Планирование и прогнозирование развития образования

Планирование во всех его формах и видах в нашей стране всегда выступало принципиальным инвентарем хозяйствования. Сфера образования не является исключением, напротив, можно сказать, что планирование является центральным звеном хозяйственного механизма в образованию

Планирование представляет собой процесс формирования целей и определенных мероприятий, средств и способов их заслуги. Итог планирования — план, целевая модель действий, выступает оканчивающим шагом прогнозирования.

Прогнозы ( от греч. prognosis- предвидение), обычно, предшествуют составлению плана и вооружают его научными советами. Конкретно прогнозирование как метод научного предвидения на отдаленную перспективу служит основой общественного планирования. В отличие от плана, для которого обычно типично однозначное решение той либо другой трудности, прогноз многовариантен. Он обеспечивает возможность выбора того либо другого варианта развития.

По собственному нраву различаются два типа планирования: властное (повелительное), которое нам больше знакомо под именованием “директивное”, и индикативное (пожелательное), носящее информационно-ориентирующий нрав.

Рыночная экономика не опровергает планирования, потому что план представляет собой подобающе оформленное управленческое решение. Но рыночная экономика по сопоставлению с плановой более гибка, маневренна .И содействует ей в этом опора на прогнозы и программки.

Переход к рыночной экономике в Рф по- новенькому определяет место планирования, которое перестает быть главной, определяющей функцией управления, каков было в критериях централизованной плановой экономики. На смену директивному планированию приходит прогнозирование и программирование развития.

В Федеральном законе “О муниципальном прогнозировании и программках социально-экономического развития Русской Федерации”, принятом летом 1995 года, определены цели и содержание системы муниципальных прогнозов и программ социально-экономического развития, также общий порядок разработки обозначенных прогнозов и программ.

Сейчас планирование приобретает новые черты, связанные с учетом требований рыночной экономики, и в учреждениях образования, находящихся на экономном финансировании. В планах и сметах учебных заведений ослабляется прежняя регламентация, усиливается обоснованность расчетов характеристик на базе внедрения частей коммерческого расчета с целью получения дополнительных доходов. Эти ресурсы, выступая в качестве внебюджетных средств, обеспечивают расширение учебной, научной и социальной деятельности обществ образовательных учреждений.

При планировании развития образования нужно учесть его специфику. Во-1-х, суровый отпечаток на нрав планирования накладывает тесноватая связь педагогических и экономических процессов. Другая особенность функционирования просвещения связана с тем, что объект его воспроизводства и планирования- живы люди, с их персональными запросами и возможностями, что присваивает планированию нрав большей неопределенности, чем в отраслях вещественного производства. В- третьих, система образования должна не только лишь чутко откликаться на запросы научно- технического прогресса, да и готовить квалифицированные кадры с опережением.

В новых критериях хозяйствования учебные заведения уже на стадии планирования получают огромную самостоятельность в принятии решений. Общеобразовательные школы, к примеру, имеют право разрабатывать и утверждать не только новые учебные планы, программки учебно-воспитательной деятельности, да и планы социально-экономического развития.

В качестве базы для составления этих планов и программ вышестоящие органы доводят до школ только муниципальные образовательные эталоны и постоянные экономические нормативы. Муниципальный образовательный эталон содержит в себе федеральное, либо общегосударственное, ядро и национально-региональный компонент. Если учитывать право школы на конфигурации, отражающие своеобразие критерий и потребностей, то можно гласить о 3-х видах планов: базовом (федеральном), местном (национально-региональном и школьном).

Естественно, что учебный план школы составляется с соблюдением базового и регионального нормативов на длительный период. С учетом таких критерий Совет школы утверждает на год рабочий учебный план. Школьный учебный план обычно содержит в себе две части. Инвариантная, другими словами постоянная для всех школ, его часть призвана заложить ядро образования, обеспечить приобщение к общекультурным и национально-значимым ценностям, сформировать личностные свойства, надлежащие публичным эталонам. Вариативная, либо изменяющаяся, часть обеспечивает личный нрав развития школьников, учитывает их особенности, интересы и склонности. Количество часов, предусмотренных учебным планом на исследование различных школьных дисциплин,- один из причин, влияющих на объем работы школьного педагогического коллектива.

При подготовке оперативных и длительных планов образовательных учреждений немаловажную роль играют другие социально-экономические нормативы: объем учебной нагрузки педагога, малая зарплата работников экономной сферы, расходы на обучение 1-го обучающегося (воспитанника). Эти и другие нормативы представляют собой расчетные величины, определяющие разные нюансы нужного обеспечения образовательных учреждений финансовыми и вещественными ресурсами.

Организационной основой гос политики Русской Федерации в области образования является Федеральная программка развития образования, утверждаемая федеральным законом. Такая программка была принята 31 марта 1994 года. Основная цель Федеральной программки — создание организационных, институциональных и содержательных основ для проведения в жизнь принципов гос политики в сфере образования, зафиксированных в Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», других действующих законодательных актах, решениях высших органов законодательной и исполнительной власти.