Олигополия как форма несовершенного рынка

Олигополия – это власть нескольких продавцов на рынке. Олигополистический рынок — это таковой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции делается маленьким количеством больших компаний, любая из которых довольно велика для того, чтоб влиять на весь рынок в целом.

Власть над ценой субъектов неидеального рынка в теории обычно рассматривают на примере олигополий, так как компаний в их малость. Для этого употребляется индекс Герфиндаля, который обозначается эмблемой Н. Формула подсчета индекса:

H = S + S + S,

где S — это толика компании в объеме продаж отрасли в процентах, построенная в квадрат.

К примеру, в незапятанной монополии, где S = 100%, Н = 10 000, в дуополии — 5000.

Cтепень власти в олигополии зависит не столько от количества компаний, сколько от уровня преобладания неких из их (к примеру, если одна компания захватила 70% рынка, а бессчетные другие — толики процента, означает, степень власти над ценой высочайшая).

Особенности конкуренции в олигополии заключаются в том, что она носит неценовой нрав. Понижение цены как форма конкуренции нерентабельно, так как стремительно подхватывается другими и понижает общий уровень цен, потому больше употребляется реклама, борьба за качество, сервисное сервис клиентов.

Более того, чтоб удержать высочайшие цены, их согласуют способом лидерства в ценах, когда любая компания, устанавливая стоимость, ориентируется на фирму-лидера, крупную компанию. В свою очередь ценовой фаворит учитывает интересы более маленьких компаний, чтоб они имели способности не снижать цены. Такое согласование обеспечивает стабильность прибыли.

Экономисты различают три типа олигополистического поведения: тайную олигополию (сговоры); доминированную (захват рынка компанией) и монополистическую конкурентнсть.