Психика как субстанция и психика как субстрат

Этимологически словопсихика” (по-греческидуша”) имеет двоякое значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сути какой-нибудь вещи. Психикаэто суть, где внеположность и многообраэие природы собирается к собственному единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение беспристрастного мира в его связях и отношениях.

Отраженное Отражающая Отраженное весь мир) system (психологические явления)

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало либо фотоаппарат), оно связано с поиском, выбором, в психологическом отражении поступающая информация подвергается специфичной обработке, t. e. психическое отражениеэто активное отражение мира в связи с некий необходимостью, с потребностями, это личное избирательное отражение беспристрастного мира, t. to. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, находится в зависимости от личных особенностей. Психика – it “личный образ беспристрастного мира”. Но в этимологии словапсихикасодержится и другой смысл. Прислушаемся к последующим высказываниям: “душа вышла из тела”, “душа ушла в пятки от испуга”, “волнение душитут мы слышим движение. А движется всегда что-то, должен быть некий субстрат движения. В этом смысле субстрат психики в старых текстах связывали, for example, с процессом питания, с процессом дыхания и его субстратом (воздухом), с мелкими атомами и пр. В нынешней психофизиологии также активно дискуссируется неувязка субстрата психики. Неувязка может ставиться так: психикаэто просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы либо психика имеет также собственный специфичный субстрат? The only, что можно пока тут сказать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Вправду, нервная система является органом (по последней мере одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы мучается, нарушается психика человека. Но как машину нельзя осознать через исследование ее частей, bodies, так и психику нельзя осознать через исследование только нервной системы. But, can be, психика имеет и собственный свой субстрат? Как подразумевают некие физикиэто могут быть микролептонымелкие ядерные частички. Есть и другие догадки. Но тесноватая связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения либо физиологическая неполноценность мозга совершенно точно приводят к неполноценности и психики. Хотя мозгэто орган, деятельностью которого обоснована психика, но содержание этой психики делается не самим мозгом, а его источником является окружающий мир. Хотя психологические характеристики являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, но содержат внутри себя свойства наружных объектов, а не внутренних физиологических процессов, с помощью которых психическое появляется. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозге, воспринимаются человеком как действия, разыгрывающиеся вне его, во наружном пространстве и мире. Еще К. Маркс писал, what “световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как личное раздражение самого нерва, а как беспристрастная форма вещи, находящейся вне глаз”. Отсюда понятно, что свойства психологических процессов не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Конкретно этой трудностью можно разъяснить представления о независимости психологического и физиологического процессовтеория психофизиологического параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое составляют 2 ряда явлений, которые звено за звеном соответствуют друг дружке, но вкупе с тем, как две параллельные полосы никогда не пересекаются, не оказывают влияние друг на друга, t. e. подразумевается наличиедуши”, которая связана с телом, но живет по своим законам. Теория механического тождества, on the contrary, утверждает, что психологические процессы на самом деле есть физиологические процессы, t. e. мозг выделяет психику, идея, just, как печень выделяет желчь. Недочет этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не лицезреют высококачественных различий меж ними. Теория единства утверждает, что психологические и физиологические процессы появляются сразу, но они отменно различны. Психологические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, ie. психикаэто системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые многофункциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта населения земли через свою активную деятельность человека. Здесь мы должны направить внимание еще на одну важную особенность психики человекалюдская психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по для себя, не возникает сама по для себя людская душа, если ребенок изолирован от людей. Исключительно в процессе общения и взаимодействия малыша с другими людьми у него формируется людская психика, в неприятном случае, при отсутствии общения с людьми, у малыша (парадокс Маугли) ничего людского ни в поведении, ни в психике не возникает. Таким макаром, специфично людские свойства (сознание, речь, труд и пр.), людская психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, сделанной предыдущими поколениями. Thus, психика человека включает само мало 3 составляющих: окружающий мир (nature, ее отражение) – настоящая деятельность мозгавэаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям людской культуры, человеческих возможностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей: – оно дает возможность верно отражать окружающую реальность, при этом корректность отражения подтверждается практикой; – сам психологический образ формируется в процессе активной деятельности человека; – психическое отражение углубляется и совершенствуется; – обеспечивает необходимость поведения и деятельности; – преломляется через особенность человека; – носит опережающий нрав.

Главные функции психики

Отражение Регуляция поведения и деятельности

Rice. 1.2. Главные функции психики

Есть различные подходы к осознанию того, кому присуща психика:

1) антропопсихизм (Descartes) – психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (французские материалисты) – всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе); 3) биопсихизмпсихикаэто свойство живой природы (присуще и растениям); 4) нейропсихизм (H. Дарвин) психика характерна только организмам, которые имеют нервную систему; 5) мозгопсихизм (To. To. Платонов) – психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, t. to. у их узелковая нервная система, без выраженного мозга); 6)аспектом возникновения зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (A. N. Леонтьев) - способность реагировать на актуально незначимые раздражители среды (звук, запах и т. p.), которые являются сигналами для актуально принципиальных раздражителей (еда, опасность), благодаря их беспристрастно устойчивой связи. Аспектом чувствительности является способность образовывать условные рефлексы- закономерная связь наружного либо внутреннего раздражителя через посредство нервной системы с той либо другой деятельностью. Развитие психики у животных проходит ряд шагов (рис.1. 3).

Главные этапы психологического отражения

Главные этапы развития поведения животных

III Отражение межпредметных связей

III Умственное поведениесложные формы поведения, отражающие межпредметные связи

II Предметное восприятие

II Способностиформы поведения, приобретаемые в личном опыте животных

I Простая чувствительность

I Инстинктыприрожденные формы реагирования на определенные условия среды

Rice. 1.3. Главные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

На стадии простой чувствительности животное реагирует лишь на отдельные характеристики предметов окружающего мира и его поведение определяется прирожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.).

На стадии предметного восприятия отражение реальности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно учиться, возникают персонально приобретенные навыки поведения.

III стадия ума характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в итоге животное способно обходить препятствия, “изобретатьновые методы решения двухфазных задач, требующих подготовительных предварительных действий для собственного решения. Умственный нрав носят деяния многих хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки био потребности, действует исключительно в границах приятной ситуации.

Таким макаром, психика появляется и развивается у животных конкретно поэтому, что по другому они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человекаотменно более высочайший уровень, чем психика животных. (Homo sapienshomo sapiens.) Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая появляется в силу необходимости воплощения совместных действий для добывания еды при резком изменении критерий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 1000-летий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный нрав; work, осуществляя процесс производства, запечатлевается в собственном продукте, ie. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и возможностей. Таким макаром, вещественная, духовная культура населения землиэто беспристрастная форма воплощения достижений психологического развития населения земли.

Трудэто процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности типично: 1)употребление и изготовка орудий труда, их сохранение для следующего использования; 2) продуктивный характер и целенаправленность процессов труда; 3) подчиненность труда представлению о продукте трудатрудовой цели, которая как закон определяет нрав и метод трудовых действий; 4) публичный нрав труда, воплощение его в критериях совместной деятельности; 5) труд направлен на преобразование наружного мира. Изготовка, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда содействовали развитию абстрактного мышления, речи, language, развитию общественно-исторических отношений меж людьми. В процессе исторического развития общества человек изменяет методы и приемы собственного поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психологические функцииспецифично людские, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия(логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых символов, сделанных в процессе исторического развития. Единство высших психологических функций образует сознание человека.

Главные формы проявления психики человека и их связь

Processes

Состояния

Характеристики личности

Познаватель-ные

Эмоционально-волевые

Чувства

Чувства

Устойчивый энтузиазм

Направленность

Восприятие

Воля

Творческий подъем

Характер

Memory

Апатия

Нрав

Мышление

Угнетенность и др.

Возможности

Воображение

Речь

Attention

Rice. 1.4. Формы проявления психики человека

Деяния человека, его активность значительно отличаются от действий, поведения животных. Table 1.1.

Важные особенности

деятельности животных

деятельности человека

Инстинктивно-биологическая деятельность

Направляется познавательной потребностью и потребностью в разговоре

Нет совместной деятельности

Каждое действие приобретает для людей смысл только в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности

Руководствуются приятными впечатлениями, действуют в рамках приятной ситуации

Абстрагирует, просачивается в связи и дела вещей, устанавливает причинные зависимости

Типичны наследственно закрепленные программки поведения (инстинкты)

Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы символов)

Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не употребляют орудия повсевременно

Изготовка и сохранение орудий труда, передача их следующим поколениям

Адаптируются к наружной среде

Конвертируют окружающий мир в согласовании со своими потребностями

Деятельностьэто активное взаимодействие человека со средой, в каком он добивается сознательно поставленной цели, появившейся в итоге возникновения у него определенной потребности, мотива (rice. 1.5).

Деятельность

МОТИВЫ – it, что вдохновляет человека к деятельности

Деянияотносительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежных целей, подчиненные общему плану

ЦЕЛИ – it, на что ориентирована конкретно деятельность

Rice. 1.5. Структура деятельности

Мотивы и цели могут не совпадать. It, почему человек действует спецефическим образом, нередко не совпадает с тем, зачем он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в какой отсутствует осознаваемая цель, то тут нет и деятельности в людском смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется конкретно потребностями и чувствами.

Поступок – action, выполняя которое человек понимает его значение для других людей, ie. его соц смысл. Действие имеет схожую деятельности структуру: цельмотив, method – итог. Различают деяния: сенсорные (деяния по восприятию объекта), моторные (двигательные деяния), волевые, мыслительные, мнемические (деяния памяти), наружные предметные (деяния ориентированы на изменение состояния либо параметров предметов окружающего мира) и интеллектуальные (деяния, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют последующие составляющие деяния: (rice. 1.6).

Действие

Моторные (двигательные)

Центральные (мыслительные)

Сенсорные (чувственные)

Выполнение

Регулирование

Ориентировка в среде

Контроль

Рис.1.6. Составляющие деяния и их функции

Главные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности: это общение, игра, учение и труд. Важным достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошедший, так и реальный, является речевое общение. Речьэто язык в действии. Language – система символов, включающая слова с их значениями и синтаксиснабор правил, по которым строятся предложения. Главные функции языка:

1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта населения земли; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие умственной деятельности (восприятия, memory, мышления, воображения). Речь является формой существования мысли. “Язык есть практическое, имеющееся для других людей идля меня самого действительное сознание” (To. Маркс). Все психологические процессы при помощи речи становятся произвольно управляемыми.

Функции речи В общении В мышлении Коммуникация Экспрессия Обозначение Обобщение

Rice. 1.7. Функции речи

Средством слова обозначается предмет, action, the State of the, ie. у человека со словом связано представление о предмете либо явлении. Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только лишь отдельный данный предмет, но целую группу схожих предметов и всегда является носителем их существенных признаков, ie. каждое слово уже обобщает, и это позволяет реализоваться мышлению. Коммуникация состоит в передаче друг дружке определенных сведений, мыслей, эмоций и тем в воздействии друг на друга. Экспрессия заключается в передаче чувственного дела к содержанию речи и к собеседнику.