T. Занимает положение всех этажей ниже и до 2. Являются связующим между гуманитарными и естественными науками.

3 – психология – касается оси t и доходит до 3 «этажа».

Математика – это язык точного естествознания.

Редукционизм – это сведение «высшего к низшему».

Сведение биологии к физике и химии это редукционизм в науке.

Обратное редукционизму течение носит название холизм. Пример холизма – это эволюционная физика или эволюционная химия. Использование методов не своей науки.

Цели естествознания:

1) Выявление скрытых связей, составляющих органическое взаимодействие всех физических, химических и биологических явлений. Реализуется в интеграция естественнонаучного знания, а именно в создании так называемых междисциплинарных наук (новые науки, стоящие на пересечении традиционных естественных, например, биохимия, геохимия, физическая химия, астрофизика, астрохимия).

2) Более глубокое и полное познание физических, химических и биологических явлений. Эта тенденция реализуется в дифференциации естественнонаучного знания. Например, органическая химия, неорганическая химия, аналитическая химия. Привести примеры по физике и биологии.