Европейская социальная хартия

Принципиальным шагом на пути социальной интеграции стало принятие Социальной Хартии об главных соц правах. Решение о подготовке такового документа было принято исключительно в феврале 1989 г. При всем этом выявились довольно острые разногласия меж теми, кто ратует за интервенционистскую регулирующую роль Евросоюза в социальной сфере, и теми, кто выступает за примат рыночных сил и подход laissez-faire. Рыночная позиция более поочередно отстаивается правительством Соединенного Царства, которое отказалось принять Социальную Хартию и 2-мя годами позднее даже отозвала свою подпись под Соц протоколом Маастрихтского контракта. Организация европейских бизнесменов (UNICE) также не согласна с тем, чтоб регулирование рынка труда простиралось дальше того, что нужно для поддержания справедливой конкуренции в рамках одного рынка.

Сторонники нерегулируемого рынка труда и свободно заключаемых трудовых договоров считают, что это обеспечивает экономическую эффективность в рассредотачивании труда, также дает широкий диапазон способностей для маневрирования в оплате труда и критериях труда. Пробы ввести единые условия (наименьшую зарплату, длительность отпуска, защита от увольнения и пр.) повлекут дополнительные убытки для компании. В ответ на это компании поменяют собственный неквалифицированный персонал либо на обученных работников, либо на работающих неполное рабочее время, либо на капитал. Таким макаром, регулирование, нацеленное на улучшение положения малоквалифицированного персонала, только ухудшит ситуацию.

Другой подход к дилемме концентрирует внимание на том обстоятельстве, что регулирование повлечет появление параллельных рынков труда: 1) регулируемого рынка с высочайшей зарплатой и производительностью и 2) нерегулируемого — с низкой производительностью и низкой квалификацией, с нестабильной занятостью. Эта неувязка уже существует в почти всех странах-членах Евросоюза. В Греции и Испании высочайший уровень безработицы молодежи и повышение неполной занятости почти во всем объясняются существованием серьезных процедур регулирования найма и увольнения работников, занятых полный рабочий денек. Таким образом, регулирование в Евросоюзе будет на пользу только имеющимся работникам и во вред тем, кто вожделеет придти на рынок труда.

Появление параллельных рынков труда, в свою очередь, станет основной неувязкой для обеспечения добросовестной конкуренции в Союзе, в особенности беря во внимание, что страны-члены уже очень разнятся по собственной возможности и желанию крепить Союзное, и даже национальное, регулирование. По оценкам, 25% рабочей силы Испании уже работают в неформальной, либо теневой экономике. В Греции этот процент составляет 30%, в Португалии — 18-28%, во Франции — 25%. Совместно с тем утверждается, что эти тенденции порождены, напротив, тенденцией к дерегулированию, которая усилилась во всей Европе в 1980-е гг. в виду обострения конкуренции.

Преодолевая разногласия сторон, КЕС в октябре 1989 г. уже опубликовала проект Хартии, а на встрече глав стран и правительств в Страсбурге в декабре 1989 г. Хартия была принята одиннадцатью странами-членами кроме Соединенного Царства. КЕС было доверено способствовать реализации Хартии и часто представлять доклады о результатах претворения принципов Хартии в жизнь.

Хартия об главных соц правах — лаконичный, но достаточно содержательный документ. Хартия служит для определения первоочередных прав, связанных с соц параметрами одного рынка, гарантирование в подготовительном порядке справедливых критерий, в каких должно закончиться создание этого рынка и которые должны обеспечить социальную поддержку политического курса на создание одного рынка.

Соц Хартия содержит последующие принципы:
1) Улучшение критерий жизни и труда (как итог развития одного евро рынка труда). Должны быть рассмотрены формы трудовых договоров (временных, сезонных, пр.), организация рабочего времени, установлена наибольшая длительность рабочей недели, обсуждены процедуры банкротств и коллективных увольнений.
2) Право на свободное перемещение. Ко всем жителям Евросоюза должно быть однообразное отношение в вопросах воплощения ими той либо другой проф деятельности, доступа к проф подготовке, права на жилище и соц обеспечение.
3) Занятость и вознаграждение. Всякая занятость должна быть справедливо вознаграждена в согласовании или с законом, или с коллективным контрактом. Повышенное внимание должно быть уделено тем рабочим, которые не подпадают под «нормальные» пожизненные договоры. Зарплата не может быть удержана, не считая как по легитимным нормам государственного регулирования. Работник «ни в каком случае не может быть лишен средств существования».
4) Право на социальную защиту в согласовании с нормами каждой страны-члена Евросоюза.
5) Право на свободу ассоциации и трудовые соглашения. Право выбора — состоять либо нет в профсоюзе, и право на стачку.
6) Право на проф обучение в протяжении всей трудовой жизни. Изготовлен акцент на то, что как муниципальные, так и личные учреждения должны реализовывать программки обучения и предоставлять отпуск для переподготовки.
7) Равные права парней и дам.
8) Право работников на информацию, консультации и роль в управлении.
9) Право на охрану здоровья и безопасность труда.
10) Защита малышей и молодежи. Малый возраст для трудоустройства должен быть установлен в 16 лет. Все работающие старше 16 лет должны получать справедливое вознаграждение, а в 1-ые два года должны получать проф обучение в основное рабочее время.
11) Пенсионеры должны получать доходы, которые гарантируют солидный и достойный уровень жизни.
12) Чтоб обеспечить более полные способности для интеграции инвалидов в трудовую жизнь, должны быть приняты меры по их обучению, интеграции и реабилитации, также меры по улучшению их жилищных и транспортных критерий.

Следует отметить, что Соц Хартия не имеет правового статуса. Это ослабляет действенность заявленных в Хартии принципов и гарантий. Все же Соц Хартия очень принципиальна в том плане, что она закладывает фундамент для реализации Программки соц действий, состоящей из 47 пт. Только 20 пт являются неотклонимыми. К ним относятся три директивы по «нетипичному работнику», дающие равные права как работающим полное, так и неполное рабочее время; директива, устанавливающая малые условия занятости для молодежи; три директивы по коллективным увольнениям, письменным договорам о занятости и ограничениям по рабочим часам (максимум 48 часов в неделю); директива, устанавливающая малый оплачиваемый отпуск по родам.

КЕС достигнула огромного прогресса: благодаря расширительной трактовке статей о здоровье и безопасности Программки соц действий (ст.118а) и применению принципа квалифицированного большинства (заместо единогласного принятия решений) стало вероятным преодолеть оппозицию Соединенного Царства. Аналогично Комиссия использовала статью 100а — меры, нужные для окончания одного рынка, — чтоб распространить действие директив на нетипичных рабочих.

В случае более противоречивых качеств Социальной Хартии КЕС предлагает только необязательные к выполнению советы и излагает свою позицию. Так, по Программке соц действий, права на свободу ассоциаций, коллективные договоры и право на забастовку были оставлены на усмотрение государственных «традиций». Аналогично, в вопросе по введению малой зарплаты в рамках Евросоюза была только высказана позиция о необходимости «справедливой» зарплаты, т.е. достаточной для поддержания удовлетворительного уровня жизни.

Тем не наименее, вся программка ориентирована на увеличение мобильности рабочих, производственное обучение, установление общих эталонов в отношении здоровья и безопасности.

КЕС продолжает реализовывать Программку соц действий в рамках Римского контракта, Одного Евро Акта, Социальной Хартии. Новым продвижением вперед стало подписание в 1992 г. Общественного протокола как части Маастрихтского контракта. Этот протокол, подписанный 11 странами-членами, за исключением Соединенного Царства, отозвавшего свою подпись, распространил принцип квалифицированного большинства при голосовании по вопросам критерий труда, прав безработных, консультаций с рабочими и предоставления им инфы.