Общая торговая политика. Либерализация международной торговли и роль ЕС в этом процессе

Статьи 110-116 Римского контракта определяют принципы общей торговой политики ЕС и являются отправной точкой для анализа внешнеэкономических отношений ЕС. Вследствие разветвленности современных экономических связей каждый член ЕС имеет свою систему отношений с третьими странами. Чем выше степень интеграции, тем меньше свобода для независящих действий стран-членов ЕС. По вопросам, регулируемым законами ЕС, отдельные страны вообщем не вправе решать решения и деяния без согласия других членов союза.

В преамбуле к Римскому Договору уже отмечалось намерение «содействовать при помощи общей торговой политики постепенному снятию ограничений интернациональной торговли». Одним из инструментов таковой политики является общий наружный тариф. Общий тариф установлен для каждой категории продуктов как среднее арифметическое действующих тарифов государств членов ЕС. Несколько понижений этого тарифа было изготовлено в рамках переговоров ГАТТ. В процессе так именуемого «раунда Диллона» в 1960-62 гг. и «раунда Кеннеди» посреди 60-х гг. тариф был снижен практически в два раза. В 1978 г. во время Токийского раунда вышло сокращение тарифа на 30%. Последний Уругвайский раунд привел к предстоящему понижению тарифов. В неких категориях продуктов тарифы нулевые либо малые, более того дисперсия тарифов также сократилась: если средний тариф равен 4%, то тарифы на промышленные продукты не превосходят 11%.

Наименее видимыми, но более значительными инструментами торговой политики являются нетарифные барьеры. Политика ЕС заключается в постепенном освобождении наружной торговли от этих барьеров. Основными формами нетарифных барьеров являются квоты, добровольческие ограничения экспорта и технические правила.

Многие квоты на импорт из государств за пределами ЕС имеют давнишнюю историю. Хотя условия Римского контракта позволили странам сохранить квоты, Европейская комиссия всячески провоцирует отказ от их. Некие квоты были введены в последние годы для защиты так именуемых «чувствительных секторов экономики». К таким секторам относятся трудоемкие отрасли, в каких преимущество имели менее продвинутые страны. Это, к примеру, текстильная и швейная отрасли.

Добровольческие ограничения экспорта как одной государством экспортером, так и несколькими странами, существовали вне рамок ГАТТ, потому с политической точки зрения были более прибыльны. В собственных документах ЕС заявил о стремлении отрешиться от таких мер ограничения торговли.
Внутренняя либерализация ЕС имела и наружный эффект. Так, продукт из страны за рамками ЕС, ввезенный в одну из государств ЕС и реализуемый там, так как он отвечает техническим спецификациям этой страны, автоматом получал разрешение на продажу во всех других странах союза.
Стремясь захватить новый рынок, компании поначалу ведут торговлю в убыток, чтоб вынудить местных производителей покинуть этот сектор рынка, а потом увеличивают цены до уровня, обеспечивающего прибыльность операций. Эта политика именуется демпингом. Правила ГАТТ и ВТО разрешают стране импортеру решать протекционистские меры против таковой политики и вводить антидемпинговые пошлины, которые сглаживают цены компаний на внутреннем и наружном рынках. Это разрешается только если подтверждено:

А) существенное повышение импорта;
Б) что существует разница меж ценами экспортера на внутреннем рынке и его экспортными ценами;
В) что импорт наносит вред местным производителям.

На этих правилах ГАТТ и ВТО основаны антидемпинговые законы ЕС. Комиссия ЕС рассматривает надлежащие заявления компаний, страдающих от демпинга, инспектирует их заявление и потом или соглашается с предложением компании поменять цены, или, если этого не происходит, либо конфигурации малозначительны, устанавливает антидемпинговую пошлину.

Экономические стимулы отмены всех ограничений торговли очень убедительны, все же, разные ограничения употребляются везде. Предпосылки этому в главном политические. Во-1-х, протекционистские меры вводятся в отраслях с высочайшей региональной концентрацией, с исторически используемыми ограничениями, слабенькими макроэкономическими плодами. Во-2-х, положительные результаты либерализации наименее приметны. Экспортеры и потребители, наименее всех заинтригованные в протекционизме, обычно ужаснее организованы, потому не могут оказать подходящего давления на тех, кто воспринимает решения.

Главные инструменты торговой политики ЕС представлены в таблице 13.

Таблица 13
Главные инструменты торговой политики ЕС

Инструменты

Уровень: государственный/ЕС

Примечания

Тарифы

ЕС

И в согласовании с ГАТТ и автономные

Квоты

ЕС

После Уругвайского раунда сохранилось сильно мало квот, в главном в сельском и рыбном хозяйстве

Добровольческие ограничения экспорта

Оба уровня

Должны быть отменены в рамках ВТО

Антидемпинговые пошлины

ЕС

Очень на 5 лет

Ценовые ограничения

ЕС

Нижняя допустимая стоимость заместо антидемпинговых пошлин

Экспортные субсидии

ЕС

Только в с/х

Внутренние субсидии

Оба уровня

В согласовании с правилами ВТО и ЕС

Лицензии

Государственный

Для всего внутреннего рынка, строгие правила ЕС

Источник: The Economics of European Integration, с.472

Внешнеторговые дела ЕС основаны на принципах ГАТТ, ВТО и режиме большего благоприятствования. Но дела ЕС с различными странами различны. Система внешнеторговых отношений ЕС представляет собой определенную иерархию (см. табл. 14).

Таблица 14
Система внешнеторговых отношений ЕС

Страны
Формы отношений

Толика во наружной торговле ЕС, (%)

Население (млн. чел.)

EFTA

Зона свободной торговли

14

10

Центральная и Восточная Европа

Ассоциация

8

100

Средиземноморье

Смешанные

6

100

Страны Африки, Карибского и Тихоокеанского региона

Однобокое предпочтение

6

400

Другие страны третьего мира

Общее предпочтение

14

3500

США, Япония и др.

Режим большего благоприятствования

52

800

Источник: The Economics of European Integration, с.472