Отношения Евросоюза с РФ как важнейшее направление «восточной политики»

Официальные дела меж Русской Федерацией и Европейским обществом были установлены в декабре 1991 г., сразу после распада Русского Союза. Наша родина объявила себя правопреемником СССР, включая все его долги зарубежным государствам, интернациональным организациям и личным кредиторам.

В свою очередь, министры государств-членов ЕС на собственной чрезвычайной сессии, состоявшейся 16 декабря 1991 г., приняли Совместное заявление, в каком выразили готовность признать все новые страны, возникшие на местности СССР, и установить с ними дипломатичные дела.
Европейский Альянс – важный торгово-экономический партнер Рф (34% оборота русской наружной торговли по сопоставлению с 22% со странами СНГ и 3-6% с Китаем, США и Японией (данные таможенной статистики наружной торговли Русской Федерации)). В свою очередь Наша родина занимает 5-е место по ввозу и 6-е – по экспорту во наружной торговле ЕС. Тут же сосредоточена основная часть русских забугорных активов. Наша родина имеет обычно положительное сальдо во обоюдной торговле с ЕС.

Развитию торгово-экономического сотрудничества Рф и ЕС содействуют географическая близость, взаимодополняемость их экономик и инфраструктур, наличие правовой базы взаимодействия, давнешние деловые традиции. Располагая массивным фабричным, денежным, торговым, вкладывательным и научным потенциалом, Евросоюз в стратегическом плане и в перспективе будет играть вырастающую роль во наружных сношениях Рф. Конкретно в ЕС в главном вероятен массовый сбыт обычных русских экспортных продуктов (газ, нефть и нефтепродукты, уголь, лес, металлы, удобрения, химикаты, продукты ядерного цикла, алмазы и др.).

Евросоюз выступает как ярко выраженный импортер энергетических и сырьевых продуктов. Преимущественная ориентация русской наружной торговли на их экспорт в наиблежайшие годы сохранится. Это почти во всем может содействовать сохранению высочайшего потенциала рынка ЕС для Рф и поддержанию ее положительного сальдо в торговле до конфигурации структуры русского экспорта.

Важная сфера партнерства с Евросоюзом – инвестиционное сотрудничество. ЕС является ведущим инвестором в российскую экономику. Невзирая на трудности, утраты, вызванные событиями ближайшего времени, европейские инвесторы не хотят уходить с русского рынка.

Общий объем скопленных инвестиций европейских государств в экономику Рф составляет более 79% от всего объема скопленных в Русской Федерации зарубежных инвестиций. Прямые инвестиции, поступающие из европейских государств, составляют 62% от общего объема прямых инвестиций, скопленных в русской экономике. Сотрудничество с европейскими компаниями и фирмами по действенным вкладывательным проектам на местности РФ осуществляется в авто, авиакосмической и пищевой индустрии, а также в металлургии, в области разработки электрических средств связи и др. Самую большую активность европейские инвесторы проявляют в сфере добычи нефти и газа.

В то же время в торгово-экономическом сотрудничестве РФ-ЕС есть и скапливаются трудности, осложняющие его предстоящее углубление и развитие.

Наша родина имеет отрицательное сальдо в торговле услугами с ЕС. После всплеска в 1993-1994 гг. сократился приток капитала из государств ЕС в Россию. Такое положение разъясняется ЕК (Европейская Комиссия – исполнительный орган власти в структуре ЕС) задержкой в разработке в Рф адекватной правовой базы защиты зарубежных инвестиций, также высочайшим уровнем преступности в экономике и непостоянностью в области налогообложения.
В торговой политике ЕС сохраняются дискриминационные ограничения доступа русских продуктов.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве меж Россией и ЕС (СПС) (вступило в силу 1 декабря 1997 г.) привело к значимой либерализации доступа русских продуктов и услуг на рынок ЕС. Снижена тарифная защита рынка ЕС для русского экспорта. Евросоюз принял обязательство не использовать количественных ограничений в отношении русских продуктов, кроме принятых в мировой практике (защитные меры, текстиль), также изделий из стали номенклатуры Евро объединения угля и стали (ЕОУС). Но на самом деле рынок ЕС обширно открыт для русского экспорта только при его современной сырьевой структуре. Меры по ее облагораживанию (индустриализации) продолжают натыкаться на ограничения, в т.ч. целенаправленные.

Особенный вред российскому экспорту в ЕС наносят антидемпинговые процедуры. На данный момент их насчитывается 12. Считая Россию государством с «нерыночной» экономикой, ЕК применяет к российскому экспорту эти процедуры на дискриминационной базе. В конечном итоге вводимые антидемпинговые пошлины выводят уровень цен на русские продукты для потребителей ЕС за границы конкурентоспособности (к примеру, на бесшовные трубы, хлоркалий, ферросплавы и т.д.). При всем этом санкции, введенные в отношении отдельных компаний, в ряде всевозможных случаев распространяются на всю ветвь государственной экономики, что наносит суммарный вред, оцениваемый в 300 млн. долл. в год.

27 апреля 1998 г. Совет ЕС принял решение исключить Россию и Китай из перечня государств с нерыночной экономикой и, соответственно, пересмотреть регламенты Евро союза. Хотя данное решение носит ограниченный нрав и обставлено рядом критерий, это 1-ый шаг в положительном направлении. Новый антидемпинговый регламент вступил в силу 1 июля 1998 г. Но, как проявили следующие деяния ЕК, нужно продолжать усилия по достижению признания «рыночности» русской экономики в полном объеме. У ЕС сохраняются способности произвольно выбирать подход к русским компаниям: к примеру, до сего времени не принимаются обязательства русских производителей по самоограничению экспорта, и ЕК продолжает добиваться гарантий со стороны правительства Рф.

Инвентарем ограничения русского промышленного экспорта являются технические барьеры в торговле, сначала сертификация техники (авиатехника, авто, станки, химикаты). Ужесточаются экологические требования.

Как и раньше не урегулирован режим торговли продуктами ядерного топливного цикла (ЯТЦ). В противовес предложению Рф о применении к ЯТЦ обыденного режима торговли ЕС настаивает на заключении специального соглашения, которое носило бы, по существу, квотный для Рф нрав. ЕС также перекрывает переговоры с Россией по ЯТЦ в рамках Энергетической хартии.

Из других ограничений необходимо подчеркнуть:

  • различного рода препятствия учреждению русских компаний, в особенности банков, в странах ЕС, ограничения на сферу их операций, комплектование главным русским персоналом;
  • отсутствие торгово-политической компенсации за ухудшение режима сбыта русских продуктов на рынках присоединившихся в ЕС Австрии, Швеции и Финляндии;
  • сохранение ограничений доступа русских торговых судов во внутренние водные пути ЕС;
  • дискриминацию русских экспортеров и подрядчиков в сфере муниципальных закупок;
  • дискриминацию русских продуктов и хозяйственных операторов в региональном и местном налогообложении государств – членов ЕС.

 

Отмеченные нехорошие тенденции усиливаются по мере расширения ЕС

Процесс расширения ЕС носит беспристрастный нрав. Но всем причастным к этому сторонам нужно обеспечить, чтоб интеграция в Европейский альянс наших давнешних и близких партнеров не сопровождалась негативными последствиями для Рф, как это имело место в случае с Финляндией, Швецией и Австрией. Лишь на финском направлении вред для русской наружной торговли составил порядка 100 млн. долл. в год.
Структура обоюдной торговли сейчас такая, что в области тарифного регулирования присоединение государств ЦВЕ к ЕС существенного воздействия на русский экспорт не окажет. Средневзвешенная пошлина ЕС составляет в текущее время 3,6%, с учетом структуры русского экспорта (доминирование продуктов экспортно-сырьевой группы) – 1% (соответственный русский показатель составляет около 18%). Если же принять во внимание действующую в отношении Рф Общую систему преференций ЕС, под которую потенциально подпадает фактически весь промышленный экспорт Рф (около 10% общего экспорта), то средневзвешенная пошлина не превзойдет 0,5%.

В то же время, что касается нетарифного регулирования русского экспорта в ЕС, полностью возможно ухудшение критерий доступа русских продуктов на рынок присоединяющихся государств. Это сначала касается распространения на страны ЦВЕ правил ЕС в области антидемпинговой политики, стандартизации и сертификации, торговли отдельными видами продуктов (сталь, текстиль, ядерные материалы).

Суровые трудности можно предугадать в контексте грядущего принятия странами ЦВЕ обязанностей в рамках проводимой Евросоюзом политики диверсификации источников энергетического и сырьевого импорта. Сначала это касается природного урана и услуг по его обогащению, где правилами Евратома предусматривается, что толика импорта из 1-го источника не должна превосходить 25% от общей потребности государств-членов. Ограничения могут затронуть также импорт природного газа и нефти, в поставках которых на рынки этих государств на критериях добросовестной и честной конкуренции Наша родина очень заинтересована.

Отраслевое экономическое сотрудничество. Европейское направление обычно занимает ведущее место в энергетической политике Русской Федерации. Посреди беспристрастных обстоятельств такового положения следует упомянуть о высочайшей взаимозависимости Рф и Европы в области наружной торговли топливно-энергетическими ресурсами. Для Рф Европа – основной рынок сбыта энергоэлементов. Их экспорт в страны этого региона составляет раз в год порядка 325-340 млн. т, в т.ч. около 200 миллиардов. куб. м газа и 155-160 млн. т нефти и нефтепродуктов (данные Минэкономики Рф. Интернациональный конгресс инвесторов. Материалы конгресса 4-6 февраля 1998 г. М., 1998).

Русский экспорт удовлетворяет порядка 20% потребностей в газе и 16% — в нефти государств ЕС. По оценкам профессионалов, энергопотребление в ЕС будет возрастать раз в год на 1%. Зависимость ЕС от наружных источников энергоснабжения, достигшая в истинное время уровня 50%, будет значительно возрастать в наиблежайшие годы. Основной спрос приходится на природный газ и нефть, при этом спрос на газ будет возрастать более резвыми темпами. Все это свидетельствует о том, что ЕС остается большим импортером топливно-энергетических ресурсов, что, в свою очередь, при предстоящем развитии взаимовыгодного сотрудничества будет содействовать сохранению высочайшего потенциала этого рынка для Рф.

Наша родина рассматривает укрепление сотрудничества с Европейским союзом как одно из приоритетных направлений внешнеэкономической политики. В развитие Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 11 февраля 1999 г. был подписан Меморандум о промышленном сотрудничестве в энергетическом секторе меж Министерством горючего и энергетики Русской Федерации и Комиссией ЕС.

Для развития сотрудничества в области энергетики огромное значение имеют либерализация рынков электроэнергии и газа в страны – членах ЕС. Есть потенциальные способности расширения экспорта энергоресурсов (до этого всего электроэнергии и природного газа) из Рф. При всем этом стоимость русской электроэнергии может быть приблизительно в 2-3 раза ниже, чем в странах ЕС, в особенности на Севере Европы. В этой связи русские компании («ЕЭС России» и «Газпром») проявляют заинтригованность в развитии «энергетических» инициатив ЕС, открывающих им более широкий доступ на европейский рынок.
Энергетическая интеграция невозможна без сотворения надежной энерготранспортной инфраструктуры. Известен целый ряд совместных проектов, направленных на развитие энерготранспортной инфраструктуры на европейском пространстве. Так, 9 нефтегазовых компаний, включая РАО «Газпром», слились для практической реализации проекта соединения подводной газотранспортной системы Англии с континентальной Европой, получившего заглавие «Интерконнектор». В стадии реализации находится наикрупнейший газотранспортный проект – строительство системы магистральных газопроводов «Ямал-Европа». Новый газопровод «Ямал-Европа» будет иметь протяженность 5350 км (до границы с Германией) и пропускную способность около 65 миллиардов. куб. м к 2010 г. Избранная конфигурация газопровода подразумевает его подключение к ряду больших западноевропейских магистралей, что расширит способности маневрирования потоками газа и повысит надежность системы.

Для реализации проектов развития и модернизации энергетической инфраструктуры огромное значение имеет Контракт к Энергетической хартии, в особенности его положение, касающееся обеспечения недискриминационного транзита энергоэлементов. Они имеют существенное значение для транспортировки энергоэлементов через местность государств транзита, что очень принципиально для Рф, также для трансграничных перетоков энергоэлементов, надежное обеспечение которых нужно для сотворения инфраструктурных связей.

Сотрудничество меж Россией и ЕС в области ядерной энергетики и торговли продуктами ядерного топливного цикла представляет собой развивающееся направление двухстороннего взаимодействия.
Многообещающие области сотрудничества: создание новых неопасных ядерных технологий, позволяющих уменьшить экологически вредные выбросы; решение трудности реакторов энергоблоков первого поколения русских АЭС. Реализация этих проектов вероятна при участии государств ЕС в их финансировании. Возврат кредитов западным странам предлагается производить за счет поставок электроэнергии. В свете вероятного расширения экспорта электроэнергии в страны Западной Европы нужно вместе с западными партнерами решить вопрос о достижении сопоставимости и присоединении энергетических сетей Рф к европейским энергосетям. Россией выдвинута инициатива о ее присоединении к созданию энергоблока с Европейским реактором большой мощности (EPR). Проект реактора разрабатывается спецами Франции и Германии. Но решение вопроса о сооружении первого блока на местности одной из этих государств пока отложено на неопределенный срок. Наша родина может довольно стремительно предоставить площадку для строительства такового энергоблока на собственной местности. Финансовложения, которые будут осуществлены инвесторами, могут быть погашены методом реализации электроэнергии на экспорт. Данный проект позволит существенно расширить рамки сотрудничества со странами ЕС, также удовлетворить растущие потребности в электроэнергии в Рф и Европе.

Одной из главных заморочек сотрудничества с ЕС является неурегулированность режима торговли русскими ядерными материалами на рынках государств Евро союза.

Подход ЕС к данной дилемме противоречит условиям свободной конкуренции и лишает русские предприятия способности беспрепятственного выхода на европейский рынок ядерных материалов.

Наша родина достигает от ЕС того, чтоб торговля ядерными материалами осуществлялась в основном на базе общих принципов свободной торговли, предусмотренных для других продуктов. В течение долгого времени русская сторона на переговорах по урегулированию торговли ядерными материалами ставила целью достигнуть бесспорного внедрения (без изъятий) к торговле этими материалами положений Контракта к Энергетической хартии, исходя из того, что заключение двухстороннего секторального соглашения с ЕС может сделать прецедент для других секторов торговли с ЕС и усугубит условия экспорта русских продуктов. Для заслуги этой цели должна быть аннулирована Совместная декларация о торговле ядерными материалами, принятая при подписании контракта. По сей день данное предложение, выдвигаемой русской стороной, отклонялось ЕК, которая не лицезреет кандидатуры заключению специального соглашения по торговле ядерными материалами, по последней мере до того времени, пока Наша родина не станет членом ВТО.

Для Рф принципным является вопрос продолжения интеграции в мировой и общеевропейский рынок транспортных услуг. В текущее время идет активный процесс гармонизации русского транспортного законодательства в целях обеспечения критерий честной конкуренции, приближения свойства и объема услуг к интернациональным эталонам. Ужесточаются требования к неопасному функционированию транспортных систем, обеспечению охраны среды. Многообещающим направлением Рф и ЕС является активизация взаимодействия по реализации проектов развития европейских транспортных коридоров и возможность их соединения с Транссибом.

Посреди других многообещающих направлений сотрудничества можно выделить: инициативу Рф об учреждении промышленной кооперации по проектированию, созданию и совместной эксплуатации российско-европейской глобальной навигационной спутниковой системы на базе модернизированной русской спутниковой платформы ГЛОНАСС; развитие сотрудничества в области штатской авиации.

Подписание (в 1994 г.) Соглашения о партнерстве и сотрудничестве отдало положительный импульс развитию научно-технического сотрудничества меж РФ и ЕС. С этого времени существенно активировались рабочие контакты меж Миннауки Рф и ЕК с целью определения направлений и форм сотрудничества, представляющих обоюдный энтузиазм.

С принятием Евросоюзом 4-й Рамочной программки (4-я РП) в области исследований и технологического развития все ее научно-технические программки были открыты для роли русских ученых. Наша родина и ЕС часто проводят обсуждения вопросов выработки механизма роли русских ученых на равноправной базе в 4-й РП.

Скооперировано обширное оповещение научной общественности об открытии ЕК приема заявок на роль в конкурсе программки ИНКО/КОПЕРНИКУС, что позволило, как подтвердили конечные результаты отбора проектов, русским организациям существенно обогнать другие страны по числу участников проектов, получивших финансирование ЕК: 126 русских организаций учавствуют в 93 проектах из 251, отобранных ЕК для финансирования (приблизительно 37%).

Подписана Совместная декларация, положения которой предугадывают предстоящее углубление и расширение сотрудничества меж научными обществами Рф и ЕС, также внедрение всех способностей для обсуждения и заключения Соглашения о сотрудничестве в области науки и технологий меж РФ и ЕС. На базе Совместной декларации сотворен неформальный Комитет Россия-ЕС по сотрудничеству в области науки и технологий.

На базе советов и решений 1-го заседания комитета в Рф сделаны 3 информационно-консультационных центра (ИКЦ) по взаимодействию с ЕС: в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Основная задачка сделанных ИКЦ – информационно-консультационное обеспечение роли русских ученых и научных организаций в научных программках Евросоюза, в т.ч. и в программке ИНКО/КОПЕРНИКУС.

Подготовлены, с учетом обмена воззрениями, полный рабочий вариант текста проекта Соглашения о сотрудничестве в области науки и технологий, которое по подготовительной договоренности должно носить рамочный нрав и в предстоящем служить основой для заключения соглашений по научному сотрудничеству в определенных областях науки и техники, представляющих обоюдный энтузиазм.

Отдельным направлением сотрудничества с европейскими международными организациями, финансирующими русские исследования и разработки, является взаимодействие с Интернациональной ассоциацией содействия сотрудничеству с учеными государств СНГ (ИНТАС), учредителями и членами которой являются ЕК и около 20 западноевропейских государств. За время собственного существования ИНТАС финансировала более 1000 русских проектов.

Региональное экономическое сотрудничество. В текущее время и в ЕС, и в Рф идет активный процесс реформирования отношений меж центром и регионами. Это делает последние, в свою очередь, необходимыми самостоятельными субъектами хозяйственного сотрудничества сторон, в особенности в приграничных областях. Новые способности для этого откроют ожидаемое повышение протяженности общей границы Россия-ЕС и инициатива «северного измерения» ЕС. Они позволят наполнить определенным содержанием надлежащие положения СПС (ст. 73), развить уже имеющийся опыт трансграничного хозяйственного сотрудничества в рамках ЧЭС, СБЕР и СГБМ.

Многообещающим направлением сотрудничества Рф и ЕС является разработка специального пакета мер по стимулированию регионального сотрудничества Россия-ЕС, комбинирующего инструменты содействия, имеющиеся у обеих сторон, и конституционные возможности и хозяйственные способности их регионов. Региональное сотрудничество может получить приметный импульс в итоге планируемого расширения ЕС, которое благодаря повышению протяженности границы Россия-ЕС способно воскресить классические хозяйственные связи западных регионов Рф с их партнерами в ЦВЕ, вновь использовать еще сохранившуюся инфраструктуру СЭВ. Это сотрудничество может посодействовать выведению Белоруссии из интернациональной изоляции.

Положительную роль тут должна сыграть также финская инициатива «северного измерения». Она рассчитана, а именно, на вербование в Северо-Западный регион зарубежного капитала.

В рамках «северного измерения» европейский Север рассматривается как единое целое, признается, что на базе «позитивной взаимозависимости» инициатива должна будет соединять воединыжды интересы всех 15 государств – членов Евро союза и примыкающих к региону государств – претендентов на членство в ЕС в выстраивании регионального сотрудничества с Россией. От Рф подразумевается роль Архангельской, Мурманской, Калининградской, Вологодской, Ленинградской областей, республик Карелия и Коми, также Санкт-Петербурга. Основными провозглашаемыми целями инициативы «северного измерения» являются: укрепление стабильности и безопасности Европы, прав человека, демократии, рынка, развития торговли, экономического и природоохранного сотрудничества, выравнивание уровней жизни, разрешение заморочек сопредельных регионов.

Наша родина не один раз на разных уровнях высказывала принципную поддержку инициативы «северного измерения» политики Евросоюза. Огромные надежды возлагаются на запланированную 12-13 ноября 1999 г. в Хельсинки специальную конференцию с ролью министров зарубежных дел государств ЕС, Рф, Польши, Балтии, Норвегии и Исландии. Конференция, как подразумевается, должна дать официальный старт сотрудничеству.