Мотивационная сфера личности

В предшествующей лекции мы уже гласили, что личность – это то, что присуще только человеку, что отличает его от животных.

То, что присуще только человеку и совместно с тем каждому человеку, – это его внутренний мир. Внутренний мир – это не просто образ наружного; таковой образ есть и у животных, даже низших животных. Внутренний мир имеет свое специфичное содержание, свои законы формирования и развития, которые почти во всем (хотя не вполне) независимы от мира наружного.

Начнем с того, что дает человеку обладание внутренним миром. Поведение животных определяется 2-мя рядами причин: наружными стимулами, вызывающими автоматические подсознательные либо прижизненно сформированные реакции, и внутренними состояниями напряжения тех либо других потребностей, от которых зависит готовность животного к тем либо другим формам поведения и к реагированию на те либо другие стимулы.

Взаимодействие этих 2-ух рядов может порождать время от времени очень сложные механизмы детерминации поведения, но это поведение всегда оказывается подчинено только одной логике – логике ублажения животрепещущих потребностей.

Поведение человека также часто подчиняется конкретно таковой логике и сводится к реагированию на стимулы и ублажению сиюминутных мотивов. Совместно с тем все поведение человека нельзя свести только к этому. Как точно увидел Гегель, происшествия и мотивы властвуют над человеком только тогда, когда он сам позволяет им это. Различение 2-ух логик людского существования верно представлено в концепции южноамериканского психолога Сальваторе Мадди. Мадди выделяет у человека три группы потребностей. Две из их полностью традиционны и отмечаются большинством психологов – это потребности био и социальные. 3-я же группа потребностей никем ранее в подобные списки не врубалась. Мадди именует эту группу потребностей психическими и включает в нее потребности в суждении, воображении и символизации. Мадди обрисовывает два типа развития личности зависимо от того, какие потребности выходят у нее на 1-ый план. В одном случае у человека безраздельно доминируют био и социальные потребности, а психические очень слабы. В этом случае человек принимает себя самого как менее чем воплощение набора био нужд и соц ролей и ведет себя сообразно им, другими словами в согласовании с логикой, которую мы можем именовать логикой ублажения животрепещущих потребностей. Мадди именует этот путь развития личности конформистским. При другом, индивидуалистском, пути развития личности главенствующее положение занимают психические потребности, и это играет главную роль в изменении всей логики поведения. Человек выходит за границы био нужд и соц ролей, преодолевает ситуативность собственного поведения конкретно благодаря суждению, воображению и символизации. С помощью их он строит не только лишь картину мира как он есть, да и картину предпочтительного мира и картины других вероятных миров; он связывает в сознании животрепещущую ситуацию со многими другими обстоятельствами, которые не находятся в ней конкретно, в том числе с ее отдаленными причинами и последствиями; он обретает целостность картины мира во временной перспективе, становится способным планировать свои будущие деяния и оценивать смысл хоть какого собственного деяния или наружного происшествия в контексте не сиюминутной ситуации, а всей собственной жизни, а иногда и в более широком контексте. Выдающийся психолог нашего времени Виктор Франкл [397] писал, что животное не является личностью, так как для животного не существует лежащего перед ним мира; для животного существует только окружающая среда. Напротив, личность живет как раз не в среде, а в мире, дела с которым она строит при помощи собственного внутреннего мира на базе логики актуальной необходимости – логики, в свете которой каждое действие либо событие выступает как имеющее в контексте всей жизни личности определенный смысл, другими словами, конкретное место и роль. И если С. Мадди несколько упрощает картину, деля людей на два типа – конформистов и индивидуалистов, то мы можем (считая более правильным) созидать в этом, быстрее, две логики поведения и существования, которые в различные моменты может показывать один и тот же человек. Одна из их – реактивная логика, логика ублажения потребностей – более прямолинейна и является общей для человека и животных, 2-ая – смысловая логика, логика актуальной необходимости – является только достоянием человека. Человек может жить и действовать сообразно этой логике благодаря механизмам смысловой регуляции, которые образуют ядро внутреннего мира – второго уровня личной структуры.

Внутренний мир – это не набор эзотерических сущностей, не имеющих ничего общего с наружным миром. Мы уже гласили, что внутренний мир содержит в себе специфичным образом преломленную и обобщенную внешнюю действительность, окрашенную тем смыслом, который она имеет для человека. Что является основными его составляющими? Конечно, не сами объекты, явления и обобщенные категории наружной, беспристрастной действительности. И не психологические механизмы, отвечающие за их преломление в сознании человека. Основными составляющими внутреннего мира человека являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личного опыта устойчивые смыслы важных объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, также личностные ценности, которые являются, вместе с потребностями, источниками этих смыслов. Потому в психологии время от времени употребляют понятие “ценностно-смысловая сфера личности” для обозначения того, что на обыденном языке именуется внутренним миром человека.

Посреди всех понятий, которые употребляются в психологии для разъяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

Термин “мотивация” представляет более обширное понятие, чем термин “мотив”. Слово “мотивация” употребляется в современной психологии в двойственном смысле: как обозначающее систему причин, детерминирующих поведение (сюда входят, а именно, потребности, мотивы, цели, намерения, рвения и почти все другое), и как черта процесса, который провоцирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким макаром, можно найти как совокупа обстоятельств психического нрава, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного разъяснения требуют последующие стороны поведения: его появление, длительность и устойчивость, направленность и прекращение после заслуги поставленной цели, преднастройка на будущие действия, увеличение эффективности, разумность либо смысловая целостность раздельно взятого поведенческого акта.

Представление о мотивации появляется при попытке разъяснения, а не описания поведения. Это – поиск ответов на вопросы типа “почему?”, “для чего?”, “для какой цели?”, “ради чего?”, “какой смысл?…”. Обнаружение и описание обстоятельств устойчивых конфигураций поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Неважно какая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и наружными причинами. В первом случае в качестве начального и конечного пт разъяснения выступают психические характеристики субъекта поведения, а во 2-м – наружные условия и происшествия его деятельности. В первом случае молвят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во 2-м – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Время от времени все психические причины, которые вроде бы изнутри, от человека определяют его поведение, именуют личностными диспозициями. Тогда соответственно молвят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и наружной детерминации поведения.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся схожими, представляется достаточно различным, и это обилие тяжело разъяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, к примеру, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному зависимо от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл найти ситуацию не на физическом уровне, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, другими словами так, как человек соображает и оценивает её.

Сиюминутное, животрепещущее поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние либо наружные стимулы, как итог непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это подразумевает рассмотрение мотивации как повторяющегося процесса непрерывного обоюдного воздействия и преобразования, в каком субъект деяния и ситуация взаимно оказывают влияние друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на базе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация разъясняет целенаправленность деяния, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно найти как понятие, которое в обобщенном виде представляет огромное количество диспозиций.

Из всех вероятных диспозиций более принципиальной является понятие потребности. Ею именуют состояние нужды человека либо животного в определенных критериях, которых им недостает для обычного существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного в недостатком того, что требуется организму (личности).

Потребность есть у всех живых созданий. И этим жива природа отличается от неживой. Другим её различием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого конкретно на то, что составляет предмет потребностей, другими словами на то, чего организму на этот момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, провоцирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она вроде бы ведет за собой организм, приводит в состояние завышенной возбудимости отдельные психологические процессы и органы, поддерживает активность организма до того времени, пока соответственное состояние нужды не будет стопроцентно удовлетворено.

Количество и качество потребностей, которые имеют живы существа, находится в зависимости от уровня их организации, от вида и критерий жизни, от места, занимаемого подходящим организмом на эволюционной лестнице. Больше всего различных потребностей у человека, у которого, не считая физических и органических потребностей, еще есть вещественные, духовные, социальные (последние представляют собой специальные потребности, связанные с общением и взаимодействием людей вместе). Как личности, люди отличаются друг от друга многообразием имеющихся у их потребностей и особенным сочетанием этих потребностей.

Узнаваемый южноамериканский психолог А. X. Маслоу в 1954 г. сделал иерархическую модель мотивации (“Мотивация и личность”), предложив последующую систематизацию человечьих потребностей: 1. Потребности физиологические (органические) – голод, жажда, половое желание и др. 2. Потребности в безопасности – ощущать себя защищенным, избавиться от испуга, от злости. 3. Потребности в принадлежности и любви – принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими. 4. Потребности почтения (почитания) – компетентность, одобрение, признание,