Организация системы управления охраной труда

Сейчас на международном уровне в сфере охраны труда имеется красивый интернациональный нормативный документ – Управление Интернациональной организации труда по системам управления охраной труда – МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001 «Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems»), официально переведенный, научно отредактированный и изданный на российском языке в феврале 2003 года. В согласовании с традициями МОТ это Управление создано на трехсторонней базе и принято совместным решением представителей правительств, объединений работодателей и проф союзов. Содержанию и требованиям МОТ-СУОТ 2001 схож принятый в 2007 году межгосударственный эталон ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования», вступающий в полную силу в 2009 году. Но им можно уже воспользоваться в практической работе, так как он принят с правом преждевременного внедрения. Заметим, что этот ГОСТ, вобрав в себя классические русские требования действующего законодательства, отчасти гармонизирован с Управлением Интернациональной организации труда по системам управления охраной труда – МОТ-СУОТ 2001 и в основном с документом обширно применяемой интернациональной добровольческой программки сертификации OHSAS 18001:1999 «Occupational Health and Safety Assessment Series. Specification». (Серия документов оценки охраны труда. Общие требования).

Переработанная версия этого документа была принята Английским институтом эталонов в июле 2007 – на свет появился OHSAS 18001:2007, по ряду моментов значительно отличающийся от OHSAS 18001:1999.

Создание системы управления охраной труда на базе 1-го из вышеназванных нормативных документов позволяет значительно сделать лучше профилактику производственного травматизма и проф заболеваемости и встроить управление охраной труда в виде подсистемы в единую интегрированную систему управления (менеджмента) свойства, охраны среды и охраны труда.

Более того, наличие стандартизированной системы управления охраной труда позволяет оценивать ее методом сопоставления с воображаемым «эталоном», заложенным в требования того либо другого устанавливающего эту систему документа. Возможность таковой оценки открывает возможность проведения оценки соответствия системы, т.е. ее сертификации. Наличие сертификата на публике свидетельствует об уровне организации работ по охране труда на предприятии, дает ему конкурентноспособные достоинства.

Подчеркнем, что неувязка воплощения сертификации, как законной процедуры доказательства независящим оценщиком соответствия действующей СУОТ требованиям соответственных документов, пока, к огорчению, очень и очень далека от разрешения.

Но практика показала, что законы рынка, поддержания стиля и т.п. беспристрастно склоняют работодателя к сертификации. Ему нужен Сертификат, так как сертификат является общественным принятым эмблемой благополучия и серьезности компании, ее надежности. Вот поэтому разработчики OHSAS ориентировали его на обширное применение в рамках добровольческого аудита и добровольческой сертификации. К огорчению, эти процедуры при всей собственной полезности пока фактически никак не соотносится с русским законодательством, требующим неотклонимой сертификации организации работ по охране труда на совсем другой базе в согласовании с требованиями Трудового кодекса РФ.

Заметим, что глобальная практика сотворения и функционирования разных систем управления (качеством, охраной среды) базирована на принципе добровольческого принятия управлением учреждения решения об их разработке и внедрении. Международные и национальные документы, регламентирующие требования к таким системам, носят в главном рекомендательно-методический нрав. Проверка соответствия сделанных предприятием систем управления требованиям избранных эталонов проводится компетентными органами и завершается, в случае положительного финала, выдачей учреждению сертификата соответствия.

Таким макаром, решение о разработке СУОТ в учреждении должно принимать на добровольческой базе его управление (либо учредители). Но после принятия такового решения СУОТ должна быть сотворена по всем требованиям русского законодательства и интернациональных документов. Соответствие разработанных СУОТ сформулированным в требованиях положениям по мере надобности могут инспектировать и выдать об этом сертификат уполномоченные на это независящие органы, как это и принято в интернациональной практике. При всем этом СУОТ должна быть подсистемой управления учреждением в целом и реально обеспечивать предотвращение производственного травматизма и проф болезней.

Для этого СУОТ должна быть строго документированной и дополнять требования действующих правовых и технических нормативных документов, также развивать их применительно к специфике деятельности учреждения. Не считая того, СУОТ должна быть обеспечена всеми необходимыми ресурсами: трудовыми, вещественными, финансовыми.

СУОТ должна быть гибкой развивающейся системой, зачем в ней должны быть предусмотрены надлежащие механизмы и процедуры. Она должна предугадывать регулярную оценку ее функционирования на разных уровнях управления, включая высшее управление, также возможность публичного признания (к примеру, сертификацию).