Эмоциональные процессы и управление эмоциями

Познавая реальность, человек так либо по другому относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к собственной личности. Одни явления реальности веселят его, другие — печалят, третьи — возмущают и т.д. Удовлетворенность, печаль, восхищение, возмущение, гнев, ужас и др. — все это разные виды личного дела человека к реальности. В психологии чувствами именуют процессы, отражающие личную значимость и оценку наружных и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения личного дела человека к себе и к окружающему его миру. Разнообразные проявления чувственной жизни человека делятся на аффекты, фактически эмоции, чувства, настроения и стресс. Более мощная чувственная реакция — аффект — сильное, бурное и относительно краткосрочное эмоциональное переживание, на сто процентов захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (иногда эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно — и это одна из обстоятельств практической неуправляемости этим состоянием).

Фактически эмоции, в отличие от аффектов — более долгие состояния. Они — реакция не только лишь на действия совершившиеся, да и на возможные либо вспоминаемые. Если аффекты появляются к концу деяния и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу деяния и предвосхищают итог. Они носят опережающий нрав, отражая действия в форме обобщенной личной оценки личностью определенной ситуации, связанной с ублажение потребностей человека.

Чувства — еще больше, чем эмоции, устойчивые психологические состояния, имеющие верно выраженный предметный нрав: они выражают устойчивое отношение к любым объектам (реальным либо воображаемым). Человек не может переживать чувство вообщем, безотносительно, а только к кому-нибудь либо чему-нибудь. К примеру, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Зависимо от направленности чувства делятся на: моральные (переживание человеком его дела к другим людям), умственные (чувства, связанные с познавательной деятельностью), эстетические (чувства красы при восприятии искусства, явлений природы), практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Настроение — самое долгое эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Чувственные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут увеличивать либо понижать жизнедеятельность человека. 1-ые именуются стеническими, 2-ые — астеническими. Появление и проявление змоций, эмоций связано со сложной всеохватывающей работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесноватая связь чувств и эмоций с деятельностью сердца, дыхания, с переменами в деятельности скелетных мускул (пантомимика) и лицевых мускул (мимика). Особые опыты нашли в глубине мозга существование центров положительных и негативных эмоций, получивших заглавие центров «удовольствия, рая» и «мучения, ада».

Согласно теории южноамериканского психолога Джеймса, тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными переменами в деятельности внутренних органов, в состоянии мускул (мимика), позволяет представить, что эмоции представляют собой сумму только органических чувств, вызываемых этими переменами. Согласно этой теории, человеку обидно, так как он рыдает, а никак не напротив. Если человек воспримет зажатую скованную позу с опущенными плечами и головой, то скоро у него появится и чувство неуверенности, подавленности, печалься. И напротив, поза с развернутыми плечами, поднятой головой, ухмылкой на губках, скоро вызовет и чувство убежденности, бодрости, не плохое настроение. Отчасти эти наблюдения справедливы, но все таки физиологические проявления не исчерпывают существа чувств. Ученые пришли к заключению (Гельгорн Э.), что эмоции производят энергетическую мобилизацию организма, так к примеру, удовлетворенность сопровождается усилением иннервации в мышцах, при всем этом маленькие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение упрощает питание тканей и содействует улучшению физиологических процессов. Удовлетворенность молодит, т.к. создаются рациональные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мускулы, движения в итоге неспешные и слабенькие, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, возникает озноб, недочет воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, так как они сопровождаются переменами кожи, волос, ногтей, зубов и пр. Итак, если вы желаете дольше сохранить юность, то не выходите из духовного равновесия по пустякам, почаще радуйтесь и стремитесь удержать не плохое настроение. Рассмотрение чувств с био точки зрения (П.К. Анохин) позволяет признать, что эмоции закрепились в эволюции как механизм, удерживающий актуальные процессы в хороших границах и предупреждающий разрушительный нрав недочета либо излишка каких-то причин жизни данного организма. Положительные эмоции появляются, когда реальный итог совершенного поведенческого акта совпадает либо превосходит ожидаемый нужный итог, и напротив, недочет реального результата, несовпадение с ожидаемым — ведет к негативным эмоциям.

П.В. Симонов предложил концепцию, согласно которой эмоции появляются при рассогласовании меж жизненной потребностью и возможностью ее ублажения, т.е. при недочете либо излишке животрепещущих сведений, нужных для заслуги цели, а степень чувственного напряжения определяется потребностью и недостатком инфы, нужной для ублажения этой потребности. Таким макаром, в ряде всевозможных случаев познания, информированность личности снимают эмоции, изменяют чувственный настрой и поведение личности.

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция ужаса развивается при недочете сведений, нужных для защиты, как ожидание и пророчество беды при совершении деяния, которое должно быть выполнено в данных критериях. Очень нередко ужас, возникающий в ситуациях внезапных и неведомых, добивается таковой силы, что человек гибнет. Осознание того, что ужас может быть следствием недочета инфы, позволяет его преодолеть. Реакцию удивления можно рассматривать как своеобразную форму ужаса, которая пропорциональна разнице меж предвидимой и практически приобретенной дозой инфы. При удивлении внимание сосредоточивается на причинах необыкновенного, а при ужасе — на предвосхищении опасности. Осознание родства удивления и ужаса позволяет преодолеть ужас, если перенести акцент с результатов действия на анализ его обстоятельств.

Время от времени в один прекрасный момент пережитый сильный ужас в какой-нибудь ситуации закрепляется, становится приобретенным, назойливым — фобия на определенный круг ситуаций либо объектов. Для устранения фобий разработаны особые психические приемы (в рамках нейро-лингвистического программирования). Чувственно окрашенное отношение к делу содействует его результативности, но, при очень сильной заинтригованности в результатах, человек испытывает волнение, тревогу, излишнее возбуждение, противные вегетативные реакции. Для заслуги рационального эффекта в деятельности и для исключения неблагоприятных последствий перевозбуждения лучше снять змоциональную напряженность на базе концентрации внимания не на значимости результата, а на анализе обстоятельств, технических деталях задания и тактических приемах.

Для сотворения рационального чувственного состояния необходимы: 1) верная оценка значимости действия, 2) достаточная информированность (неоднозначная) по данному вопросу, событию, 3) полезно заблаговременно приготовить отступные запасные стратегии — это понижает излишнее возбуждение, уменьшает ужас получить неблагоприятное решение, делает лучший фон для решения задачи. В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу «не очень и хотелось». Понижение субъективной значимости действия помогает отступить на заблаговременно приготовленные позиции и готовиться к последующему штурму без значимых утрат здоровья. Не случаем в глубочайшей древности на Востоке люди просили в собственной молитве: «Господи, дай мне мужество, чтоб совладать с тем, что я могу сделать, и дай мне силы, чтоб смириться с тем, что я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтоб отличить одно от другого».

Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает никчемно, лучше посодействовать ему разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца.

Когда человек выговорится, его возбуждение понижается и в этот момент возникает возможность объяснить ему что-либо, успокоить, навести его. Потребность разрядить чувственную напряженность в движении проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для того чтоб резвее восстановить свое состояние после проблем, полезно дать для себя усиленную физическую нагрузку.

Для критического снижения уровня напряжения может быть применено общее расслабление мускулатуры; мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства. Способы релаксации, аутогенной тренировки очень полезны, когда необходимо стремительно, за 5-10 минут, привести себя в спокойное состояние. Чувствами можно управлять и методом регуляции наружного их проявления: если желаете легче переносить боль, пытайтесь ее не показывать.

Принципиальный метод снятия психологического напряжения — это активизация чувства юмора. Как считал С.Л. Рубинштейн, сущность чувства юмора не в том, чтоб созидать и ощущать смешное там, где оно есть, а в том, чтоб принимать как смешное то, что претендует быть суровым, т.е. суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному сурового внимания, суметь улыбнуться либо рассмеяться в трудной ситуации. Хохот приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мускулы наименее напряжены и сердцебиение нормализовано. По собственной многофункциональной значимости хохот так могущественен, что его именуют «стационарным бегом трусцой».