Гармонизация социальных условий в рамках Римского Договора

Базы общественного регулирования в рамках Общего рынка были заложены Римским Контрактом о разработке Евро экономического общества (1957 г.). В документе, в частности, указывалось, что «государства-члены условились о необходимости облагораживать условия жизни и труда трудящихся, чтоб сделать вероятным их выравнивание в духе прогресса».

В Договоре были предусмотрены неотклонимые и рекомендательные положения. Так, директивно вводились:

  • свобода передвижения работников (ст.48-49);
  • свобода предпринимательства (ст.52-58);
  • равная оплата труда парней и дам (ст.119);
  • права на соц обеспечение рабочих-мигрантов (ст.51).

Необязательные к выполнению положения включали:

  • предоставление оплаченных отпусков (ст.120);
  • улучшение критерий жизни и труда рабочих (ст.117,118);
  • общие принципы проведения единой политики проф обучения (ст.128).

Из выше перечисленного видно, что соц самореализация тесновато увязывается контрактом с экономическими правами и свободами людей.
Для реализации социальной политики Контрактом был учрежден Европейский Соц фонд (ст.123-128) — ЕСФ. Сначало компетенция ЕСФ распространялась только на личные случаи переселения и переобучения в рамках отдельных районов Общества, оказание денежной поддержки безработным, урегулирование заморочек рабочих-мигрантов.

В 1971 г. роль и форма деятельности ЕСФ были пересмотрены. Финансирование ЕСФ стало осуществляться не за счет взносов стран-членов, как до этого, а из собственных ресурсов Общества. Мотивированная направленность ЕСФ была определена как решение соц заморочек, возникающих вследствие политики ЕЭС, а именно, вопросов занятости, передвижения, молодежи, дам и т. д. Основной путь решения этих заморочек виделся в организации проф обучения и переподготовки, на что и направлялось более 90% всего бюджета ЕСФ.

Кроме ЕСФ, вопросами социальной политики призваны были заниматься Комиссия ЕЭС (КЕС), в которой представительствовали также профсоюзы, и Экономический и соц комитет (ЭСК), сформированный на паритетных началах.
Фактически Римский Контракт не очень тщательно расписывает вопросы общественного развития и регулирования. Социальные вопросы числились второстепенными по сопоставлению с неуввязками экономической интеграции. Соц координация проходила тяжело. В особенности трудно решались вопросы разграничения государственных и наднациональных возможностей. Так, в апреле 1964 г. Совет министров ЕЭС принял особое решение о том, что соц политика и соц законодательство остаются всецело в ведении государственных правительств.

К началу 1970-х гг. стало ясно, что экономический механизм Общего рынка не ведет автоматом к соц прогрессу и полной занятости. Более того, экономические механизмы пробуксовывают без опоры на единое соц место. В силу этого сначала 1970-х годов начался отменно новый шаг социальной политики Общества, а Римский Контракт в предстоящем не один раз дополнялся разными наднациональными директивами, постановлениями совещаний глав правительств и другими документами.

В 1972 г. главы стран и правительств на совещании в Париже заявили, что энергичные деяния в социальной политике так же важны, как создание экономического и денежного союза. Было признано целесообразным поддерживать нужные контакты с организациями бизнесменов и профсоюзами. В январе 1974 г. Совет министров Общества принял новейшую программку соц действий. Посреди 1970-х гг. основное внимание было уделено вопросам занятости, в особенности посреди молодежи. В этих целях бюджет ЕСФ был увеличен в 4 раза, а основная часть средств направлялась на производственное обучение и трудоустройство молодежи. Также ЕСФ предпринимал пробы координировать национальные политики занятости, организовывать обмен информацией.

В 1970-е гг. продолжала развиваться система наднациональных органов для проведения социальной политики. В 1974 г. был учрежден Консультативный комитет по гигиене, безопасности труда и охране здоровья. В 1975 г. был учрежден Европейский Центр развития производственного обучения и Европейский фонд улучшения критерий жизни и труда. Эти организации формировались на паритетных началах и включали представителей КЕС, работодателей, работников и правительств стран-членов. Их задачки сводились к выработке предложений для КЕС, экспертной оценке проектов документов, приготовленных КЕС для Совета министров Общества.

Основными плодами деятельности КЕС, ЕСФ и взаимодействующих с ними комитетов в 1970-е гг. стали директивы, регулирующие:

  • коллективные (массовые) сокращения штатов (1975г.);
  • права работников в случае поглощения компании (1977) либо ее несостоятельности (1980);
  • равную оплату труда (1975);
  • равные способности трудоустройства, проф обучения (1976) и общественного обеспечения (1986).

В 1975 г. КЕС одобрила программку по безопасности труда и охране здоровья на рабочих местах, а в 1978 г. Совет министров труда и соц дел Общества принял директиву о защите работников от воздействия хим, физических и био веществ.

Правительствам стран-членов было также рекомендовано до 1978 г. в законодательном порядке ограничить до 40 часов рабочую неделю для занятых полное рабочее время и ввести четырехнедельные оплачиваемые отпуска. Это было изготовлено во всех странах ЕЭС. В 1983 г. во Франции, Люксембурге и Дании оплачиваемые отпуска были продлены до 5 недель. Правительствам было также рекомендовано изучить способности реорганизации рабочего времени средством сокращения сверхурочной работы и поощрения ранешнего выхода на пенсию.

Большая работа была проделана КЕС по исследованию соц последствий НТП. Сначала 1980-х гг. соц политика Общества развивалась слабо и неэффективно. Предпосылкой этому послужили общее ухудшение экономической ситуации, повышение межстрановых различий вследствие второго расширения Общества, конфигурации в правительствах ряда государств (в особенности в Соединенном Царстве). Сразу наблюдалась организационная консолидация западноевропейских профсоюзов и их рвение активизировать диалог Европейской конфедерации профсоюзов (ЕКП) с Объединением бизнесменов ЕС (ОПЕС). В 1985 г. ЕКП направила внимание Общества, что в размещенной КЕС «Белой книге» не было общественного раздела, и призвала к принятию мер по обеспечению социально обоснованного развития одного рынка и предотвращению роста общественного демпинга.

Принципно новый шаг в развитии социальной интеграции наступил с принятием в 1987 г. Одного Евро Акта (ЕЕА), поставившего перед странами-членами задачку перехода к одному рынку.