Подготовка изолирующего противогаза к использованию

Подготовку изолирующего дыхательного аппарата (ИДА) к использованию проводят под руководством командира подразделения и инструктора, имеющего допуск на право самостоятельной проверки ИДА. Допуск инструкторов к самостоятельной проверке ИДА ежегодно оформляют приказом по части.

Подготовка ИДА к пользованию включает: проверку комплектности; проверку исправности лицевых частей и элементов ИДА внешним осмотром и с помощью манометра; подбор и проверку герметичности лицевой части; сборку ИДА; заполнение карточки-формуляра; упаковку ИДА в сумку и в мешок для хранения.

При проверке комплектности ИДА необходимо установить наличие всех составных частей и элементов.

Проверку исправности узлов ИДА проводить внешним осмотром и с помощью манометра. При подготовке к пользованию новыми ИДА, поступившими с завода, проверку исправности составных частей и элементов с помощью манометра можно не проводить. В этом случае гарантируется нормальная работа ИДА и его хранение в войсковых условиях в собранном виде в течение одного года.

Внешним осмотром проверить исправность всех составных частей и элементов, доступных обзору без дополнительной разборки: лицевой части, регенеративного патрона, дыхательного мешка, клапана избыточного давления, приспособления и брикета дополнительной подачи кислорода, чехла, нагрудника, каркаса, сумки, мешка для хранения, коробок с НП.

Непригодны к пользованию ИДА, имеющие следующие неисправности: лицевые части – проколы или порывы шлем-маски, обтюратора или подмасочника; отклейка (отрыв) обтюратора; отрывы от маски упоров для крепления наголовника; трещины в стеклах очкового узла; непрочное крепление стекол; проколы в соединительной трубке; отрыв системы крепления от приливов шлем-маски; помятости резьбы ввинтной гайки и герметизирующего пояса ниппеля; проворачивание патрубка и ниппеля в соединительной трубке; регенеративного патрона – отсутствие пломб на заглушках и пусковом устройстве; отсутствие кольца на пусковом устройстве, свободное проворачивание штуцера пускового устройства в гайке и заглушек в гнездах ниппеля; отсутствие предохранительной чеки; сквозные пробоины и наличие ржавчины на корпусе и крышках; дыхательного мешка – проколы и порывы мешка и фланцев; проворачивание клапана избыточного давления, приспособлений для дополнительной подачи кислорода и ниппелей во фланцах; зазубрины на кольцевых выступах и скосах бортиков ниппелей; помятости резьбы накидной гайки, мешающие ее свинчиванию с ввинтной гайки лицевой части; глубокие царапины или щербины на поверхности резиновой прокладки в накидной гайке; наличие воды или посторонних предметов внутри мешка; клапана избыточного давления - затрудненность стравливания воздуха через клапан (при резком выдохе) – для ИП-4 и ИП-4М, при затруднении стравливания воздуха в положении клапана грузом вниз (в положении грузом вверх сопротивление выдоху должно быть большим)- для ИП-5, а также зависания груза в крышке клапана, что определяют по звуку при изменении положения клапана, или визуально через отверстие в крышке клапана аппарата ИП-5; приспособлений для дополнительной подачи кислорода – невозможность утапливания клапана при нажатии на него пальцем через отверстие в диафрагме или невозвращении клапана на место после освобождения его; брикетов дополнительной подачи кислорода -непрочное завертывание накидных гаек на футлярах; сквозные отверстия на футлярах и в резиновых прокладках; оплавление брикета; чехла - порывы ткани чехла; отсутствие бирки с заводской маркировкой; нагрудника - непрочное крепление ремней – брасового и поясного на кармане для патрона, а также самого кармана с нагрудником; повреждение пряжек и кнопок; каркаса – погнутость каркаса, сокращающая объем мешка более чем на 1/3; поломка хомутика замка; сумки -порывы ткани, допускающие попадание внутрь ее масел, топлив, агрессивных жидкостей; порывы или отрыв ремней; мешка для хранения – порывы или сквозные потертости ткани, пленки; отрывы или отсутствие ленты; коробок с не запотевающими пленками - отсутствие уплотняющей изоляционной ленты на боковой поверхности коробки (в месте разъема); сквозные пробоины.

Подбор шлем-масок аппаратов ИП-4 и ИП-5 проводят по размеру вертикального обхвата головы, измерение которого показано для фильтрующего противогаза. Результаты измерения округлять до 0,5 см.

Новую лицевую часть при получении протереть снаружи и внутри чистой ветошью, слегка смоченной водой, соединительную трубку продуть. Бывшую в употреблении лицевую часть в целях дезинфекции протереть ветошью, смоченной спиртом или 2% раствором формалина.

Проверку герметичности лицевых частей ИДА простейшим способом проводят без подключения к аппаратам. При прижатом к ладони ниппеле соединительной трубки на вдохе не должно ощущаться проникание воздуха под надетую лицевую часть. Если воздух проникает под шлем-маску, то заменить ее шлем-маской меньшего роста. Если воздух под лицевую часть не проходит, то она герметична.

Проверку герметичности аппаратов в сборе производят по парам раздражающего вещества.

Провести сборку ИДА, для чего распломбировать регенеративный патрон, присоединить его к дыхательному мешку и уложить на каркас (в ИП-4 и ИП-4М) и закрепить; подготовить к действию приспособление для дополнительной подачи кислорода (в ИП-5); установить незапотевающие пленки в очковый узел; присоединить лицевую часть к дыхательному мешку (в ИП-5) или к регенеративному патрону (в ИП-4 и ИП-4М); закрыть отверстие патрубка в лицевой части резиновой пробкой; закрепить лицевую часть на нагруднике (в ИП-5) или уложить в каркас (в ИП-4 и ИП-4М), натянув при этом козырек чехла соединительной трубки на козырек сумки; нанести соответствующую надпись на бирку и вставить ее в рамку сумки.

После проверки командиром подразделения и инструктором упаковать ИДА в мешок для хранения и уложить в сумку (ИП-5) или уложить в сумку и упаковать в мешок (ИП-4 и ИП-4М).