Гуманистическая теория личности маслоу

Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которой расползаются меж собой, суждения о самом для себя и о других людях нередко диаметрально обратны, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые, гармонические личности, достигшие верхушки личного развития, верхушки «самоактуализации». Такие «самоактуализирующие» личности, к огорчению, составляют только 1-4% от полного количества людей, а другие из нас находятся на той либо другой ступени развития.

Абрахам Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации, разработал «иерархию потребностей». Она состоит из последующих ступеней: Ступень 1 физиологические потребности — это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексапильная, потребности в самозащите. Ступень 2 потребность в надежности — рвение к вещественной надежности, здоровью, обеспечению по старости. Ступень 3 — социальные потребности. Ублажение этой потрбности не беспристрастно и тяжело описуемо. 1-го человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в разговоре выражается очень очень. Ступень 4 — потребность в почтении, понимании собственного плюсы — тут речь идет о престиже, соц успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы. Ступень 5 — потребность в развитии личности, в осуществлении себя самого, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении собственного предназначения в мире.

Маслоу выявил последующие принципы мотивации человека: 1) мотивы имеют иерархическую структуру; 2) чем выше уровень мотива, тем наименее актуально необходимыми являются надлежащие потребности, тем подольше можно задержать их реализацию; 3) пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются сравнимо неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу; 4) с увеличением потребностей увеличивается готовность к большей активности. Таким макаром, возможность к ублажению высших потребностей является огромным стимулом активности, чем ублажение низших.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базисных и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обыденного человека ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базисные, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потреб-ности к развитию, к осознанию собственной жизни, к поиску смысла собственной жизни). Если человек стремится осознать смысл собственной жизни, очень много воплотить себя, свои возможности, он равномерно перебегает на высшую ступень личного саморазвития.

«Самоактуализирующейся личности» присущи последующие особенности: 1) полное принятие действительности и комфортабельное отношение к ней; 2) принятие других и себя; 3) проф увлеченность возлюбленным делом, ориентация на дело; 4) самостоятельность суждений; 5) способность к осознанию других людей, благожелательность к людям; 6) неизменная новизна, свежесть оценок, открытость опыту; 7) различение цели и средств, зла и добра; 8) естественность поведения; 9) юмор; 10) саморазвитие, проявление возможных способностей в работе, любви, жизни; 11) готовность к решению новых заморочек, к пониманию заморочек и проблем, к подлинному осознанию собственных способностей, к увеличению конгруэнтности.

Конгруэнтность — это соответствие переживания, сознавания опыта его истинному содержанию. Преодоление защитных устройств помогает достигнуть конгруэнтные, настоящие переживания. Защитные механизмы мешают верно понять свои задачи. Развитие личности — это увеличение конгруэнтности, повышение осознания собственного «реального Я», собственных способностей, особенностей, это самоактуализация как тенденция к осознанию собственного «реального Я».

Принадлежность к группе и чувство самоуважения — нужные условия для самоактуализации, т.к. человек может осознать себя только получая информацию о для себя от других людей.

И напротив, патогенные механизмы, мешающие развитию личности, последующие: пассивная позиция по отношению к реальности; вытеснение и другие методы защиты «Я» в угоду внутреннему равновесию и спокойствию. Деградации личности содействуют психические и социальные причины.

Этапы деградации личности

1) формирование психологии «пешки», глобального чувства собственной зависимости от других сил ; 2) создание недостатка благ, в итоге ведущими становятся первичные потребности выживаемости; 3) создание «чистоты» общественного окружения — разделение людей на «добротных» и «нехороших», «собственных» и «чужих»; 4) создание культа «самокритики», признания даже в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал; 5) сохранение «священных основ» (воспрещается даже думать, колебаться в основополагающих предпосылках идеологии); 6) формирование спец языка (сложные трудности спрессовываются до маленьких, очень обычных, просто запоминающихся выражений). В итоге всех этих причин для человека становится обычным «мистическое существование», так как из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек перебегает в «мистический мир ясности, упрощенности», формируется у человека несколько «Я», изолированных функционально друг от друга.

Различные пути самоактуализации могут быть при условии, если у человека есть высшие метапотребности к развитию, актуальные цели: правды, красы, доброты, справедливости.