Reklama

Кадры в образовании. Воспроизводство кадров

Сфера образования, как и неважно какая другая ветвь народного хозяйства, в состоянии нормально работать, если будет обеспечена приготовленными кадрами профессионалов.

Кстати сказать, в образовательных учреждениях трудится приблизительно 5-ая часть всех профессионалов, занятых в народном хозяйстве страны.

В составе работников учреждений и органов образования можно выделить четыре главные группы: научно-педагогический корпус (профессорско-преподавательский состав, научные работники ) вузов; учителя-преподаватели и воспитатели; управленческие работники; также учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал. Они все относятся к одной отрасли просвещения и заняты в неодинаковой мере созданием образовательных услуг.

Ветвь образования- единственная сфера, которая готовит квалифицированные кадры для всех других отраслей экономики, также для самой себя. Подготовку педагогов и воспитателей, пополняющих отряд преподавателей всех ступеней образовательных учреждений, производят научно-педагогические работники высших учебных заведений.

Наряду с институтами и другими ведущими большими высшими учебными заведениями страны в подготовке дипломированных вузовских преподавателей, другими словами педагогов с дипломами кандидата и доктора наук, видное место занимают многие научно-исследовательские университеты Русской академии наук (РАН) и Русской академии образования (РАО).

Специфичностью организации базовых исследовательских работ в Рф является наличие больших научных школ в институтах РАН, институтах и университетах, играющих передовую роль в мировой науке. Это позволило сформировать систему образования, основанную на базисной подготовке студентов в области базовых наук, хорошую от многих других систем, имеющихся в Европе и США. На фундаменте этой системы ведется подготовка студентов, аспирантов и докторантов, готовятся научные и педагогические кадры математиков, физиков, биологов и других профессионалов для всех вузов страны, институтов РАН, других академий и отраслевых институтов.

Вследствие недостающего финансирования образования и науки в последние годы вышло приметное понижение таких форм подготовки профессионалов, которые основаны на содействии ученых вузов и РАН. А это привело к понижению свойства образования. Понижение уровня базовой подготовки выпускников институтов и вузов угрожает нашей стране предстоящим отставанием в области современных наукоемких технологий, замедлением темпов ее экономического развития и утратой конкурентоспособности на мировом рынке. В то же время развитие новых форм образования, предполагающее обеспечение его непрерывности в цепочке школа - университет - аспирантура - докторантура, просит формирования больших учебно-научных комплексов, центров.

Как организуется процесс подготовки дипломированных юных вузовских педагогов? Часто выпускников вузов, проявивших за время учебы склонность к научной работе по той либо другой специальности, кафедры советуют для продолжения образования в аспирантуре. Не считая того, в аспирантуру может поступить на конкурсной базе по профилю приобретенного вузовского образования каждый, кто проработал два года после окончания университета. За время учебы в аспирантуре нужно сдать экзамены так именуемого “кандидатского минимума”, приготовить и защитить кандидатскую диссертацию.

Докторантами становятся лица, имеющие ученую степень кандидата наук и зачисленные в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Эта диссертация должна быть научной квалификационной работой, в какой на базе выполненных создателем исследовательских работ, разработаны теоретические положения, совокупа которых можно квалифицировать как новое большое достижение в развитии соответственного научного направления, либо осуществлено решение научной трудности, имеющей важное социально-культурное, народнохозяйственное или политическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические, технологические решения, внедрение которых заносит значимый вклад в ускорение научно-технического прогресса.

Расширение рыночных отношений в экономике оказывает влияние на процесс воспроизводства кадров в сфере образования. Усиливается роль экономических способов воздействия, появляются элементы рыночной структуры хозяйства, включая формирование рынка рабочей силы, составной частью которого становится проф рынок труда работников образования. Но в просвещении, как ранее отмечалось, рыночные дела видоизменены экономным нравом финансирования и некоммерческим положением большинства учреждений образования. Рыночное регулирование не обхватывает стопроцентно процесс подготовки профессионалов и обеспечение ими отрасли образования, но оказывает на него активное воздействие. Тут оно реализуется через последующие экономические рычаги : цена рабочей силы, зарплата педагогических работников, плата за обучение, спрос и предложение, рыночные цены на образовательные и научные услуги.

С начала 90-х годов в количественной и высококачественной структуре научно-педагогических кадров все более проявляется ряд негативных тенденций: возрастает отток более обученных профессионалов (выезд в другие страны, переход в другие сферы деятельности, в совместные предприятия и кооперативы и др.). Из-за низкой оплаты труда в университетах растет вымывание молодежи, в особенности парней, что ведет к старению и предстоящей феминизации научно-педагогического персонала; снижается средний уровень проф владения предметом, растет учебная нагрузка на педагога из-за рвения к совместительству и другим формам дополнительных заработков; усиливается неравномерность рассредотачивания высококвалифицированных научно-педагогических кадров меж университетами в разных регионах страны. В более развитых в научно-образовательном отношении регионах наблюдается концентрация педагогических кадров, в наименее развитых- уменьшение количества медиков и кандидатов наук.

Подобные тенденции могут резко усугубить высококачественный состав научно- педагогических кадров, если не принять особых мер по их социальной защите, по увеличению научной и педагогической квалификации.

Для подъема научно-педагогического потенциала страны надлежит обеспечивать предстоящее развитие аспирантуры и докторантуры, что позволит расширить воспроизводство высококвалифицированных кадров по ведущим фронтам научно-технического прогресса.

Принципиальной особенностью современного процесса воспроизводства кадров для отрасли образования является подготовка профессионалов широкого профиля, которая связана с системой непрерывного образования. С ее становлением на замену ранее преобладавшему механистическому методу передачи увеличивающегося объема познаний приходит способ их неизменного обновления в течение всего периода проф деятельности профессионалов.

Подготовка педагогов и других профессионалов широкого профиля подразумевает их рвение и способность без помощи других черпать информацию из различных источников, самообразование, широту кругозора, дар и умение не замыкаться на дилеммах собственной специальности. Чтоб удачно адаптироваться к резко и стремительно меняющейся ситуации в системе образования и рынка услуг, необходимо не только лишь владеть теоретическим багажом и видением перспективы, да и ориентироваться в экономике, социологии, психологии и праве.

Огромное значение в связи с этим имеет введение многоуровневой системы подготовки профессионалов. Такая система базирована на разных по трудности и уровню получаемой квалификации программках. Она провоцирует академическую и профессиональную мобильность студентов на рынке образовательных услуг и труда, содействует социальной защищенности наших людей.

Часть вузов Рф перебежала на двухступенчатую систему обучения: 2 и 4 года. После окончания первой ступени, дающей широкую общеобразовательную подготовку, студент получает степень бакалавра. Те же, кто желает продолжить образование и проявит возможности, могут получить на 2-ой ступени более углубленные особые познания и степень магистра. Вместе с этим многие университеты и их факультеты сохранили полномасштабное обучение студентов в классической закоренелой у нас форме.

Reklama