Государственное регулирование в сфере охраны труда

Нормативными правовыми документами законодательно установлено прямое управление, контроль и надзор со стороны страны за состоянием критерий и организацией охраны труда. В Конституции РФ, концепциях государственной безопасности и демографического развития Рф обеспечение неопасной жизнедеятельности людей, право на труд в достойных критериях были поставлены в число муниципальных ценностей. Правовой основой муниципального управления, контроля и надзора за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности являются: 1. В области охраны труда – Трудовой Кодекс Русской Федерации (дальше — ТК РФ). В Статье 210 ТК РФ указаны 20 главных направлений гос политики в области охраны труда, в том числе, государственное управление охраной труда и муниципальный контроль и надзор за соблюдением муниципальных нормативных требований охраны труда. 2. В области промышленной безопасности – Федеральный закон «О промышленной безопасности небезопасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116 (в редакции Федеральных законов от 30.12.2008 № 313), определяющий государственное управление промышленной безопасностью и муниципальный контроль и надзор за исполнением требований промышленной безопасности. Кардинально поменялась роль страны, которое выступает посредником и судьей в трудовых отношениях; в системе управления охраной труда значительно возросла роль управляющего предприятия (работодателя); более весомым элементом муниципального управления охраной труда стало соц партнерство, потому что правительство определяет и устанавливает только малые либо рамочные социально-трудовые нормативы; общий уровень охраны труда стал зависеть от экономики организации; охрана труда получила свою определенную стоимость, т.к. после принятия Федерального закона «Об неотклонимом соц страховании от злосчастных случаев на производстве и проф заболеваний» № 125 (в редакции Федерального закона от 23.07.2008 г. №160) осуществляется дифференцированный подход к определению величины страхового взноса на этот вид страхования.

Государственное управление охраной труда заключается в реализации главных направлений гос политики в области охраны труда, разработке законов и других нормативных правовых актов в этой области, также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровье и неопасные условия труда.

Государственное управление промышленной безопасностью заключается в реализации главных направлений гос политики в области промышленной безопасности, разработке законов и других нормативных правовых актов в этой области, также требований промышленной безопасности к небезопасным производственным объектам.

Муниципальный контроль и надзор – воплощение действий по контролю и надзору за исполнением органами гос власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами неотклонимых правил поведения.

Контроль – важный вид оборотной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Зависимо от объема контроля различают фактически контроль, в процессе которого проверяются законность и необходимость деятельности, и надзор, который заключается в неизменном, периодическом наблюдении особых органов либо лиц с целью выявления нарушений законности. При всем этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только исходя из убеждений законности, но не необходимости. Потому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается. Надзор – это суженный контроль. Различаются три типа надзора: судебный, прокурорский и административный. Одного правового акта, закрепляющего хотя бы базы административного надзора, в Рф нет. Существует огромное количество федеральных нормативных актов (законов, указов), которые регулируют различные виды надзора, отдельные нюансы надзорной деятельности. Поэтому у административных надзоров есть элементы контроля.

В сфере охраны труда и промышленной безопасности возможности меж контрольными и надзорными органами РФ распределяются последующим образом:

  • Государственное управление охраной труда и промышленной безопасностью осуществляется Правительством РФ конкретно либо по его поручению федеральным органом исполнительной власти;
  • Контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда производит Федеральная инспекция труда, входящая в состав Федеральной службы по труду и занятости. Возможности и права данной инспекции определены «Положением о Федеральной инспекции труда», утв. постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 №11;
  • Контроль и надзор в сфере здравоохранения производит Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и общественного развития. Санитарно-эпидемиологический надзор производит Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Данные службы (в т.ч. Федеральная служба по труду и занятости) входят в состав Федерального Министерства здравоохранения и общественного развития РФ;
  • Управление, контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности производит Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), объединившая бывшие Госгортехнадзор, Энергонадзор, Атомный надзор и Экологический контроль. Возможности и права данной службы определены «Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)», утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401 (в редакции постановления Правительства РФ от 27.01.2009 №43);
  • Контроль и надзор за пожарной безопасностью производит Противопожарная служба, входящая в состав Федерального Министерства РФ по делам штатской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
  • Контроль и надзор за безопасностью транспорта осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, входящая в состав Федерального Министерства транспорта РФ.
  • Неизменный корпоративный (производственный) контроль соблюдения требований охраны труда и промышленной безопасности в организации производят:

    1. Служба (отдел) охраны труда организации

    Основными нормативными правовыми документами, регламентирующими структуру, обязанности, права и функционирование данной службы являются: Трудовой кодекс РФ (ст. 217); ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования» Советы по организации работы службы охраны труда в организации. Утв. постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14; Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Утв. постановлением Минтруда от 22.01.2001 № 10; Типовые отраслевые положения о системе управления охраной труда.

    2. Служба производственного контроля (ПК) организации. Основными нормативными правовыми документами, регламентирующими структуру, обязанности, права и функционирование данной службы, являются: ФЗ «О промышленной безопасности небезопасных производственных объектов» от 21.07.1999 № 116; Правила организации и воплощения производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности на небезопасных производственных объектах. Утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263 (в редакции Федеральных законов от 30.12.2008 № 313); Методические советы по организации производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности на ОПО. Приказ ГГТН РФ от 26.04.2000 № 49 (в редакции Госгортехнадзора РФ от 09.02.2004 № 20). В связи с тем, что часть мероприятий по охране труда совпадает с мероприятиями по промышленной безопасности, службы ОТ и ПК могут представлять собой единую структуру – отдел ОТ и ПБ.

    Права муниципальных инспекторов труда Задачки и функции гос инспекции труда РФ, обязанности и права должностных лиц гос инспекции труда регламентированы последующими нормативными правовыми документами:

    Трудовой Кодекс РФ (ст.355-358); Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» от 30.06.2004 № 324 (в редакции постановлений Правительства РФ от 27.01.2009 № 43); «Положение о Федеральной инспекции труда» утв. постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 №11; в порядке установленном законами и другими нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно в хоть какое время суток при наличии удостоверений посещать в целях проведения инспекции все объекты организации; запрашивать у работодателей (их представителей), органов исполнительной власти (местного самоуправления) и безвозмездно получать от их документы, разъяснения, информацию; изымать для анализа эталоны применяемых (обрабатываемых) материалов (веществ), в порядке, установленном законами и другими нормативными правовыми актами РФ; расследовать в установленном порядке злосчастные случаи на производстве; направлять в суды требования о ликвидации организаций либо прекращении деятельности отдельных подразделений; воспрещать внедрение не имеющих сертификатов либо не соответственных муниципальным нормативным требованиям охраны труда (в том числе технических регламентов) средств персональной и коллективной защиты; выступать в качестве профессионалов в суде; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в границах возможностей, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и трибунал другие материалы (документы) о вербовании виноватых к ответственности в согласовании с законами и другими нормативными правовыми актами РФ; предъявлять работодателям (их представителям) неотклонимые предписания об устранении нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, вербовании виноватых в нарушениях к дисциплинарной ответственности либо об отстранении их от должности в установленном порядке; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение неопасным приемам и способам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку познаний требований охраны труда. В согласовании со ст.76 ТК РФ работодатель должен отстранить от работы (не допускать к работе) работника по требованиям органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Права муниципальных инспекторов Ростехнадзора Задачки и функции Ростехнадзора РФ, обязанности и права должностных лиц Ростехнадзора РФ регламентированы последующими нормативными правовыми документами: Федеральный закон «О промышленной безопасности небезопасных производственных объектов» от 21.07.1999 № 116; Постановление Правительства РФ «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» от 30.07.2004 № 401 (в редакции постановлений Правительства РФ от 27.01.2009 №43); Методические указания по организации и осуществлению муниципального надзора в области взрывного дела в организациях, на предприятиях и объектах, подконтрольных Госгортехнадзору Рф. Утв. Приказом ГГТН РФ от 09.10.1998 № 204; Данными нормативными документами муниципальные инспекторы Ростехнадзора наделены 23 правами по контролю и надзору. Основные права государственных инспекторов последующие:

  • запрашивать и беспрепятственно получать сведения, нужные для принятия решений по вопросам, относящимся к сфере деятельности Федеральной службы;
  • проводить в границах компетенции Федеральной службы нужные расследования, организовывать проведение экспертиз, заказывать проведение исследовательских работ, испытаний, измерений, анализов и оценок по вопросам воплощения надзора (контроля) в установленной сфере деятельности;
  • рассматривать в случаях и порядке, установленном законодательством, дела об административных правонарушениях и использовать административные наказания либо направлять в судебные (правоохранительные) органы материалы о вербовании к ответственности лиц, виноватых в нарушении лицензионных требований и критерий, неотклонимых требований, содержащихся в нормативных правовых документах, в границах компетенции Федеральной службы;
  • в порядке и случаях, установленных законодательством, использовать меры предупредительного и профилактического нрава, направленные на недопущение (пресечение) нарушений юридическими лицами (гражданами) неотклонимых требований в установленной сфере деятельности, также меры по ликвидации последствий обозначенных нарушений;
  • давать юридическим и физическим лицам неотклонимые для их предписания об устранении нарушений лицензионных требований и критерий, неотклонимых требований, содержащихся в нормативных правовых документах, в границах компетенции Федеральной службы;
  • выносить предупреждения о приостановлении деяния лицензий и издавать предписания о приостановлении деяния лицензий в случаях, установленных законодательством.
  • Органы надзора и контроля, налагающие административные наказания Согласно ст. 22.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях (дальше — КоАП) рассматриваются в границах компетенции, установленной гл. 23 КоАП.: федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами, также муниципальными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на их ФЗ или нормативными правовыми актами Президента либо Правительства РФ. Согласно ст.23.12 КоАП Федеральная инспекция труда и подведомственные ей муниципальные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 ст. 5.27 (нарушение законодательства о труде и об охране труда), ст. ст.5.28-34, 44 . Рассматривать дела вправе:

  • главный муниципальный инспектор труда РФ и его заместители;
  • главный муниципальный правовой инспектор труда РФ;
  • главный муниципальный инспектор РФ по охране труда;
  • руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда и их заместители (по правовым вопросам и охране труда), главные муниципальные инспекторы труда, муниципальные инспекторы труда;
  • руководители гос инспекции труда и их заместители (правовые и по охране труда);
  • начальники отделов муниципальных инспекций труда и их заместители (правовые и по охране труда), главные муниципальные инспекторы труда, муниципальные инспекторы труда.
  • Согласно ст. 23.29 (Органы, осуществляющие муниципальный экологический контроль), ст.23.30 (Органы муниципального энергетического надзора), ст.23.31 (Органы муниципального горного и промышленного надзора), ст. 23.33 (Органы, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии) КоАП Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных надлежащими статьями. К примеру, по ст.ст. 7.2 (ч.2); 7.3, 4; 8.7; 8.9-11; 8.17(ч.1,3); 8.19; 9.1(нарушение требований промышленной безопасности либо критерий лицензий, а также требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ); 9.2; 11.20; 14.26; 19.2; 19.22 рассматривать дела об административных правонарушениях имеют право:

  • управляющий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области муниципального горного и промышленного надзора, и его заместители;
  • руководители управлений и округов муниципального горного и промышленного надзора и их заместители;
  • начальники инспекций и отделов муниципального горного и промышленного надзора и их заместители;
  • главные муниципальные инспекторы и муниципальные инспекторы муниципального горного и промышленного надзора.
  • Согласно ст.24.6 КоАП Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры производят в границах собственной компетенции надзор при производстве по делам об административных правонарушениях, кроме дел, находящихся в производстве суда.

    Согласно ст.27.3 ФЗ «О прокуратуре РФ» в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет нрав административного правонарушения, прокурор возбуждает создание об административном правонарушении либо немедленно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган либо должностному лицу, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

    Порядок воплощения государственного контроля

    Порядок воплощения муниципального контроля определен Федеральным Законом «О защите прав юридических лиц и личных бизнесменов при проведении муниципального контроля и надзора» от 26.12.2008 № 294 и Руководящими документами надзорных органов. Согласно ст.7 ФЗ № 294 мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов муниципального контроля и надзора. По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа муниципального контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в 2 экземплярах. Один экземпляр с копиями приложений вручается руководителю юридического лица (его заместителю) либо ИЧП (их представителям) под расписку или направляется средством почтовой связи с извещением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа муниципального контроля и надзора.

    В случае выявления в итоге мероприятия по контролю административного правонарушения инспектором составляется протокол, и даются предписания об устранении выявленных нарушений. Составление протокола об административном правонарушении

    В согласовании со ст. 28.2 Кодекса об административных правонарушениях:

    в протоколе указывается: дата и место его составления; должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол; сведения о лице-правонарушителе; Ф.И.О., адреса места жительства очевидцев и потерпевших (если имеются); место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАП, предусматривающая административную ответственность; разъяснение лица физического либо легитимного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; другие сведения, нужные для разрешения дела; при составлении протокола лицам, в отношении которых возбуждено дело, также другим участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе; лицам, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. Обозначенные лица вправе представить разъяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу; протокол подписывается: должностным лицом, его составившим; лицом, в отношении которого возбуждено дело. В случае отказа обозначенных лиц от подписания в протоколе делается соответственная запись; физическому лицу (легитимному представителю юридического лица), в отношении которого возбуждено дело, также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола.

    Ст. 28.6 предвидено предназначение административного наказания без составления протокола в случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения либо административного штрафа в размере, не превышающем малого размера оплаты труда.

    Рассмотрение дела об административном правонарушении В тех случаях, когда после выявления административного правонарушения осуществляются деяния, требующие значимых временных издержек, проводится административное расследование. Если выявлен факт административного правонарушения, то принимается определение о возбуждении дела об административном правонарушении. При наличии хотя бы 1-го из событий, исключающих создание по делу об административном правонарушении, должностное лицо выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление о предназначении административного наказания либо прекращении производства по делу об административном правонарушении, также определение о передаче дела арбитре, должностному лицу, уполномоченным назначать наказания другого вида либо о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

    Выполнение постановления о наложении административного штрафа В согласовании со ст. 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен лицом, завлеченным к административной ответственности, не позже 30 дней со денька вступления постановления о наложении административного штрафа в легитимную силу или со денька истечения срока отсрочки либо рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП.

    При неуплате штрафа в срок копия постановления о штрафе направляется арбитром, органом, должностным лицом, вынесшим постановление:

  • в отношении физического лица – в компанию, в какой лицо, завлеченное к административной ответственности, работает, обучается, или получает пенсию, для удержания суммы штрафа;
  • в отношении юридического лица – в банк либо иную кредитную компанию для взыскания суммы штрафа из валютных средств либо из доходов юридического лица;
  • судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа;
  • должностное лицо воспринимает решение о вербовании лица, не уплатившего административный штраф, к ответственности в согласовании со ст. 20.25 часть 1.
  • Муниципальная экспертиза критерий труда и ее функции

    Муниципальная экспертиза критерий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение муниципального надзора и контроля за соблюдением, трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Русской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

    Муниципальная экспертиза критерий труда осуществляется в целях оценки:

  • свойства проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • корректности предоставления работникам компенсаций за томную работу, работу с вредными и (либо) небезопасными критериями труда;
  • соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новейшей техники, внедрения новых технологий муниципальном нормативным требованиям охраны труда;
  • фактических критерий труда работников, в том числе в период, конкретно предшествовавшей злосчастному случаю на производстве.
  • Муниципальная экспертиза критерий труда осуществляется на основании определений судебных органов, воззваний органов исполнительной власти, работников, проф союзов, их объединений, других уполномоченных работниками презентабельных органов, органов фонда общественного страхования Русской Федерации.

    Лица, осуществляющие муниципальную экспертизу критерий труда, имеют право:

  • Правовыми актами РФ, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного эталона посещать для воплощения экспертизы всех работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм принадлежности, также работодателей – физических лиц);
  • Запрашивать и безвозмездно получать нужные для воплощения экспертизы документы и другие материалы;
  • Проводить надлежащие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и другими нормативными актами РФ.
  • Лица, осуществляющие муниципальную экспертизу критерий труда, должны:

  • составлять по результатам экспертизы заключения в согласовании (несоответствии) критерий труда муниципальным нормативным требованиям охраны труда и деталям, в объединении, другие уполномоченные работникам презентабельные органы, органы Фонда общественного страхования РФ;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
  • обеспечивать сохранность документов и других материалов, приобретенных для воплощения экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в их сведений.
  • Срок проведения гос экспертизы критерий труда определяется зависимо от трудозатратности экспертных работ и объема, представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превосходить 1-го месяца.

    В исключительных случаях срок проведения гос экспертизы критерий труда может быть продлен, но не более чем на один месяц. При осуществлении гос экспертизы критерий труда могут проводиться лабораторные исследования (измерения) причин производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями.