Институциональные механизмы развития партнерства и сотрудничества России и Европейского Союза

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве вступило в силу 1 декабря 1997 г. В 1998 г. были образованы и приступили к работе предусмотренные им совместные с ЕС органы сотрудничества и сотворена трехуровневая институциональная система сотрудничества.

1-ый уровень (политический) – встречи президента и председателя правительства РФ с управлением ЕК ЕС и стран – членов ЕС, Совет сотрудничества – на уровне министров зарубежных дел.

Практика 1997-1998 гг. показала высшую эффективность политического уровня сотрудничества, который в значимой степени развивался более высочайшими темпами по сопоставлению с сотрудничеством в сфере торговли, экономики, науки и техники. Разноформатные встречи на высшем уровне меж руководителями Рф и ЕС стали постоянными. Не пореже чем 2 раза в год проходит встреча Президента РФ с председателем ЕК и главой страны, председательствующего в ЕС, в т.ч. в рамках встреч «большой восьмерки». С аналогичной частотой с обозначенными руководителями ЕС встречается председатель правительства РФ.

Частью политического уровня является Комитет парламентского сотрудничества – орган для взаимодействия парламентариев Рф и ЕС, который проводит свои постоянные заседания не пореже 2-х раз в год.

2-ой уровень (оперативный) – Комитет сотрудничества (действует на неизменной базе в рамках возможностей, переданных ему Советом, решая текущие трудности взаимодействия, сначала связанные с реализацией СПС). Приступили к работе его вспомогательные органы – 9 многоотраслевых подкомитетов: по торговле и индустрии; по энергетике, ядерным вопросам и окружающей среде; по науке и технике, развитию человеческих ресурсов, и сотрудничеству в социальной сфере; по транспорту, телекоммуникациям и космосу; по углю, стали, горнодобывающей индустрии и сырью; по вопросам конкуренции, охраны прав умственной принадлежности, сближения законодательства, борьбы с преступностью; по таможенному и трансграничному сотрудничеству; по сельскому хозяйству и защите прав потребителей; по денежным и экономическим вопросам и статистике.

1-ые заседания всех 9 подкомитетов прошли сначала 1999 г. в Москве и проявили свою довольно высшую результативность. Скоординированы позиции Рф и ЕС по реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, намечен целый ряд новых направлений сотрудничества (в сфере энергетики, науки, сельского хозяйства и индустрии, транспорта и др.), достигнуты принципные договоренности по острым вопросам обоюдной торговли (ядерная энергетика, сертификация и стандартизация).

3-ий уровень (консультативный) предугадывает проведение срочных консультаций по хоть каким вопросам отношений сторон. В качестве примера: в текущее время идут российско-европейские консультации по торговле изделиями из стали и консультации по урегулированию торгового режима в отношении русского экспорта в ЕС продуктов ядерного топливного цикла. Практикуется проведение консультаций в рамах подкомитетов Комитета сотрудничества.

Совместными усилиями Рф и ЕС институализируется диалог деловых кругов. Представители бизнеса Евросоюза играют активную роль в Совете по зарубежным инвестициям при правительстве РФ. Сотворен кооперативный форум – «Круглый стол» деловых кругов Рф и ЕС. Работа «Круглого стола» проходит под патронажем правительства РФ и Комиссии ЕС. Председателями более 100 больших европейских и русских компаний, официальные представители правительства Рф и ЕК учавствуют в обсуждении перспектив прямых инвестиций в российскую экономику, вопросов торговой политики, инициатив сотрудничества ЕС и Рф по формированию общеевропейского информационного места. По итогам работы заседаний «Круглого стола» принимаются «рекомендации сопредседателей участникам», содержащие обобщенный план действий деловых кругов Рф и ЕС до последующего заседания. Правовой базой сотрудничества Рф и ЕС являются сначала СПС, также заключенные в его развитие соглашения (по текстилю, стали). Но, стремясь придать обоюдному сотрудничеству более целенаправленный и организованный нрав, Наша родина и ЕС отыскивают новые методы координации. На собственном первом же заседании (26-27 января 1998 г.) Совет сотрудничества России-ЕС утвердил Совместную рабочую программку реализации СПС. Она содержит в себе 17 главных разделов, в т.ч.: создание институциональной структуры органов сотрудничества, сближение законодательств, улучшение экономического законодательства (конкурентность, защита прав потребителей, эталоны и сертификация, умственная собственность, таможенное регулирование), сотрудничество в сфере торговли, отраслевое экономическое сотрудничество (индустрия, энергетика, транспорт, космос, охрана среды, наука, обучение и подготовка кадров), сотрудничество в правоохранительной сфере. При активной роли ЕС и пассивности со стороны Рф был разработан набор рабочих документов («фишки») с определением задач, которые требовалось решить, также результатов, которые должны были быть достигнуты . Но под воздействием разных причин, сначала отсутствия адекватной гос институциональной структуры в Рф, которая бы обеспечивала координацию всех органов власти на направлении отношений с ЕС, на несколько месяцев был задержан пуск значимого объема работы по выполнению Совместной программки.

Опыт Совместной рабочей программки реализации СПС позволяет сделать ряд принципных выводов. В целом достигнут определенный прогресс, хотя степень продвинутости различается зависимо от пт Совместной рабочей программки. В неких областях – а именно, таможня, промышленное сотрудничество, подготовка менеджеров и сотрудничество в области юстиции и внутренних дел – за год изготовлено много. В неких других областях, к примеру охрана прав умственной принадлежности, космос и транспорт, состоялись бессчетные встречи профессионалов и намечены многообещающие направления расширения сотрудничества. В таких областях, как эталоны и доказательство соответствия, охрана среды, ядерное сотрудничество, обмен воззрениями только начат. В конце концов, в сближении законодательства и вопросах антимонопольного регулирования до сего времени достигнуты пока малозначительные результаты. Хотя надлежащие направления не включены в Совместную рабочую программку, отмечен значимый прогресс в энергетическом сотрудничестве и получил развитие макроэкономический диалог.

Представляется, что практика сотворения подобного рода совместных документов должна быть продолжена. Но нужно обеспечить более активное роль русской стороны в определении их главных положения, ориентируясь сначала на экономические и политические интересы Рф, также выполнение обязанностей в рамках СПС. Ключ к решению этой задачки — полномасштабное взаимодействие всех министерств и ведомств, вовлеченных в дела с ЕС, а таких большая часть. Механизмом такового рода взаимодействия должна стать Правительственная комиссия по сотрудничеству с ЕС, образованная постановлением правительства РФ (от 3 марта 1998 г., №278).

Юридической базой координации деятельности муниципальных органов РФ при содействии с ЕС является Многообещающий план действий по выполнению СПС (утвержденный постановлением правительства от 21 июля 1998 г. №809). Данный план представляет собой таблицу, в какой в направленной на определенную тематику последовательности (торговля продуктами, услугами, отраслевое экономическое сотрудничество и т.д.) изложены обязательства Рф по СПС, указаны временные рамки их выполнения и ответственные муниципальные органы. Наглядность, функциональность и возможность оперативного и полномасштабного контроля за выполнением положений плана позволяют гласить о его высочайшей эффективности и практической ценности.

Общий результат диалога и сотрудничества меж Россией и Западной Европой в 90-е гг. заключается в том, что, во-1-х, обе стороны накопили большой практический опыт взаимодействия в новых политических и правовых рамках; во-2-х, они имеют сейчас более ясное представление как о трудностях и нерешенных дилеммах сотрудничества, так и о его приоритетных направлениях.

Для предстоящей реализации имеющихся способностей нужно принимать во внимание два взаимосвязанных нюанса.

Во-1-х, следует сконцентрировать усилия в тех областях, где уже в скором времени могут быть достигнуты практические результаты. Конкретно в этом ключе должна быть пересмотрена программка совместных действий Рф и ЕС с целью реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
Во-2-х, нужно стремиться к созданию более подходящего психического климата российско-европейских отношений, т.к. сотрудничество востребует долгих усилий и большого терпения.