Воля как характеристика сознания

Воля есть сознательное регулирование человеком собственного поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и наружных препятствий. Воля как черта сознания и деятельности появилась совместно с появлением общества, трудовой деятельности. Воля является принципиальным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и чувственными процессами. Волевые деяния бывают обыкновенные и сложные. К обычным действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно чего и каким методом он будет добиваться, dh. побуждение к действию перебегает в само действие практически автоматом.

Для сложного волевого деяния свойственны последующие этапы:

1)понимание цели и рвение достигнуть ее;

2)понимание ряда способностей заслуги

3) возникновение мотивов, утверждающих либо отрицающих эти способности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из способностей в качестве решения;

6) воплощение принятого решения;

7) преодоление наружных препятствий, беспристрастных проблем самого дела, различных помех до того времени, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении деяния, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий просит волевого усилияособого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, умственные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в собственных силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и нужным в определенной ситуации. “Свобода воли значит способность принимать решения со познанием дела”.

Необходимость сильной воли увеличивается при наличии: 1) тяжелых ситуацийсложного мира” und 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке. Выполняя разные виды деятельности, преодолевая при всем этом наружные и внутренние препятствия, человек производит внутри себя волевые свойства: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, напористость, выдержку, дисциплинированность, мужество.

Но воля и волевые свойства могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания безоговорочно осуществлялись, oder 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.

Предки, стремящиеся воспитать волю у малыша, должны соблюдать последующие правила: 1) не делать за малыша то, чему он должен научиться, а только обеспечить условия для фуррора его деятельности; 2) активизировать самостоятельную деятельность малыша, вызвать у него чувство радости от достигнутого, увеличивать веру малыша в его способность преодолевать трудности; 3) даже небольшому ребенку полезно разъяснять, в чем заключается необходимость тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и равномерно учить малыша без помощи других принимать разумные решения. Ничего не решайте за малыша школьного возраста, а только подводите его к оптимальным решениям и добивайтесь от него непоколебимого воплощения принятых решений.

Волевые деяния, как и вся психологическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий делают лобные толики мозга, в каких, как проявили исследования, происходит сличение достигнутого в всякий раз результата с за ранее составленной программкой цели. Поражение лобных толикой приводит к абулииболезненному безволию.