Форма контактов | Формы влияния

В качестве клетки анализа социальной психологии рассматривают ситуацию контакта 2-ух либо более людей.

Формы контакта

1)обычное соприсутствие, 2)обмен информацией, 3)совместная деятельность, 4)равная взаимная либо асимметричная активность.

В ситуации контакта могут появляться социально-психологические феномены: соц воздействие (поведение 1-го человека подобно поведению другого); суггестия — подверженность воздействию, аспектом суггестии является степень сходства поведения человека и установок, внушаемых ему.

Активное соц воздействие имеет место в этом случае, если в итоге взаимодействия повторный ответ на делему более сближается с ответом другого человека, чем с своим начальным ответом.

Выделяют последующие социально-психологические феномены воздействия

1) Фацилитация — усиление энергии человека в присутствии других людей. 2) Конформность — подверженность групповому давлению и изменение собственного поведения под воздействием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм. Внушаемость — это непроизвольная податливость человека воззрению группы (человек и сам не увидел, как поменялись его взоры, поведение, это происходит само собой, от всей души). Конформизм — это сознательная уступчивость человека воззрению большинства группы для избежания конфликта с ней. Различают а)внутреннюю личную конформность — мировоззрение человека действительно меняется под воздействием группы, человек изменяет свое первоначальное мировоззрение в согласовании с воззрением группы; б)демонстративное согласие с группой по различным причинам (в большинстве случаев, чтоб избежать конфликтов), при сохранении собственного представления в глубине души (наружняя, общественная конформность). 3) Групповая нормализиция — формирование усредненного группового стандарта-нормы. 4) Экстремизация — итогом обсуждения может быть не выработка средней нормы, а приближение общегруппового представления к одному из полюсов континуума всех групповых воззрений. Америкосы именуют этот парадокс «Сдвиг к риску», т.е. решение, принимаемое группой, более рискованное, чем решение, принимаемое персонально. Если после групповой дискуссии человек ворачивается к той же дилемме, он склонен принимать более рискованные решения, чем до группового обсуждения. 5) Неувязка подчинения авторитету (если изменяется статус человека и статус другого человека, то в итоге изменяется психическая позиция человека). 6) Воздействие меньшинства (при определенных критериях воздействие меньшинства может быть существенно осязаемым).

Разглядим обозначенные феномены несколько подробнее.

Исследования проявили, что внушаемость и конформизм в той либо другой степени присущи каждому человеку с юношества и до конца жизни, но на степень их выраженности оказывают влияние возраст, пол, профессия, состав группы и пр. Под воздействием каких причин человек уступает группе?

1) До этого всего оказывают влияние свойства самого человека: в подростковом, юношеском возрастах конформизм самый высочайший, позже понижается, после 25 лет остается у каждого человека на неизменном личном уровне: при этом у дам конформизм выше, чем у парней, но вобщем не всегда: если обсуждаемая неувязка относится к уровню в большей степени дамских видов деятельности, то дамы не уступают, а мужчины становятся более конформны. Уровень конформности зависит и от проф деятельности человека. Так, высочайший уровень конформности у участников оркестра (70%), а у военных выше, чем у инженеров.

2) Оказывают влияние свойства самой задачи, свойства стимульного материала: чем труднее стимульный материал тем почаще проявляется конформность. Категориальные, высококачественные стимулы (а не количественные свойства стимулов) наращивают способность к сопротивлению групповому давлению.

3) Оказывает влияние и размер группы. Сначала подразумевали, что повышение размера группы приводит к росту конформности, но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный нрав: когда к большинству присоединяется очередной человек, у «доверчивого» испытуемого конформность возрастает, но в наименьшей степени, ежели когда к большинству присоединялся предшествующий человек. Конформность растет с увеличением группы только до определенного предела (3 — 5 — 7 человек), после этого не вырастает, да и то только в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как независящие друг от друга, т.е. на конформность действует сначала количество воспринимаемых независящих источников инфы. Оказывает влияние и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового представления, человек более смело сопротивляется групповому давлению.

4)Оказывают влияние отношения человека и группы на уровень конформности (так, когда люди работали за совместное вознаграждение и было надо принять общее решение, конформность росла). Чем выше степень приверженности человека группе, тем почаще проявляется конформность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том, отыскивает ли человек принятия со стороны группы? Если человек желает, отыскивает принятия себя группой, он почаще уступает группе, и напротив, если не дорожит собственной группой, то более смело сопротивляется групповому давлению. Индивиды с более высочайшим статусом в группе (фавориты) способны достаточно очень сопротивляться воззрению группы, ведь лидерство связано с некими отклонениями от групповых шаблонов. Более подвержены групповому давлению индивиды со средним статусом, лица полярных категорий более способны сопротивляться групповому давлению.

В чем причина конформности? С точки зрения информационного подхода, современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и потому полагается на представления других людей, когда оно делится многими. Человек поддается групповому давлению поэтому, что он желает владеть более четким образом действительности. Исходя из убеждений гипотезы «нормативного воздействия», человек поддается групповому давлению поэтому, что он желает владеть некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, желает избежать конфликтов, избежать санкций при отклонении от принятой нормы, желает поддержать свое предстоящее взаимодействие с группой.

Чрезвычайно выраженный конформизм — явление психологически губительное, человек, как «флюгер», следует за групповым воззрением, не имея собственных взглядов, выступая куклой в чужих руках, или человек реализует себя в качестве криводушного конъюктурщика, способного неоднократно поменять поведение и снаружи высказываемые убеждения в согласовании с тем, «откуда ветер дует» на этот момент, в угоду «сильным мира этого». Положительное значение конформизма заключается в том, что он выступает 1)как механизм объединения человечьих групп, людского общества, 2)механизм передачи общественного наследия, культуры, традиций, соц образцов поведения, соц установок.

Нонконформизм выступает как опровержение человеком представления большинства, как протест подчинения, как кажущаяся независимость личности от представления группы, хотя по сути и тут точка зрения большинства является основой для поведения человека. Конформизм и нонконформизм — это схожие характеристики личности, это характеристики положительной либо отрицательной подчиненности воздействиям на личность группы, но конкретно подчиненности. Потому поведением нонконформиста так же просто управлять, как и поведением — конформиста. Противоположностью конформизму и нонконформизму является самоопределение — избирательное отношение человека к хоть каким воздействиям своей группы, которые принимаются либо отторгаются зависимо от того, соответствуют ли они убеждениям человека, соответствуют ли они целям и задачкам содержания деятельности группы.

Чем определяются отношения человека и группы? С одной стороны, стабильность группового существования тянет за собой унификацию, уподобление, схожесть индивидов, входящих в группу, т.е. группе присуще рвение к гомеостазису, к уравновешиванию собственных компонент — членов. С другой стороны, каждый член группы может рассматриваться как источник преобразования воззрений других членов группы, т.е. и меньшинство способно воздействовать на большая часть в группе, т.к. не только лишь люди приспосабливаются к социальной среде, да и индивиды адаптируют социальную среду к своим взорам.

При каких критериях меньшинство может конвертировать позицию большинства? Сами по для себя меньшинства могут быть различными: 1) меньшинство, чья позиция не отличается по существу от большинства, а только является более конструктивной; 2) позиция меньшинства противоборствует позиции большинства. Для того чтоб меньшинство преобразовало мировоззрение большинства, нужно, чтоб меньшинство было принято в группе, входило в состав группы, а не отторгнуто, не изгнано из нее; 3)чтоб меньшинство имело возможность довольно открыто высказать свою позицию. В этом случае происходит последующая динамика внутригрупповых воздействий: а)сначала у большинства складывается чувство, что «они» (меньшинство) — «ненормальные», б)позднее появляются сомнения, которые адресуются самой дилемме, самому стимулу. Может, есть предпосылки, наружные конкретные предпосылки, которые принуждают «их» гласить «не то»? в)позднее шаг колебаний в своей позиции, т.е. пересмотр собственных возможностей правильно найти верный ответ. Вот этот социокогнитивный конфликт и порождает пересмотр представления большинства в случае, если не поступает реальное актуальное доказательство правоты позиций большинства. Если же на этот момент поступает дополнительная информация о частичной неправильности позиции большинства, процесс пересмотра воззрений с уклоном к позиции меньшинства происходит резвее, при этом даже не непременно, чтоб правота позиции меньшинства была доказана весомыми реальными аргументами. Если «меньшинство» получает официальную власть или возможность широкой пропаганды собственных воззрений, процесс трансформации, конфигурации, позиции большинства происходит лучше. В случае, если меньшинство изгнано из группы либо лишено способности высказывать свою позицию, групповое мировоззрение большинства длительно лидирует в группе.

Всераспространенная форма общественного воздействия — послушание, подчинение авторитету, подверженность человека воздействию лица с более высочайшим соц статусом. Если исключить фактор угрозы для человека получить проблемы от лица с более высочайшим статусом (в этом случае человек в целям самозащиты стремится к минимизации проблем и наказаний себе, выбирая стратегию подчинения), какие еще причины могут усиливать тенденцию к подчинению? У людей могут быть два типа психического состояния взаимодействия меж людьми: 1)автономное состояние личности, чувство личной ответственности за все, что вокруг происходит, 2) человек представляет себя как занимающего определенную ступень в иерархической лестнице, включенным в иерархическую систему, и поэтому считает, что ответственность за его поведение несет индивидум, который находится на более высочайшей ступени этой иерархии, — парадокс «диффузии ответственности» либо «атрибуции ответственности, приписывания ее другому лицу, а не для себя. Такая внутренняя позиция человека приводит к некритическому, беспрекословному подчинению