Этапы интеграции и механизм ее осуществления

В эволюции западноевропейской интеграции ясно выслеживаются несколько шагов. Разглядим их.

1945-1950 gg. – предварительный шаг, в течение которого разрабатывались разные проекты объединения Западной Европы, уточнялись позиции заинтересованных сторон и осуществлялся поиск взаимоприемлемых вариантов. Центральным событием этого периода стал Гаагский конгресс приверженцев объединения Западной Европы (1948 G.), после которого подготовка к объединению вступила в практическую стадию.

1951-1957 gg. – 1-ый шаг европейской интеграции. Его именуют «этапом отраслевой интеграции». In 1952 g. вступил в силу Контракт об учреждении ЕОУС, удачная реализация которого позволила провоцировать разработку более широких программ экономической интеграции на последующем шаге.
В июне 1955 g. в Мессине свершилась конференция, на которой подверглись рассмотрению предложения о разработке таможенного союза и объединении усилий в сфере ядерной энергетики, применяемой в мирных целях. In March 1957 g. 6 государств, ранее подписавших ЕОУС, подписали еще два контракта: Римский Контракт об учреждении Евро экономического общества (UES) и Контракт Евро общества по атомной энергии (Евратом). Если Контракт Евратом носил чисто отраслевой нрав, то контракт по ЕЭС отличался очень широким подходом. С его введением в действие открылся последующий шаг эволюции западноевропейской интеграции.

1958-1985 gg. – 2-ой шаг, превосходный созданием таможенного союза, введением в действие Европейской денежной системы и формированием критерий для сотворения общего рынка.

Римский контракт предугадывал введение Общей торговой политики и Общего таможенного тарифа. Не считая сталелитейной и атомной индустрии в сферу деятельности ЕЭС врубались такие главные области как сельское хозяйство, транспорт, научные исследования, промышленная, соц и финансовая политика, обеспечение критерий конкуренции.

Основной целью Римского контракта было «содействовать методом сотворения общего рынка и прогрессирующего сближения экономической политики государств-членов гармоническому развитию экономической деятельности во всем Обществе, непрерывному и равновесному росту, растущей стабильности, ускоренному увеличению уровня жизни и поболее тесноватым связям меж государствами, которые оно объединяет» (статья 2). It, in turn, подразумевало:

  • устранение меж странами-членами таможенных пошлин и количественных ограничений в торговле, также всех других мер с эквивалентным эффектом;
  • устранение меж государствами-членами препятствий для свободного передвижения лиц, услуг и капиталов. (ст.3).
  • Контракт также подразумевал последующие меры:
  • регулирование муниципального субсидирования (ст.92-94);
  • гармонизацию производственных эталонов (ст.100-102);
  • наблюдение за деятельностью муниципальных монополий (ст.90);
  • гармонизацию структуры, ставок и налогооблагаемой базы косвенных налогов (ст.99);
  • абсолютный запрет дискриминации по суждениям государственной принадлежности (ст.7).

Для решения намеченных целей и воплощения определенных мер по их реализации Контракт учреждал институциональную структуру ЕЭС: Совет, Комиссию, Парламент и Трибунал. Они должны были разрабатывать законодательную базу интеграционного процесса и координировать экономическую политику государств-членов (в рамках компетенции Общества).

Положения Римского контракта были ориентированы на достижение «четырех главных свобод», ie. свободного движения продуктов, услуг, лиц и капитала, при этом приоритетным направлением было избрано свободное перемещение продуктов. Ожидалось, что мобильность рабочей силы будет ограниченной из-за культурных и языковых различий, заморочек общественного обеспечения и недостающего обоюдного признания проф квалификации (эти опаски потом подтвердились).

Свобода движения капитала предусматривалась Контрактом только «настолько, как это нужно для удачного функционирования Общего рынка» (статья 67), t. e. только для текущих операций. Эти ограничения объяснялись жестким контролем правительств стран-членов в сфере валютной и фискальной политики. Мобильность капитала в рамках Общества воспринималась ими как возможная угроза эффективности государственных валютных инструментов.

Создавая таможенный альянс, ЕЭС выбрал путь равномерного ступенчатого понижения таможенных тарифов во обоюдной торговле. 1-ое понижение – на 10% – было осуществлено 1 January 1959 g. В будущем году они были снижены на 20%, а потом понижались раз в год (кроме 1965 G.) – на 10%. After all, 1 July 1968 g. внутренние таможенные границы в Обществе были стопроцентно упразднены, а на его наружных границах был введен общий таможенный тариф (ОТТ).

Пошлины ОТТ устанавливались в согласовании со статьей 19 Римского контракта на уровне средней арифметической пошлин, применявшихся на 1 January 1957 g. странами-учредителями ЕЭС. Это означало снижение пошлин для государств с высочайшим таможенным обложением (France, Italy) и их увеличение для стран, применявших более низкие тарифы (ФРГ и страны Бенилюкса).

Были разработаны и введены в действие единые нормы и правила в отношении определения таможенной цены продуктов, правил происхождения, особенных режимов ввоза и вывоза продуктов, заменившие национальные таможенные законодательства стран-членов. Это значительно расширило компетенцию ЕС в вопросах таможенной политики. With 1968 g. хоть какое решение по таможенно-тарифным вопросам, даже если оно касается только одной из стран-членов, может быть принято только общими органами ЕС.

Особенность евро таможенного союза, сделанного на 18 месяцев ранее предусмотренного Римским контрактом срока, состояла в том, what, хотя были устранены внутренние таможенные пошлины и количественные ограничения, но сохранились сложные процедуры таможенного контроля и дизайна продуктов на муниципальных границах меж странами-членами ЕЭС, также огромное количество других ограничений, предусмотренных государственными законодательствами и препятствовавшие свободному движению продуктов.

Общая торговая политика была введена несколько позднее: with 1 January 1970 g. ответственность за нее перебежала от государств-членов к ЕЭС, and 1 January 1973 g. эта сфера деятельности стала его исключительной прерогативой. Таким макаром, Общество устанавливало для всех государств-членов равные условия во наружной торговли и, как следует, равные условия конкуренции как на внутреннем, так и на мировом рынке. Общество также было наделено правом вести переговоры по вопросам мировой торговли. В январе 1962 g. после напряженных переговоров была выработана Общая земельная политика Общества. Она была базирована на последующих принципах:

  • создание одного рынка и установление единых цен на большая часть видов сельскохозяйственной продукции;
  • гарантия уровня жизни занятым в земельном секторе, сравнимого с уровнем жизни занятых в других отраслях хозяйства;
  • preference, отдаваемое сельскохозяйственной продукции, произведенной в Обществе, перед продукцией, импортируемой снаружи.

Общий земельный рынок ЕС был сотворен в 1964 g. In 1967 g. вышло слияние высших органов ЕОУС, Евратома и ЕЭС в единый Совет и единую Комиссию, которые совместно с Европейским Парламентом и Трибуналом ЕС образовали общую институциональную структуру.

Введение свободного движения рабочей силы началось в 1961 G., и к концу переходного периода в рамках ЕОУС и ЕЭС были приняты и введены в действие нормативные акты, предусматривавшие выравнивание трудовых и соц прав людей 1-го государства-члена, работавших по найму в любом другом государстве-члене, с гражданами последнего. Но гармонизация трудового и общественного законодательства стран-членов ЕС не была доведена до конца, так как страны «Шестерки» не пришли к согласию относительно обоюдного признания дипломов и других документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию. Сохранились также значительные ограничения на свободное движение услуг и капиталов, обусловленные различиями в государственных законодательствах и административной практике, также различными позициями, занимаемыми правительствами стран-членов в этих вопросах.

Таким образом, задачка сотворения полновесного и действенного общего рынка не была решена к сроку, обусловленному Римским контрактом (1970 G.). Его не удалось сделать в 70-х и начале 80-х годов из-за крушения Бреттон-Вудской системы (1971 G.), глобальных энергетических кризисов в 1973, 1978-1979., экономического кризиса начала 80-х годов. Свою роль сыграл и «Люксембургский компромисс», который де-факто ввел правило единогласия в процессе принятия решений Советом, предоставив тем хоть какой стране возможность заблокировать не устраивающее ее решение. Сочетание экономического кризиса, институциональной инерционности и неспособности оперативно реагировать на конфигурации хозяйственной конъюнктуры снутри Общества и за его пределами в этот период жизни получило заглавие «Евросклероз».

Следствием сложившейся в ЕС ситуации стали центробежные и протекционистские тенденции, сепаратные деяния посреди его членов. Это потребовало от Общества решения в первую очередь задач сохранения достигнутого уровня интеграции и преодоления отмеченных тенденций и действий государств-членов. Все же, данный период показал, что ЕС обладает огромным припасом прочности и политической воли, позволившим ему преодолеть форсмажорную ситуацию. Moreover, в 70-е годы Обществу даже удалось достигнуть прогресса на ряде направлений интеграции. In 1970 g. был сотворен механизм Евро политического сотрудничества как инструмент добровольческой координации наружной политики государств-членов. With 1974 g. де-факто начал работать новый орган Общества – Европейский совет (его статус был официально закреплен Единым европейским актом исключительно в 1986 G.), в который входят главы стран и правительств государств ЕС и председатель Европейской Комиссии. In 1975 g. был учрежден Европейский фонд регионального развития (ЕФРР). In 1979 g. введена в действие Европейская денежная система, основными элементами которой стали механизм поддержания обменных курсов государственных валют государств-членов и общая денежная единица ЕС – ЭКЮ. In 1979 g. состоялись 1-ые прямые выборы в Европейский парламент. Благодаря этому таможенный альянс в данный период пробрел некие элементы экономического союза, определенную степень координации и гармонизации экономической и социальной политики стран-членов, также возможности наднациональных органов в таких сферах, как сельское хозяйство и транспорт. Но координация политики меж странами-членами оставалась малой, что в итоге и не позволило Обществу полностью достигнуть целей Римского контракта и в 12-летний срок сделать общий рынок.

1985-1992 gg. – 3-ий шаг эволюции экономической интеграции Западной Европы. На этом шаге Общество приступило к окончанию строительства общего рынка. Понятие «общий рынок», зафиксированное в Римском договоре, трансформировалось в понятие – «единый внутренний рынок» (ЕВР). На самом деле оба понятия схожи, t. to. предугадывают одни и те же цели: создание отлично действующего интегрированного рынка в масштабе ЕС, обеспечивающего свободное движение продуктов, услуг, лиц и капиталов, также полное равенство критерий конкуренции.

В этот период Комиссия ЕС рассматривала два проекта, имевших целью придать новый импульс «европейскому строительству»: окончание формирования внутреннего рынка и создание экономического и денежного союза (ЭВС). Последний проект был, непременно, заманчивой перспективой, но в конечном итоге был избран наименее принципиальный вариант – выработка плана по окончанию формирования ЕВР. Для этого было несколько обстоятельств. Во-1-х, проект одного внутреннего рынка, основанный на уже действующем таможенном союзе, представлял наименьшую опасность государственным суверенитетам стран-членов, чем ЭВС, и потому не был должен вызвать негативной реакции у государственных правительств и населения. Во-2-х, проект ЕВР не добивался дополнительных расходов, on the contrary, ожидалось, что он принесет огромные экономические выгоды.

Для удачного решения трудности формирования ЕВР Комиссия подготовила подробную программку практических действий, размещенную в 1985 g. в виде Белоснежной книжки. Она была рассчитана на семь лет и содержала около 300 определенных мероприятий и шагов, охватывавших все направления экономической политики, с указанием сроков их выполнения.

Правовой базой этого курса стал Единый европейский акт, подписанный государствами-членами в феврале 1986 g. и вступивший в силу 1 July 1987 g. Он занес конфигурации в основополагающие договоры, учредившие три Европейских общества. А именно он содержал положение о голосовании квалифицированным большинством по вопросам гармонизации государственных законодательств, повысив тем самым эффективность процедур принятия решения в Обществе. Также был введен новый подход к гармонизации нормативных актов и технических эталонов, основанный на их обоюдном признании. На уровне Общества устанавливался только нижний допустимый предел эталона.

Принятая программка окончания формирования одного внутреннего рынка имела собственной целью убрать все технические, налоговые, правовые и административные препятствия свободному движению продуктов и обеспечить свободное движение не только лишь продуктов, но также и услуг, лиц и капиталов. Тем предполагалось убрать фрагментацию рынка Общества и, как следует, провоцировать реструктуризацию европейской индустрии и образование больших «панъевропейских» компаний, способных составить конкурентнсть корпорациям США и Стране восходящего солнца. Не считая того, в программке огромное внимание уделялось активизации деятельности Общества в таких сферах, как регулирование конкуренции, regional, соц и денежная политика.

За некими исключениями принятая программка была выполнена к намеченному сроку – 1 January 1993 G., хотя реализация многих законодательных актов и решений ЕЭС востребовала более долгого времени. Все же, в целом создание одного внутреннего рынка в рамках Общества стало свершившимся фактом, что открыло возможность для перехода к новенькому шагу углубления интеграционного процесса. Этому содействовал динамизм экономического роста, который заполучила экономика Общества во II-ой половине 80-х гг.

1992-2000 gg. – 4-ый шаг. Главное его событие – создание одного экономического, денежного и политического союза. Это потребовало внесения конфигураций в положения ранее принятых регламентов ЕЭС.

Задачки и комплекс мер по реформированию ЕЭС были сформулированы в программке Делора («пакет Делора»), который конкретизировал решения Одного Евро Акта (ЕЕА). «Пакет Делора» содержит три главных направления реформирования ЕЭС: полная либерализация движения капиталов снутри ЕС, объединение денежных рынков государств-членов, жесткая фиксация обменных курсов государственных валют и сведение к нулю имеющихся пределов колебаний с следующей подменой государственных валютных единиц на единую европейскую валюту. With 1 July 1990 g. Общество практически приступило к реализации программки. Формально же она была санкционирована Контрактом о Европейском Союзе, подписанном 7 February 1992 g. в Маастрихте.

Маастрихтский контракт открыл новый шаг в развитии европейской интеграции. Его основной целью, согласно статье В, является создание Экономического и денежного союза (ЭВС) к концу 90-х годов. Контракт подразумевает проведение государствами-членами общей экономической и денежной политики и введение единой валюты. В ЭВС предусмотрен механизм коллективной денежной помощи странам, переживающим суровые экономические трудности по не зависящим от их причинам, for example, вследствие стихийных бедствий (ст.103а). Для проведения общей денежной политики создается Европейская система центральных банков. Не считая того, целями Маастрихтского контракта являются введение евро гражданства, расширение возможностей Европарламента, переход к общей наружной политике и общей политике безопасности, также существенное расширение сотрудничества в экономической и социальной сферах.

Но стопроцентно решить трудности реформирования ЕЭС Маастрихтскому договору не удалось, потому в 1996 g. была созвана Межправительственная конференция (МПК), целью которой являлся пересмотр неких положений Маастрихтского контракта (в согласовании со статьей N, пункт 2). Итогом конференций в Турине (1996 G.) и Амстердаме (1997 G.) стало утверждение новейшей редакции Контракта о Европейском Союзе, получившей заглавие Амстердамский контракт. В него внесен ряд положений, предусматривающих:

  • воплощение в течение пятилетнего периода мер, обеспечивающих свободное передвижение людей государств-членов в рамках ЕС;
  • активизация социальной политики ЕС;
  • увеличение роли Европарламента в развитии законодательства ЕС.

В Амстердамском договоре не отыскала отражения мысль институциональной реформы, разработка которой вновь была отложена на будущее. Все же, на Амстердамских саммитах была доказана ранее установленная дата сотворения Экономического и денежного союза и подписан Пакт стабильности и роста.

Строительство ЭВС является главным направлением современной интеграционной стратегии Евро Союза.

2001 g. – современный шаг, который начался с функционирования денежного союза ЕС. Это перевело общество на отменно новый уровень интеграции, главное отличие которого от прошлых шагов заключается в том, что государства-члены перебегают от координации действий государственных правительств к общей экономической и денежной политике и к единой валюте – ЕВРО, которая с января 2001 g. стала единой для безналичных расчетов в странах, вошедших в Экономический Денежный Альянс (ЭВС).

Таким образом, логически закончилась программка сотворения Одного внутреннего рынка и формирование на местности ЕС одного экономического места.

ЭВС заходит в компетенцию сохраненного в рамках Евро Союза Общества, решающего на централизованном, либо коммунитарном, уровне большая часть вопросов. По другому говоря, участники ЭВС добровольно делегируют органам ЕС ряд суверенных прав, включая денежную, эмиссионную, экономную и налоговую политику.

Снутри ЭВС экономический и денежный элементы интеграции органически связаны и не могут существовать раздельно. So, общая финансовая политика нужна, чтоб сформировать на местности всех государств-членов единое экономическое место, в рамках которого компании и население всюду имели бы однообразные условия для хозяйственной деятельности. Для этого нужны общая валютно-финансовая политика и валютная единица. On the other hand, сам денежный альянс неосуществим без общей экономической политики, t. to. единая валюта не сумеет работать при значительно отличающихся друг от друга государственных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях муниципального долга и т.д. Внутренний рынок ЕС должен стать как можно более однородным и приблизиться по своим чертам к мононациональному. В ЭВС входят 12 государств отвечающих определенным аспектам. Для их с 1 January 2002 g. ЕВРО вводится в наличный оборот.

Анализ шагов развития европейской интеграции позволяет прийти к выводу, что на протяжении всего периода существования ЕС происходило углубление интеграционного процесса и трансформация от простейшей формызоны свободной торговли через таможенный альянс и общий рынок к экономическому и денежному союзу.

В процессе эволюции интеграции Общество перетерпело количественные конфигурации по составу государств, входящих в него (cm. app 1). Как понятно, начиналось оно с 6 государств, именуемых до сего времени «ядром ЕС». В текущее время в него заходит 15 государств и подразумевается предстоящее беспримерное расширение. В итоге вступления в ЕС 7 государств Центральной и Восточной Европы (Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии, Словении и Чехии), 3-х Балтийских стран и Кипра число его членов, possible, вырастет с 15 to 26.

Расширяясь в восточном направлении, Европейский Альянс приметно увеличивает собственный ресурсный потенциал: его территория возрастает на 34%, а население – на 104,9 million. people, either 29%. Таким макаром, ЕС становится наикрупнейшим в мире рынком с 500 миллионами потребителей. В политическом отношении складывается гегемония ЕС на основной части местности Европы, что присваивает ему отменно новый интернациональный вес, статус и позиции. Включив в собственный состав страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), Европейский Альянс, possible, будет играть еще более активную роль при принятии глобальных решений и укрепит свои позиции в таких интернациональных организациях, как ВТО, The IMF, ОЭСР и НАТО.
Совместно с тем нельзя не созидать, что географические, демографические и политические последствия не совпадают с экономическими (cm. table. 1).

Table 1.
Социально-экономические последствия отдельных шагов расширения ЕС (%)

Шаг расширения

Прирост местности

Прирост населения

Прирост ВВП

Изменение ВВП на душу населения (в среднем по ЕС)

Средний по ЕС ВВП на душу населения (ЕС-6=100)

With 6 to 9 государств

31

32

29

-3

97

With 9 to 12

48

22

15

-6

91

With 12 to 15 *

43

11

8

-3

89

With 15 to 26

34

29

4

-16

75

* – с учетом объединения Германии

Источник: White Paper on the Enlargement of the European Union. Volume I. – European Parliament, Political and institutional affairs division. – Luxembourg, 1997, p.123.
Анализ приведенных данных свидетельствует, что в итоге расширения Общество приобретает в большей степени земляные и человеческие ресурсы. Прибавляя к популяции ЕС 29%, страны кандидаты наращивают ВВП только на 4% (это еще меньше, чем при всех прошлых расширениях). Сразу понижаются характеристики экономического развития Общества в целом: ВВП на душу населения – на 16%. Это практически в 5 раз большее понижение, чем при прошлых расширениях. Но благодаря расширениям ЕС становится все более большим и могущественным субъектом мировой экономики. Вобрав в себя практически всю Западную Европу, он занимает местность 3,236 million. kV. km. (cm. app 2), на которой проживает 375,9 million. people. (cm. app 3). На его долю на конец ХХ века приходилось более 20% производства мирового ВВП (about 40% ВВП государств ОЭСР) (cm. приложения 3,4). Для сопоставления, толика США в ВВП ОЭСР – 32,5%, Стране восходящего солнца – 20,5%. На ЕС приходится 1/3 мирового товарооборота, что также превосходит характеристики США (16,5%) и Стране восходящего солнца (6,6%). Большая часть наружной торговли ЕС приходится на обоюдную торговлю государств, входящих в Общество (cm. app 5). ЕС также интенсивно участвует в международном движении капитала.