Reklama

Функции рынка в экономике

Рынок связывает в единое целое всех производителей и потребителей и позволяет всем отыскивать подходящий продукт; автоматом регулирует создание и приспосабливает объемы и структуру производства к объему и структуре публичных потребностей за счет свободного перелива капиталов из наименее доходной отрасли в более доходную (методом покупки акций, компаний, открытия новых компаний и т.д.), потому в рыночной экономике нет устойчивого недостатка либо перепроизводства. Все создание ориентируется лишь на потребление и не работает вхолостую. Рынок не терпит производства ради производства, как это было в административно-командной системе СССР.

Рынок за счет свободного перелива капитала нормально распределяет ресурсы меж отраслями и таким макаром увеличивает эффективность производства, через мотив прибыли провоцирует активизацию производства и употребляет новшество бизнесменов в выпуске новых продуктов, в использовании НТП, новых форм организации производства.

Рынок активизирует не только лишь бизнесменов, да и наемных работников, принуждает обучаться, увеличивать квалификацию, получать профессии, нужные обществу, санирует – очищает создание от ленивых, неискусных, нечестных владельцев.

Таким макаром, рынок, родившись 6 тыщ лет тому вспять, из обычного случайного бартера перевоплотился в достижение цивилизации – автоматический механизм регулирования, стимулирования и санирования экономики.

Главные элементы рынка: продукт, стоимость, спрос, предложение. Разглядим их.

Из определения продукта: «товар – это продукт труда, удовлетворяющий ту либо иную общественную потребность и поступающий к потребителю через куплю-продажу» следует, что он обладает 2-мя качествами. 1-ое свойство – полезность, в теории именуется потребительной ценой, так как полезность рассматривается в экономическом смысле – как способность удовлетворять потребности покупателя. 2-ое свойство – цена, ценность продукта.

Эту категорию трактуют по-разному, как уже указывалось в вопросе об истории экономических познаний. В этом случае мы рассматриваем трудовую теорию цены, которая трактует ценность продукта издержками производства. Такое истолкование ценности выражает количественное свойство продукта. Каким бы ни был спрос на рынке, рядовая авторучка не будет стоить дороже обыденного пианино.

К.Маркс употребляет в качестве измерителя цены трудовые издержки в виде рабочего времени, при этом не личного, а общественно нужного. Таким он считает труд большинства производителей (при общественно обычных критериях и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда).

Предстоящее исследование заморочек рынка покажет, что каждое из этих 2-ух параметров продукта определяет конъюнктуру (в пер. с лат. «предположение») рынка, другими словами положение о спросе и предложении продукта. На этом выстроил теорию взаимодействия спроса и предложения Альфред Маршалл,
показав, что полезность продукта делает спрос на него, издержки производства определяют предложение, а взаимодействие того и другого – стоимость.

После чего открытия А.Маршалла наука отошла от монизма – попыток отыскать единый источник цены и перебежала к функциональному анализу воздействия различных причин на создание.

Reklama