Личность и социальная среда

Социально-психологические явления появляются при содействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия. Соц среда — это все то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие публичных отношений на определенном шаге их развития. Соц среда находится в зависимости от типа публичных экономических формаций, от классовой и государственной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и проф различий («городская среда», «деревенская среда», «производственная среда», «артистичная среда» и т. п.). Итак, общественно-экономическая формация в ее исторической, демографической, географической и государственной конкретности сформировывает данную социальную среду, порождающую тот либо другой образ жизни и прямо за этим образ мышления и поведения.

Как следует, общественно-экономическая формация — соц среда — стиль жизни — личность — такой принципный путь формирования личности. Понятие «личность» многопланово, личность является объектом исследования многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Любая из этих наук изучает личность в собственном специфичном нюансе. Для социально-психологического анализа личности следует верно разграничить понятия «личность», «индивидум», «особенность», «человек». Более общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, владеющее членораздельной речью, сознанием, высшими психологическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, воспользоваться ими в процессе публичного труда. Эти специальные людские возможности и характеристики (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке био наследственности, а формируются у их прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, сделанной предыдущими поколениями. Есть достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если детки с самого ранешнего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у их не формируется речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него без помощи других сформируется логическое мышление, без помощи других сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тыща жизней. Люди каждого следующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, сделанных предыдущими поколениями.

Участвуя в труде и разных формах публичной деятельности, они развивают в для себя те специальные людские возможности, которые уже сформировались у населения земли. Нужные условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение малыша со взрослыми людьми, в процессе которого ребенок учится адекватной деятельности, усваивает людскую культуру. Если бы в итоге катастрофы погибло взрослое население и остались в живых только мелкие малыши, то, хотя человечий род и не закончился бы, история населения земли была бы прервана. Машины, книжки и иная культура продолжала бы на физическом уровне существовать, но некоторому было бы раскрыть для деток их предназначение; 2) чтоб завладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, нужно выполнить по отношению к ним не всякую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить внутри себя значительные общественно выработанные методы деятельности человека и населения земли. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах малыша исторически сложившихся параметров и возможностей людского рода.

Таким макаром, развитие населения земли нереально без активной передачи новым поколениям людской культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта населения земли стать человеком, приобрести специальные людские свойства нереально, даже если человеческое существо обладает био полноценностью. Но, с другой стороны, не имея био полноценности (олигофрения), морфологических параметров, присущих человеку как био виду, нереально даже под воздействием общества, воспитания, образования достигнуть высших человечьих свойств.

Жизнь и деятельность человека обоснованы, единством и взаимодействием био и общественного причин, при ведущей роли общественного фактора. Так как сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке био наследственности, а формируются у их прижизненно, то употребляют понятие «индивидум» — как био организм, носитель общих генотипических наследных параметров био вида (индивидумом мы рождаемся) и понятие «личноcть» — как социально-психологическая суть человека, формирующаяся в итоге усвоения человеком публичных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта населения земли (личностью мы становимся вод воздействием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной «группы», как соц тип, как продукт публичных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только лишь объект публичных отношений, не только лишь испытывает социальные воздействия, но преломляет, конвертирует их, так как равномерно личность начинает выступать как совокупа внутренних критерий, через которые преломляются наружные воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических параметров и социально обусловленных свойств, которые сформировались под воздействием предыдущих соц воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в итоге одно и то же наружное воздействие может оказывать на различных людей различное воздействие. Таким образом, личность не только лишь объект и продукт публичных отношений, да и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие соц, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не прирожденна, но появляется в итоге культурного и общественного развития.

Личность не только лишь целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только окружающий мир, да и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое содержит в себе представление о для себя и самооценку, программки самосовершенствования, обычные реакции на проявление неких собственных свойств, возможности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что означает быть личностью? Быть личностью — это означает иметь активную актуальную позицию, о которой можно высказаться так: на том стою и не могу по другому. Быть личностью — это означает производить выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за их впереди себя и обществом, в каком живешь. Быть личностью — это означает повсевременно строить себя самого и других, обладать арсеналом приемов и средств, при помощи которых можно завладеть своим поведением, подчинить его собственной власти. Быть личностью — это означает владеть свободой выбора и нести ее бремя.

Особая и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических параметров характеризуется понятием «особенность». Особенность выражается в наличии различного опыта, познаний, воззрений, убеждений, в различиях нрава и характера, особенность свою мы доказываем, утверждаем.

Мотивация, характер, возможности, нрав — главные характеристики особенности.

Чувственность, активность выступают как вторичные функции характера. Активность, саморегуляция появляются как свойства возможностей. А в нраве выделим важнейшие составляющие: саморегуляция (воля) и побуждения. На данной схеме организм и личность составляют единство; надлежащие составляющие — мотивация, характер, возможности и нрав — объединены системообразующими признаками: чувственностью, активностью, саморегуляцией и побуждениями.

Примем последующие определения:

Направленность — важное свойство личности, в каком выражается динамика развития человека как публичного существа, главные тенденции его поведения.

Потребность — испытываемая человеком нужда в определенных критериях жизни и развития.

Мотивы — связанные с ублажение определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос «Ради чего она совершается?». Мотив подразумевает познание о тех вещественных либо безупречных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее ублажению.

Мотивация — относительно устойчивая и персонально неподражаемая система мотивов.

Характер — характеристика индивидума со стороны нервно-динамических особенностей его психологической деятельности.

Возможности — психологические характеристики, являющиеся критериями удачного выполнения какой-нибудь одной либо нескольких деятельностей.

Нрав — совокупа стержневых прижизненно создаваемых параметров — отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его деяния и поступки.

Чувственность — совокупа свойств, описывающих динамику появления, протекания и прекращения чувственных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

Активность — мера взаимодействия субъекта с окружающей реальностью; интенсивность, длительность и частота выполняемых действий либо деятельности хоть какого рода.

Саморегуляция — регуляция субъектом собственного поведения и деятельности.

Побуждения — мотивационный компонент нрава.

Воля — потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью собственных психологических и физических способностей для преодоления проблем и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

Личность — это интенсивно осваивающий и преднамеренно модифицирующий природу, общество и себя самого человек, владеющий уникальным, оживленным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой. Личность получает свою структуру из видового строения людской деятельности и характеризуется потому пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.

Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством инфы, которой располагает личность. Эта информация складывается из познаний о окружающем мире (природном и соц) и самопознания. Этот потенциал содержит в себе психические свойства, с которыми связана познавательная деятельность человека. Аксиалогический (ценностный) потенциал личности определяется полученной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее эталонами, актуальными целями, убеждениями и устремлениями. Идет речь тут, как следует, о единстве психических и идейных моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются при помощи эмоционально-волевых и умственных устройств, раскрываясь в ее мироощущении, миропонимании и мироустремлении. Творческий потенциал личности определяется приобретенными ею и без помощи других выработанными умениями и способностями, возможностями к действию созидательному либо разрушительному, продуктивному либо репродуктивному, и мерой их реализации в той либо другой сфере (либо нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критичной деятельности. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, нравом и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По собственному содержанию межличностное общение выражается в системе соц ролей. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.

Художественная активность личности развертывается и в творчестве, проф и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства. Таким макаром, личность определяется не своим нравом, характером и физическими свойствами и т.п., а тем, 1) что и как она знает; 2) что и как она ценит; 3) что и как она созидает; 4) с кем и как она разговаривает; 5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.