Экономическое обеспечение охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению критерий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Русской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в установленном порядке.

Финансирование мероприятий по улучшению критерий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольческих взносов организаций и физических лиц.

В отраслях экономики, субъектах Русской Федерации, на территориях, также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда. Трудовым кодексом РФ установлен норматив финансирования мероприятий по улучшению критерий и охраны труда. Финансирование мероприятий по улучшению критерий и охраны труда работодателями (кроме муниципальных унитарных компаний и федеральных учреждений) осуществляется в размере более 0,2 процента суммы издержек на создание продукции (работ, услуг). Подчеркнем, что работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению критерий и охраны труда, а работодатель несет все расходы по охране труда, в силу «естественного» права и обязанности собственника хлопотать о собственной принадлежности без помощи других. Дело в том, что работник на момент выполнения трудовых обязательств является специфичной «собственностью» работодателя, так как его работоспособность (рабочая сила) «продана» по трудовому договору работодателю.

Основными направлениями расходов на предотвращение производственного травматизма и проф заболеваемости являются: во-1-х, расходы на смену оборудования и другие мероприятия, влекущие за собой конфигурации (считается, что подходящие) критерий труда; во-2-х, расходы на вещественное обеспечение безопасности и охраны труда (в том числе на средства персональной защиты и т. п.); в-3-х, расходы на компанию мероприятий по охране труда (в том числе на подготовку работников); в-4-х, расходы на возмещение вреда работникам (в том числе на непременное соц страхование от злосчастных случаев на производстве и проф болезней).

Расходы на непременное соц страхование от злосчастных случаев на производстве и проф болезней состоят из страховых взносов страховщику – Фонду общественного страхования Русской Федерации – и определяются страховыми тарифами, раз в год устанавливаемыми подходящим федеральным законом. Сумма страховых взносов, уплачиваемых в границах тарифа, врубается в себестоимость продукции. Не считая того, разрешается часть страховых взносов, по согласованию со страховщиком, направлять на профилактическую работу в согласовании с утверждаемыми раз в год списками превентивных мероприятий (это – санаторно-курортное исцеление работников, занятых на работах с вредными производственными факторами, проведение углубленных медосмотров, аттестация рабочих мест по условиям труда).

Рассматривая экономическую эффективность всех управленческих решений в сфере охраны труда, нужно держать в голове, что расходы (издержки) на охрану труда в принципе не могут конкретно приносить доход (прибыль), ибо являются вспомогательными для целей производства и не связаны конкретно с созданием и реализацией какого-нибудь продукта. Потому на практике хоть какой управляющий может созидать определенные расходы на охрану труда, но не лицезреет (а в таковой постановке и не может созидать) «доходы» от охраны труда. Все же, мероприятия по охране труда не являются чисто накладными либо убыточными. Дело в том, что если при производстве продукта (услуг) идет речь об увеличении (максимизации) дохода (прибыли), то при мероприятиях по охране труда и/либо безопасности производства идет речь о понижении (минимизации) убытков (утрат).

Традиционный анализ утрат и убытков состоит из подсчета реального числа злосчастных случаев, серьезности причиненного вреда и анализа прямых утрат (издержек), связанных с нанесением вещественного вреда, телесных повреждений и следующих болезней. К огорчению, прямые издержки составляют только наименьшую часть реальных денежных издержек предприятия в случае производственных аварий и травматизма. Основную часть играют косвенные утраты (издержки). Эти косвенные утраты происходят из-за потерянного для основного производства, но оплаченного работодателем времени управляющих среднего звена, которое ушло на расследование обстоятельств аварии и травматизма, временной остановки процесса обучения, оплаты переподготовки, внеочередного инструктажа, проверки познаний для работающего персонала, оплаты вероятной сверхурочной работы. Цена этих косвенных расходов существенно (в пару раз) превосходит прямые утраты. Сумма прямых и косвенных утрат составляет общий вред от неблагоприятного действия.

Если в итоге проведенных мероприятий гипотетичное неблагоприятное событие не вышло, то можно гласить о предотвращенном вреде. Предотвращенный вред равен общему вреду от реализации возможной угрозы. Это гипотетичный вред от гипотет0ического злосчастного варианта либо аварии. Так могло бы быть, но так не случилось из-за мероприятий по обеспечению безопасности! Тогда разница меж предотвращенным вредом и реальными прямыми затратами на мероприятия по безопасности образуют типичный «доход» от этих мероприятий! Более того, то, что для общества в целом и/либо для отдельных лиц является вредом, для других определенных лиц может являться доходом, к примеру, в случае успешного страхования производственных рисков.

На практике обычным является повышение доходов, а поэтому принято гласить не о минимизации вероятного вреда, а об увеличении (максимизации) предотвращенного вреда. Но относительная простота и привычность подсчета фактических доходов (прибыли) и большая сложность (и фактически полнейшая новизна для нашей страны) расчета вероятного (но предотвращенного) вреда мешают внедрению на практике такового подхода. Следует особо отметить, что непредотвращенный вред, независимо от того, рассчитан он либо нет, зафиксирован либо нет, очевидно виден либо укрыт от глаз управляющего, образует фактические(убытки) учреждения. Не научившись определять вероятный вред, мы никогда не сможем его предупредить.