Французская Республика.Экономика Франции

Самая большая по площади страна Западной Европы (550 тыс. кв. км). По численности населения — 59 млн. человек — Франция делит второе-третье место с Великобританией (после Германии).

Причины социально-экономического развития. Экономически активное население (ЭАН) Франции составляет 25 млн. человек, либо выше 40% всего населения страны. Для сопоставления тот же показатель для Германии — 37%, Англии — 46%. По прогнозам, к 2005 г. ЭАН Франции должно добиться 27 млн. человек, а потом будет равномерно уменьшаться. За последние десятилетия идет неизменный процесс перелива ЭАН в сферу обслуживания, что типично для большинства развитых государств, где в ВНП преобладает этот сектор экономики. Основными тенденциями, связанными с конфигурацией состава ЭАН, можно считать, во-1-х, повышение толики дамского активного населения. За последние 25 лет число занятых на работе дам возросло до 9,3 млн. человек, что составило 46% всего ЭАН против 34,9% в 1968 г. Во-2-х, возросла толика зарубежной рабочей силы, составляющей на сейчас около 12 % ЭАН, либо более 3 млн. человек.

В итоге абсолютный рост ЭАН разъясняется 3-мя разными факторами: абсолютным приростом численности трудоспособного населения, повышением численности работающих дам и иммиграцией.

Географическое рассредотачивание ЭАН основано сначала на региональных различиях. Юг Франции и ее центральная часть — это регионы с доминированием ЭАН, занятого в земельном и агропромышленном секторе. Север и северо-восток — это промышленные регионы, где большая часть ЭАН занята в промышленности. И только Парижская агломерация и Средиземноморское побережье отличаются высочайшим уровнем занятых в сфере обслуживания.
Инноваторская деятельность. Развитие экономики плотно сплетено с научно-техническим прогрессом. Толика расходов на НИОКР в ВНП охарактеризовывает внимание, которое уделяется в стране развитию научно-исследовательских работ. На данный момент Франция находится на четвертом месте по расходам на науку после США, Стране восходящего солнца и Германии. Во Франции общие расходы на науку составляют 2,4% от ВНП. Из этой суммы на личные компании пришлась практически половина всех расходов на науку, что свидетельствует о заинтригованности личного сектора в инноваторской деятельности. Франция, как и другие страны ЕС, отличается высочайшим уровнем развития базовой науки. Муниципальные ассигнования направляются в основном на разработку длительных программ, где велика степень возможной отдачи, в то время как личные компании в большей степени вкладывают средства в короткосрочные программки с целью получения стремительных результатов.

На базе НИОКР сложилось создание наукоемкой продукции. К наукоемким отраслям во Франции относятся производства, на которых уровень издержек на НИОКР превосходит 3%; таковые тут электроника, авиастроение, химия, фармацевтика, автопромышленность, на долю которых приходится 2/3 всех расходов на научно-исследовательские разработки.

Во Франции различают несколько форм организации научно-исследовательских работ. Это, во-1-х, научно-исследовательские центры (CNRS — Centre national de la recherche scientifique — Государственный научно-исследовательский центр; INSERM — Institut national de la sante et de la recherche medicale — Государственный институт здравоохранения и исследовательских работ в области медицины; INRA — Institut national de la recherche agronomique — Государственный институт исследовательских работ в области сельского хозяйства и другие). Во-2-х, это научные лаборатории на базе муниципальных и коммерческих учреждений. В конце концов, маленькие научно-исследовательские организации, сделанные при высших учебных заведениях.

Приватизация. 80-е годы с полным правом можно было бы именовать “десятилетием приватизации”. Никогда до этого национальные ценности разных государств в сфере экономической политики не сдвигались в одном и том же направлении с таковой синхронностью и масштабностью. Тенденции к свертыванию прямого муниципального вмешательства в сферу производства и услуг, к сужению экономической зоны, охватываемой гос собственностью, и соответственному расширению личного сектора наметились во Франции еще в 70-х годах. Но более много процессы приватизации муниципальных компаний развернулись в конце 80-х — начале 90-х годов.

В 1993-1994 гг. были удачно приватизированы “Banque nationale de Paris”, хим компания “Rhone-Poulenc”, нефтяная “ELF-Aquitaine”, страховая группа UAP. Приватизация других компаний задерживалась из-за их убыточности, неблагоприятной общей и биржевой конъюнктуры. Посреди 17 компаний, понесших убытки, компьютерная компания “Boule”, автомобилестроительная “Рено”, металлургическая “Pechiney”, авиационная “Air France” и банк “Credit Lyonnais”. В 1995 г. была проведена приватизация наикрупнейшей металлургической компании “Usinor Sasilor”. Приватизацию Государственного общества стальных дорог и группы “Credit industriel et commercial”, объединяющей одиннадцать региональных банков и 6 денежных институтов, правительство вынуждено было остановить из-за протеста служащих. В целом же программка приватизации была выполнена. В личный сектор, не считая “”Pechine”, “Рено”, части “ELF-Aquitaine”, перебежали группа “Total”, банк “Credit local de France”, страховая компания “Assurance generale de France”.
Осуществляя процесс приватизации, правительство продолжает оставаться собственником приватизированных компаний через владение пакетами акций этих компаний. Примером может являться принадлежащий ему контрольный пакет компании “Рено” (46%).

Структура экономики. Индустрия Франции сначала 90-х гг. характеризовалась стагнацией производства. Предпосылкой этого стали, во-1-х, падение спроса на промышленную продукцию Франции со стороны зарубежных покупателей, сначала Англии и США; во-2-х, сокращение спроса на промышленные продукты со стороны домохозяйств, опасающихся нестабильной экономической ситуации в ближнем будущем, что принудило их прирастить долю собственных сбережений; в-3-х, существенное понижение уровня инвестиций в промышленное создание.

Но 1996 г. стал переломным как для индустрии, так и в целом для экономики Франции. Повышение экспортных поставок, обусловленное увеличением мирового спроса на французские продукты, привело к давно ожидаемому росту. Высочайший спрос был обоснован выигрышным по сопоставлению с соперниками отношением качество/стоимость промышленной продукции, что явилось следствием падения курса государственной валюты к курсу бакса.
По уровню развития индустрии Франция занимает третье место в мире (см. табл. 6). В этом секторе занято 25% экономически активного населения страны. Толика промышленных продуктов составляет более 80% французского экспорта. Но толика индустрии в ВВП непреклонно понижается. Также в последние годы верно наметилась тенденция к сокращению толики муниципального сектора. На рынке властвуют средние и большие предприятия.

Франция — один из фаворитов Западной Европы по числу действующих на ее местности зарубежных компаний. Сейчас на их долю приходится 1/5 от числа всех занятых в индустрии, 25% общего объема инвестиций в этот сектор экономики и около 30% оборота индустрии. Разъяснением может служить прибыльное географическое и стратегическое положение Франции, устойчивость ее политической и законодательной базы, стабильность государственной валюты.

Таблица 6
Структура ВВП Франции
(%)

Отрасли экономики

Толика в ВВП

Сельское хозяйство

2,4

Индустрия

18,5

Электроэнергетика

4,1

Строительство

4,5

Рыночные услуги

52,2

Нерыночные услуги

18,2

Итого

100,0

К базисным отраслям индустрии Франции относятся электроэнергетика, металлургический комплекс, хим создание.

Электроэнергетика. Раз в год Франция потребляет 220 млн. разных видов горючего. При всем этом положительным моментом можно считать возросшую независимость Франции от наружных поставщиков. Ее уровень поднялся со времени мирового нефтяного кризиса 1973 г. с 23 до практически 50%, а первую очередь за счет роста использования атомной энергии. Ускоренное развитие ядерной энергетики привело к приметному изменению структуры производства электроэнергии в стране. Существенно снизился импорт нефти за счет вывода из эксплуатации ТЭС на водянистом горючем, также повысилась самообеспеченность страны энергетическими ресурсами по мере ввода в действие новых АЭС. Толика АЭС в выработке электроэнергии составляет во Франции более 76%, а толика ТЭС — всего 7%. Вся электросеть Франции подчинена гос компании “Electricite de France”.
Создание угля стабилизировалось на отметке 11 млн. т при его потреблении в 40 млн. т. В истинное время более большие поставщики этого вида горючего — США, Австралия и Южная Африка. Принципиально отметить, что импорт угля, включая его перевозку, обходится дешевле добычи угля в самой стране. Добыча нефти превосходит 3 млн. т, что обеспечивает только 5% ее годичный потребности. Основными потребителями нефти и нефтепродуктов являются транспорт (42%) и ТЭС (21%). Наполовину сократилось число нефтеперерабатывающих компаний (с 24 в 1973-м до 12 в 1995 г.). Рынок нефтепродуктов контролируется 2-мя компаниями — “ELF-aquitaine” и “Total”. Франция импортирует нефть из Саудовской Аравии, Ирана, Англии, Норвегии, Рф, Алжира и ряда других государств. Добыча газа не превосходит 3 миллиардов. куб. М, что не удовлетворяет потребности страны. Главные поставщики газа — Наша родина, Норвегия, Голландия и Алжир, при этом “Газпром” уступает свои позиции Норвегии. Компания “Gaz de France” является монополистом этой отрасли ТЭК.

Металлургия. Темная металлургия Франции занимает девятое место в мире по объему производимой продукции. Предприятия темной металлургии сосредоточены в Лотарингии (27% от общего производства), на севере Франции (41%) и юго-востоке (завод “Fos-sur-Mer” — 26%). Более большие компании в этой отрасли “Sollac’, ‘Unimetal’, ‘Ascometal”, “Lofronte”. Для цветной металлургии Франции характерен ряд специфичных черт. Во-1-х, низкая степень обеспеченности сырьем. Схожая тенденция наращивает зависимость Франции от наружных поставщиков сырья.
Во-2-х, в структуре производственного цикла преобладают оканчивающие стадии при наименьшем значении нижних этажей производства (выплавка первичного, в особенности предварительного металла), которые все более передвигаются за границы страны. В этом проявляется учет экологического фактора. В-3-х, центры цветной металлургии ориентируются приемущественно на источники дешевенькой электроэнергии, в наименьшей степени — на транспорт и потребителя. В связи с этим более высочайшей концентрацией производства отличается район Рона-Альпы, на долю которого приходится 1/3 всех занятых в этой отрасли. К числу более больших производителей цветных металлов относятся “Cogema”, “Metaleurop”, “Pechiney” и другие.

Хим индустрия Франции последние два десятилетия развивалась под воздействием энергетического кризиса и возрастающей конкуренции со стороны ведущих нефтедобывающих государств, начавших форсированное создание экспортных отраслей хим промышленности. Энергетический кризис очень стукнул по хим индустрии Франции, вызвав, с одной стороны, резкое сокращение целого ряда производств и сначала выпуска азотных удобрений и хим волокон, с другой — усиление концентрации производства в рамках нескольких больших компаний (“Rhone-Poulenc”, ELF, “Total”, “Air liquide”), сопровождающееся ликвидацией маломощных устаревших компаний. Были приняты меры к наибольшему увеличению загрузки более на техническом уровне совершенных компаний за счет закрытия наименее действенных заводов.

Для Франции важную роль играет ориентация хим индустрии на центры НИОКР. За последние годы специализация Франции на выпуске новейших наукоемких видов хим продукции позволила ей укрепиться на мировом рынке. Франция занимает 4-ое место посреди огромнейших экспортеров продукции хим индустрии после США, Германии и Нидерландов. Толика Франции на глобальных рынках стабилизировалась в последние годы на уровне 8%. В течение многих лет внешнеторговое сальдо оставалось положительным, но в последние несколько лет ситуация значительно поменялась. Наибольшее развитие во Франции получили химия органического синтеза, создание синтетического каучука, пластмасс. Совместно с тем недостаточно создание хим удобрений, которые Франция обязана большей частью брать за рубежом.

Невзирая на огромное значение базисных отраслей, следует признать, что главная роль в индустрии Франции принадлежит машиностроению. Авто индустрия является одной из основ государственной промышленной структуры. Две наикрупнейшие компании — личная “Peugeot-Citroen” и муниципальная “Рено” — обеспечивают соответственно 4 и 5% мирового производства легковых автомобилей. Французские компании занимают 2-ое место в мире после Стране восходящего солнца по выпуску энергетического оборудования, сначала для атомных электрических станций. Опережающими темпами росло создание в таких наукоемких отраслях как авиаракетостроение, цветная металлургия, электрическая и электротехническая индустрия, создание средств связи, фармацевтика, также в отраслях военно-промышленного комплекса.

Во Франции все еще остается достаточно высочайшим удельный вес обычных отраслей, в частности пищевой индустрии, толика которой в промышленном производстве остается на уровне 12%. В ЕС пищевая индустрия Франции занимает 2-ое место (после германской), при этом ее оборот составляет более 21% соответственного товарооборота стран Евро Союза. Совместно с тем наблюдается некая тенденция к сокращению толики обычных отраслей (той же пищевой, легкой индустрии, также кораблестроения).

Роль Франции в Единой земельной политике ЕС, загаданной сначало для того, чтоб позволить Европейскому Союзу достигнуть продовольственного самообеспечения, достаточно стремительно привело к перепроизводству пшеницы, вина, сахара, продуктов из молока, говядины, птицы. Открытие огромного потребительского рынка, постоянное увеличение гарантированных цен, беспрекословная поддержка производителей, гарантированная продажа урожая независимо от его объема — все эти причины не могли не провоцировать сельскохозяйственное создание во Франции.

Создание сельскохозяйственной продукции во Франции составляет только 2,4% от ВВП. Совместно с тем по абсолютному показателю оно занимает 1-ое место в ЕС и третье — в мире. Франция размеренно держит 2-ое после США место в мировом экспорте сельскохозяйственных и продовольственных продуктов. За последние 30 лет число занятых в сельском хозяйстве сократилось практически в три раза — с 3 до немногим более 1 млн. человек (5% экономически активного населения Франции), что отражает общую для продвинутых стран тенденцию к понижению числа занятых в земельном секторе. При этом уровень подготовленности и квалификация работников земельного сектора повсевременно увеличиваются, что содействует росту производительности труда. В истинное время Франция занимает 1-ое место в ЕС и третье в мире по уровню использования техники в сельском хозяйстве.

Раз в год реализация продукции растениеводства обеспечивает хозяйствам больше половины всех доходов. Виноделие, создание которого составляет 22% от общемирового, занимает не последнее место в этом показателе. Франция занимает 4-ое место в мире по производству пшеницы, седьмое — кукурузы и одиннадцатое — картофеля. Она основной экспортер продукции растениеводства в страны ЕС.

Значимым моментом следует считать всевозрастающую зависимость Франции от решений ЕС в земельном секторе. Подписав еще в 1962 г. ряд соглашений, Франция обязалась участвовать в осуществлении единой земельной политики (ЕАП). Результатом этого явилась защита внутреннего рынка от колебаний глобальных цен на сельскохозяйственную продукцию, ограничение конкуренции со стороны государств — не членов ЕС, сразу с этим каждогоднее установление в рамках ЕАП не только лишь единых фиксированных цен для всех производителей, да и объема производимой продукции. При всем этом ведется жесткий контроль за соблюдением установленных ограничений. Это приводит к тому, что фермерские хозяйства сталкиваются с трудноразрешимой неувязкой реализации излишков сельхозпродукции и несут убытки. В итоге часть производителей обязана уйти из отрасли.

Третичный сектор (сфера услуг). Торговля. 90-е годы характеризовались ростом объемов продаж потребительских продуктов как в розничной, так и в оптовой торговле. В структуре розничной торговли преобладают продовольственные продукты.

Два фактора значительно воздействовали на структуру розничной торговли начиная еще с 60-х годов. Во-1-х, организация торговли продовольственными продуктами на огромных торговых площадках. Во-2-х, возникновение сверхкрупных магазинов по торговле потребительскими продуктами. Их быстрый рост привел к тому, что уже в 1990 г. через их производилось 53% всех продаж. Этот фуррор был обеспечен широким внедрением гибкой системы скидок при осуществлении нескольких покупок в одном магазине. В особенности это проявилось при торговле спортивными продуктами, домашней техникой, одежкой, книжками.

Но в период с 1993 по 1996 г. уверенный рост числа больших магазинов площадью более 2500 кв. м существенно замедлился. Напротив, стало стремительно расти число магазинов с относительно маленький торговой площадью. Сначала 90-х годов число занятых в этой отрасли сократилось на 60 тыс. человек, но уже в 1994 г. в торговле было сотворено 40 тыс. новых рабочих мест.

Финансово-кредитный секторФранции в конце 80-х годов пережил глубокую реструктуризацию, вызванную сложной конъюнктурной ситуацией как на самом финансовом рынке Франции, так и в связи с последствиями открытия одного евро рынка. Число кредитных учреждений сократилось практически на 20%. Финансово-кредитный сектор представлен сложной системой, в какой выделяются Ассоциация французских банков (Association des banques francaise), сбер и сберегательно-депозитные кассы, денежные компании и целый ряд других учреждений. Более большие французские банки крепко основались в ведущей 10-ке огромнейших европейских банков. Это “Pariabas”, Банк сельскохозяйственного кредита (“Credit agricole”), “Societe generale”.

За последние три года на финансовом рынке Франции произошли значительные конфигурации. После приватизации несколько больших банков, а именно BNP, активировались переговоры меж большими участниками этого рынка. Результатом явилось создание 2-ух больших альянсов. 1-ый образован в связи со слиянием BNP и страховой компании UAP. Он был расширен после вступления групп “Suez” и ELF. Созданию второго альянса послужило объединение коммерческого банка “Societe generale” и группы “Alcatel”. К нему примкнула страховая компания AGF. Возникновение принципно новых денежных структур, объединяющих ведущие денежные университеты страны, отражает общемировую тенденцию к интеграции больших капиталов.

Нефинансовые услуги. Во Франции под термином нефинансовых услуг понимают все виды деятельности в третичном секторе кроме фактически денежных (банковских) услуг, торговли и транспортных услуг. Обычно в эту группу включают образование, здравоохранение, науку, социальные услуги. Согласно применяемой на данный момент во Франции новейшей систематизации нефинансовых услуг, их подразделяют на восемь составляющих: почта и связь, консультационные, бытовые, текущие (охранный бизнес, фотоуслуги, спортивно-оздоровительные услуги, аренда автомобиля и др.), инноваторские, гостиничный и ресторанный бизнес, риэлторские услуги и туризм.

К середине 90-х годов наметилась тенденция замедления темпов роста объема оказываемых нефинансовых услуг, тогда как во 2-ой половине 80-х годов отмечался их размеренный каждогодний прирост. Около половины всех компаний (47,5%) заняты обслуживанием личных лиц, но вновь сделанная ими цена составляет только четвертую часть всей добавленной цены, сделанной в этом секторе экономики. В противоположность этому на долю компаний, занимающихся обслуживанием юридических лиц, приходится 62% вновь сделанной цены. Это обосновано значимой различием цен на оказываемые услуги для населения и юридических лиц.

Транспорт и транспортные услуги.Франция имеет густую сеть шоссейных дорог и занимает 2-ое место в ЕС (после Германии) по их протяженности. Общая длина автобанов превосходит 7000 км. До 2005 г. правительственная программка предугадывает строительство еще 4500 км высокоскоростных магистралей. Общая численность автопарка Франции оценивается приблизительно в 29 млн. автомобилей, из их 25 млн. — легковые.

Франция располагает самой протяженной в Европе жд сетью. Более 50 городов связаны меж собой скоростными жд магистралями. За год перевозится более 900 млн. человек, из их около 40 млн. пользуются услугами высокоскоростных поездов.
Раз в год выше 80 млн. человек пользуются услугами 3-х огромнейших французских авиакомпаний “Air France”, UTA и “Air Inter”. 80 аэропортов Франции — это самый большой показатель в Европе. Но необходимо подчеркнуть, что лишь на Париж приходится 58% перевозок пассажиров и 85% всех грузов.
Важную роль в интернациональных перевозках грузов Франции играет морской транспорт. Более 90% грузооборота морских портов приходится на Гавр, Дюнкерк, Марсель, Нант, Руан и Бордо, при этом грузооборот Марселя превосходит 90 млн. т раз в год.

Франция в системе мирового хозяйства. Франция крепко интегрирована в мировое хозяйство. По объему экспорта и импорта Франция занимает 4-ое место в мире после СЩА, Германии и Стране восходящего солнца. Она является вторым в мире после США экспортером услуг и продукции агропромышленного комплекса. В 1996 г. внешнеторговые характеристики достигнули рекордно высочайшего уровня. Экспорт и импорт составили 1885,6 и 1681,2 миллиардов. франков соответственно. Положительное сальдо достигнуло 204,4 миллиардов. франков.

Настолько высочайшие характеристики наружной торговли объяснялись, во-1-х, выигрышным соотношением качество/стоимость французских продуктов для наружной торговли Франции. Во-2-х, существенную роль сыграли конфигурации в экономической политике (постепенное понижение денежного контроля, отмена тарифных и других барьеров). В-3-х, это связано с переходом к новейшей системе хозяйствования бывших государств социалистического лагеря и, как следствие, возникновением принципно новых рынков сбыта. В-4-х, научно-технический прогресс содействовал развитию новых технологий, понижению издержек производства, увеличению эффективности управления созданием. Ввозимые продукты носят большей частью сырьевой нрав. Во французском импорте преобладают энергоэлементы, продукция цветной металлургии, лесоматериалы, целлюлозно-бумажные продукты, ткани.
Сейчас Франция не испытывает проблем в области платежного баланса, который в течение долгого времени оставался дефицитным. Этот фуррор тем паче значителен, что в 90-е гг. приметно возросла интернациональная конкурентность и усилилась роль развивающихся государств в мировой торговле. Предстоящее развитие наружной торговли Франции впрямую находится в зависимости от решения последующих заморочек. Сначала французская торговля как и раньше ориентирована в главном на страны ЕС и недостаточно интенсивно сотрудничает с стремительно развивающимися государствами Азии и Латинской Америки.

Нехорошим фактором является и относительно маленький объем прямых инвестиций в другие страны, и, как следствие, недостающее число французов, работающих за границей. Недочетом французского экспорта можно считать его концентрацию в руках маленького числа больших компаний. Так, 20% всего экспорта приходится на 50 самых больших компаний, а 1000 компаний обеспечивают уже 70% всего объема. Малым и средним компаниям все еще не удается выйти на интернациональный рынок, их толика в экспорте очень невысока.

В текущее время для расширения экспорта французские власти проводят не только лишь политику больших договоров, но и выступают с инициативой оказания помощи компаниям, желающим выйти на интернациональный рынок. Программка “Французское партнерство”, начатая весной 1996 г. по инициативе министерства зарубежных дел и министерства наружной торговли, содействует развитию сотрудничества меж большими и маленькими предприятиями методом предоставления им способности воспользоваться французской дипломатичной сетью, 2-ой в мире по своим размерам.

Особенности современного экономического развития Франции и последующие перспективы роста. В 2000 г. французская экономика развивалась довольно интенсивно. Темпы ее роста составили 3,3%, что несколько выше показателя предшествующего года (см. табл. 7). Но по прогнозам 1999 г. прирост был должен составить 4,2%. Вобщем, и сегодняшний темп ВВП позволяет Франции оставаться фаворитом по этому показателю в ЕС. В целом в 2000 г. в экономической политике Франции сохранялись черты, резко отличавшие ее от большинства государств региона. Как отмечалось на саммите ЕС 2000 г. в Лиссабоне, Франция «слишком упорна, чтоб отрешиться от собственных обычных нединамичных подходов, очень без охоты проводит рыночные реформы, очень горда, чтоб признать плюсы американской либеральной модели».

Таблица 7
Главные экономические характеристики, темпы прироста
( % к предшествующему году)

 

1991-1996
гг.

1996-2000
гг.

1999 г.

2000 г.

2001 г.,

ВВП

1,1

2,8

2,9

3,3

3,1

Личное потребление

0,7

1,7

2,1

2,6

2,8

Госпотребление

2,3

1,3

2,6

1,3

1,3

Инвестиции

3,4

4,8

7,1

6,2

5,4

Импорт

5,4

8,1

3,7

13,1

8,5

Экспорт

5,3

7,4

3,7

12,8

8,6

Промышленное создание

0,9

1,0

3,6

13,1

8,6

Занятость

0,3

1,1

1,8

1,9

1,6

Производительность туда

0,7

1,7

1,0

1,4

1,4

Норма сбережений

19,3

20,8

21,4

21,7

21,3

Индекс потребительских цен

2,6

0,9

0,4

1,8

1,9

Баланс текущих операций

-0.7

0,9

1,8

1,6

1,3

Общая неблагоприятная макроэкономическая ситуация серьезно повлияла на состояние муниципальных денег. Повышение недостатка госбюджета вышло вследствие понижения налоговых поступлений при одновременном росте расходов, в т.ч. связанных с обслуживанием долга. Очень возрос недостаток системы общественного страхования (здравоохранение, пенсионное обеспечение, пособия по безработице). Суровую опасность для французской экономики представляет понижение общего объема промышленных инвестиций. Это вызвано в большей мере слабеньким внутренним спросом, ежели другими факторами, влияющими на предложение (в т.ч. задолженностью компаний).

Успешное претворение в жизнь прогнозов экономического развития Франции находится в зависимости от динамики 3-х принципиальных причин. Во-1-х, от развития конъюнктурной ситуации в мире. По воззрению французских экономистов, Франция должна полностью пользоваться ростом мировой экономики и торговли. Во-2-х, от активизации вкладывательной деятельности. В-3-х, на экономический рост самое конкретное воздействие окажет потребление, в отношении которого прогнозы у всех аналитиков совпадают. В целом 1997 г., по воззрению экономистов, явился началом долгого и размеренного периода экономического роста. По экспертным прогнозам профессионалов “Dresdner bank”, ожидается, что прирост ВВП составит 2,8%, экспорт продукции и услуг вырастет на 7,8%, вкладывательная деятельность компаний вырастет на 4,9%. Правительство планирует достигнуть понижения недостатка бюджета до 3,0% ВВП, также понизить уровень безработицы до 12,3% всего активного населения страны.

Данные за 2001 год.