Фрейдизм и психоанализ

Ни одно направление не зополучило настолько звучную известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи оказывали влияние на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названо это направление по имени Зигмунда Фрейда (1856 — 1939). На базе долголетних клинических наблюдений Фрейд определил психическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из 3-х уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я».

«ОНО» — безотчетная часть психики, бурлящий котел био прирожденных подсознательных влечений: брутальных и сексапильных. «ОНО» насыщено сексапильной энергией — «либидо». Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека — неизменная величина. Будучи безотчетным и иррациональным, «ОНО» подчиняется принципу наслаждения, т.е. наслаждение и счастье есть главные цели в жизни человека.

2-ой принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень «Я» сознания находится в состоянии неизменного конфликта с «ОНО», подавляет сексапильные влечения. На «Я» действуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию меж ними, подчиняется не принципу наслаждения, а принципу «действительности».

«СВЕРХ-Я» служит носителем моральных эталонов, это та часть личности, которая играет роль критика, цензора, совести. Если «Я» воспримет решение либо совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. «СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», тогда и энергия этих инстинктов реализуется в других формах деятельности, которые применимы для общества и человека (творчество, искусство, в формах поведения: в снах, описках, оговорках, шуточках, каламбурах, в свободных ассоциациях). Если энергия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психологические заболевания, неврозы, истерики, тоска.

Для спасения от конфликта меж «Я» и «ОНО» используются средства психической защиты: — вытеснение, угнетение — непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, эмоций, желаний в безотчетное «ОНО»; — проекция — безотчетная попытка избавиться от назойливого желания, идеи, приписав ее другому лицу; — рационализация — безотчетная попытка рационализировать, доказать абсурдную идею. Становление психики у малыша происходит через преодоление Эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем собственного отца и женившемся на мамы, укрыт, по воззрению Фрейда, ключ к типо исконно тяготеющему над каждым мужиком сексапильному комплексу: мальчишка испытывает желание к мамы, воспринимая отца как конкурента, вызывающего сразу и ненависть, и ужас, и восхищение, мальчишка желает прогуляться на отца, да и желает погибели ему, и поэтому испытывает чувство виновности, опасается отца. Ребенок преодолевает Эдипов комплекс (к 5 — 6 годам) и у него появляется «СВЕРХ-Я», совесть. Особенности сексапильного развития в детском возрасте определяют нрав, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, актуальные трудности и трудности. Фрейд определил теорию сексапильного развития. По его воззрению, психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, огда рот малыша становится эрогенной зоной — зоной наслаждения (оральная фаза). Приблизительно в возрасте 4-х лет начинает преобладать энтузиазм к половым органам (фаллическая фаза). Тогда же развивается комплекс Эдипа (либо Электры у девченок), сущность которого заключается в в большей степени положительном отношении к родителю обратного пола и брутальном поведении по отношению к родителю собственного пола.

Чрезмерное увлечение эротической активностью либо, напротив, мешающие ей конфликты, запреты либо травмы могут вызвать задержку развития либидо на некий стадии. Такая задержка при неспособности разрешить эдипову ситуацию становится предпосылкой психоневрозов, сексапильных извращений и других форм психопатологии.

В поздних работах Фрейд выдвинул предположение о существовании 2-ух категорий инстинктов: тех, что служат цели сохранения жизни (инстинкт любви — Эрос) и тех, что противодействуют жизни и стремятся возвратить ее в неорганическое состояние (инстинкт погибели — Танатос). При опасности организму появляется тревога. При истинной тревоге угроза исходит от определенного наружного источника, при невротической тревоге источник ее неизвестен. В детском и детском возрасте тревога появляется в итоге лишнего возбуждения инстинктов — позже она проявляется в ожидании угрозы, а не как реакция на опасность. Подсознательные влечения, которые когда-то, в каких-либо ситуациях были неприемлемы, а поэтому были изгнаны из сознания, подавлены, упрятаны в безотчетную часть психики, сохраняются как сокрытые очаги возбуждения и равномерно расшатывают систему защиты. Таким макаром, неврозы развиваются вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое расстройство устройств защиты приводит к психиатрическим болезням (к примеру, шизофрения), для которых характерна значимая деформация Эго и восприятия действительности.

При психоанализе (по Фрейду) стоит задачка: 1) воссоздать из данных определенных проявлений группу сил, которые вызывают болезненные патологические симптомы; 2) реконструировать прошедшее травматическое событие, вызволить подавленную энергию и придать этой энергии новое направление. Цель психоаналитической терапии, по умеренным словам Фрейда: «Перевоплотить лишние мучения невроза в обычные, простые невзгоды обыденности».

Недочетом фрейдизма является преувеличение роли сексапильной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в главном как био сексапильное существо, которое находится в состоянии непрерывной потаенной войны с обществом, заставляющим подавлять сексапильные влечения. Потому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от главных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по полосы ограничения роли сексапильных влечений в разъяснении психики человека. Безотчетное только наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексапильных влечений заняли рвение к власти вследствие чувства неполноценности (Адлер), коллективное безотчетное, выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследию (К. Юнг), невозможность достигнуть гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества. Таким макаром, человек с позиции фрейдизма — это противоречивое, вначале грешное, мучающееся, страждущее существо, невротичное и конфликтное.

Награда Фрейда заключается в том, что он заинтересовал ученых к суровому исследованию безотчетного в психике, в первый раз выделил и стал учить внутренние конфликты личности человека.