Werbung

Методы психологии: научных исследований, метод наблюдения, самонаблюдения

Способы исследований - это те приемы и средства, при помощи которых ученые получают достоверные сведения, применяемые дальше для построения научных теорий и выработки практических советов. Сила науки почти во всем находится в зависимости от совершенства способов исследования, от того как они валидны и надежны, как стремительно и отлично данная ветвь познаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что возникает в способах других наук.

Weg - это метод, путь исследования беспристрастной реальности, зания правды. В переводе с греческогоmethodos” bedeutet “путь”. По справедливому замечанию И. P. Павлова: “…способ – самая 1-ая, основная вещь. От способа, от метода деяния зависит вся серьезность исследования. Все дело в неплохом способе. При неплохом способе и не очень профессиональный человек в состоянии сделать много. А при нехорошем способе и превосходный человек будет работать впустую и не получит ценных, четких данных”.

В зависимости от того, кто и с какими целями пользуется способами психологии, целенаправлено различать способы фактически научного исследования и способы, конкретно используемые в практике. Способы могут быть более общими и поболее личными. Во всех случаях способы психологии, как и способы других наук, очевидно либо укрыто отражают те общие философские позиции, с которых проводится исследование.

Исследование психологических явлений может быть лишь на базе единственно научного диалектико-материалистического способа зания, опирающегося на конкретные законы, имеющиеся независимо от сознания и воли людей.

Способы психологии имеют целью не только лишь фиксировать факты, да и разъяснять, открывать их суть. И это полностью закономерно. Ведь форма предметов и явлений не совпадает с их содержанием. Но данное требование не всегда может быть выполнено при помощи 1-го способа и потому при исследовании психологических явлений обычно употребляются разные способы, взаимодополняющие друг дружку. Zum Beispiel, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачки, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а время от времени и инспектировать естественным тестом, использовать мотивированные испытания.

Своеобразие психологических явлений состоит в том, dass Sie, как таковые, недосягаемы конкретному наблюдению. Zum Beispiel, чувство и идея узреть нельзя. Потому и следить за ними приходится косвенно. При всем этом ключ к занию человека дают его практические дела и поступки.

Обобщение сведений, приобретенных при исследовании одной личности в разных видах деятельности, будет открывать психическую суть этой личности. В этом проявляется один из главных принципов психологии - единство личности и деятельности.

Так как сознание человека есть историческая категория, а личность является продуктом того общества, в каком она формировалась, способы психического исследования должны быть нацелены и на выявление соц воздействий на психику человека. Нельзя, zum Beispiel, осознать характеристики личности работника, не сопоставив их с соц критериями формирования. В этом проявляется 2-ой основной принцип психологии - соц обусловленность психики человека.

Способы психологии ориентированы на исследование психологических явлений в развитии и изменении. При всем этом изучаются развитие и изменение психики в истории животного мира, в истории населения земли, при возрастных особенностях, под воздействием упражнения, обучения и воспитания, в итоге неблагоприятных воздействий наружной среды, вследствие болезней.

Любой из этих качеств исследования психики опирается на свои личные способы. Очень принципиально, чтоб тот либо другой используемый способ был подчинен решаемому вопросу, адекватен ему. Zuerst, уточняются появившаяся задачка, вопрос, подлежащий исследованию, цель, которая должна быть достигнута, а позже в согласовании с этим выбирается определенный и доступный способ. Потому далековато не все способы, используемые в научно-психологических исследовательских работах, требуются для практической работы управляющего. Aber, чтоб хорошо использовать нужные ему психические способы, управляющий должен быть довольно отлично нацелен в вопросе о способах психологии.

Основными способами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и опыт. На их различия указывал И. P. Павлов еще в 1899 G.: “… наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он желает.

Главным и более всераспространенным способом психологии является способ наблюдения.

Наблюдение - это таковой метод, при котором явления изучаются конкретно в тех критериях, в каких они протекают в реальной жизни.
На базе наблюдения делаются выводы о тех либо других психологических процессах. Различают два вида наблюдения - сплошное и выборочное.

Сплошным именуют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психологической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание лишь на те факты в поведении человека, которые имеют прямое либо косвенное отношение к изучаемому вопросу.

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, in der Regel, фиксируются в особых протоколах. И хотя в критериях ежедневной деятельности развернутые записи обычно не ведутся, руководителю время от времени полезно записывать результаты собственных наблюдений. Perfekt, когда наблюдение ведет при всем этом не один человек, а несколько, и потом приобретенные данные сопоставляются и обобщаются (способом обощения независящих наблюдений).

При использовании способа наблюдения нужно может быть полнее соблюдать последующие требования:
1. За ранее намечать программку наблюдения с выделением более принципиальных объектов и шагов наблюдения.
2. Проводимые наблюдения не должны оказывать влияние на естественный ход изучаемого явления.
3. Наблюдение 1-го и такого же психологического явления целенаправлено проводить на разных лицах. Даже если объектом исследования является определенный человек, его лучше и поглубже можно узнать, сравнивая с другими.
4. Наблюдение должно быть повторным, а при исследовании личности - систематичным. Принципиально, чтоб оно было преемственным, другими словами повторные наблюдения учитывали сведения, приобретенные при прошлых наблюдениях.

Эти требования к наблюдению как способу психологии имеют принципиальное значение не только лишь в процессе научно-исследовательской работы. Они должны учитываться и в практической деятельности современного управляющего.

Наблюдение может быть конкретным, проводимым самим управляющим, und опосредствованным, при котором он обобщает ряд сведений, приобретенных им от других лиц (заместителей, начальников отделов и служб и т. D.)

Следует особо тормознуть на так именуемом способе самонаблюдения. Способ самонаблюдения, oder интроспекция, в течение ряда веков психологами-идеалистами рассматривался как основной и даже как единственный способ психологии. Но он не отдал и не мог дать ответы на вопросы, стоящие перед психологией как наукой. Материалистическая психология не может ограничиваться тем, что гласит человек о для себя на базе собственных переживаний. Und. M. Сеченов писал: “У человека нет никаких особых интеллектуальных орудий для зания психологических фактов, вроде внутреннего чувства либо психологического зрения, die, сливаясь с познаваемым, познавало бы продукты сознания конкретно, im wesentlichen”.
Но это никак не означает, что психология должна стопроцентно отрешиться от самонаблюдения, как это пробуют обосновать южноамериканские психологи-бихевиористы (“бихевиорв переводе с британского - “поведение”). Они опровергают сознание либо считают его трансцендентным и рассматривают психологию как науку только о поведении.

Natürlich, верно понимаемое самонаблюдение (в виде самоконтроля) играет в жизни человека и в психологии огромную роль. Человек может методом самонаблюдения установить: “Я запамятовал сделать то-то”. Но самонаблюдение не дает ему ответа на вопросы: “Почему запамятовал?”, “В чем суть памяти?” Потому самонаблюдение, хотя и служит принципиальным предметом психического исследования, не может являться самостоятельным и, тем паче, главным способом зания сути психологических явлений.

Специфичной формой наблюдения является беседа, устная либо письменная. Ее цель - узнать ограниченный круг вопросов, тяжело доступных конкретному наблюдению. Но огромное практическое значение беседы вместе с широтой внедрения позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного, хотя и не основного, способа психологии.

Беседа должна проводиться в виде непосредственного разговора с человеком, являющимся объектом исследования. Эффективность этого способа исследования людей определяется соблюдением ряда главных требований. Нужно заблаговременно найти содержание беседы и обмыслить план выяснения намеченного круга вопросов. Очень принципиально перед беседой обеспечить неплохой контакт с человеком, убрать все, что может вызвать у него напряженность, настороженность либо неискренность. Задаваемые вопросы должны быть понятными. Вместе с прямыми вопросами могут ставиться и косвенные. Так именуемые наводящие вопросы следует задавать обдуманно, чтоб они не давали подсказку ответы. Время от времени в беседе ставятся внезапные вопросы. Во время беседы нужно следить за поведением человека и сопоставлять результаты наблюдения с приобретенными ответами. Содержание беседы следует запоминать для следующих записей и анализа. Делать записи в процессе самой беседы не рекомендуется, потому что это обычно лишает беседу непринужденности, настораживает человека и делает его ответы искусственными, мнимыми.

О результатах беседы судят не только лишь по содержанию и полноте ответов на вопросы, да и по ихподтексту”: увиденным недомолвкам, оговоркам, также по всему поведению человека.

В современной психологии этот способ известен также как опрос. Устный опрос позволяет поглубже, чем письменный, просочиться в психологию человека, его внутренний мир, но просит специальной подготовки, обучения и, in der Regel, огромных издержек времени на проведение исследования.

Применяемые время от времени для массового наполнения анкеты являются собственного родазаочнойбеседой (либо письменным опросом). Получаемые материалы, если можно так сказать, проигрывают в глубине и достоверности отдельных ответов, но выигрывают в массовости, сберегают время.

Увлекательный материал психологии дает биографический способ, другими словами анализ актуального пути человека по тем сведениям, которые он может сказать о для себя по памяти. Этот способ доступен каждому руководителю и не просит подготовительной подготовки с его стороны. Но нужно держать в голове, что литературная обработка биографий нередко искажает более ценные для психолога конкретные выражения самих служащих.
Не считая пассивных наблюдений в психологии употребляются специально организуемые опыты (либо опыты).

Психический опыт – это исследование особенностей деятельности человека, вызванных целенаправленным конфигурацией критерий, задач либо методов выполнения этой деятельности.

Опыт может проводиться как в лабораторных, так и в естественных критериях. Управляющий в собственной практике обширно употребляет способ естественного опыта. Познание сущности и правил лабораторного опыта помогает ему в этом.

Лабораторный опыт изучает особенности искусственно сформированного вида деятельности. Он строится по принципу психического моделирования этой деятельности, что позволяет в лабораторных критериях учить какую-либо изолированную часть целостной деятельности с большой точностью регистрации и замеров и с нужной степенью глубины и, главное, повторно. Но результаты, приобретенные этим способом, всегда лучше инспектировать дополнительно в экспериментальных исследовательских работах либо хотя бы сопоставлять с материалами многократных наблюдений.

Способ лабораторного опыта может быть ориентирован на исследования отдельных процессов (аналитический подход) и деятельности в целом (синтетический подход). Этот способ может быть без-аппаратурным либо аппаратурным, с беспристрастной регистрацией либо без нее и т. D.

В ближайшее время все огромную популярность приобретает выделившийся из лабораторного психического опыта способ тестирования.
Der Begriff “тест” (по-английски - задачка, либо проба) был введен в 1890 G. в Великобритании. Испытания получили обширное распространение в детской психологии после 1905 G., когда во Франции были разработаны серии тестов для определения даровитости малышей, и в практике психодиагностики после 1910 G., когда в Германии была разработана серия тестов для проф отбора.

Применяя испытания, можно получить относительно точную количественную либо доброкачественную характеристику изучаемого явления. От других способов исследования испытания отличаются тем, что подразумевают четкую функцию сбора и обработки первичных данных, также своеобразие их следующей интерпретации. При помощи тестов можно учить и ассоциировать меж собой психологию различных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Более всераспространенные варианты теста: тест-опросник, тест-задание, проективный тест.

Тест-опросник основан на системе заблаговременно обмысленных, кропотливо отобранных и испытанных исходя из убеждений их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психических качествах испытуемых.

Тест-задание подразумевает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия особых заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии либо отсутствии и степени развития (выраженности, акцентуации) у него изучаемого свойства.

Данные типы тестов применимы к людям различного возраста и пола, принадлежащим к разным культурам, имеющим различный уровень образования, любые профессии и актуальный опыт - в этом их положительная сторона. Но совместно с тем имеется и значимый недочет, darin besteht, что при использовании тестов испытуемый по собственному желанию может сознательно воздействовать на получаемые результаты, в особенности если он заблаговременно знает, как устроен тест и каким образом по результатам будут оценивать его психологию и поведение. Не считая того, такие испытания неприменимы в тех случаях, когда исследованию подлежат психические характеристики и свойства, в существовании которых испытуемый не может быть стопроцентно уверен, не понимает либо сознательно не желает признавать их наличие у себя. Такими чертами являются, zum Beispiel, многие отрицательные личностные свойства и мотивы поведения.

В этих случаях обычно используются проективные испытания. В базе их лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные свойства, в особенности недочеты, человек склонен приписывать другим людям. Такие испытания созданы для исследования психических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя испытания подобного типа, о психологии испытуемого судят на основании того, как он принимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные характеристики, мотивы положительного либо отрицательного нрава он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую случайной интерпретации. Таковой ситуацией может стать, zum Beispiel, поиск определенного смысла в картинке, где изображены непонятно какие люди, неясно чем занятые. Необходимо ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, о чем задумываются и что произойдет далее. На основании содержательной интерпретации ответов судят о своей психологии отвечающих.

Испытания проективного типа предъявляют завышенные требования к уровню образованности и умственной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Не считая того, такие испытания требуют довольно большой специальной подготовки и высочайшей проф квалификации самого психолога.

Еще одна принципиальная неувязка, относящаяся фактически ко всем без исключения типам тестов, в процессе проведения самой процедуры тестирования заключается в формальной, поверхностной интерпретации получаемых результатов опыта, в сознательном отказе исследователя от зания сути изучаемого явления и замене ее случайным итогом выполнения задания; в фетишизации математической обработки формальных результатов “Testen”.

Данная неувязка конкретно связана с неверными взорами метафизической многофункциональной психологии, которая рассматривает каждуюпсихологическую функциюкак нечто постоянное, “всегда само для себя равноеи не связанное ни с целями и критериями деятельности человека, ни с другими психологическими функциями, ни с особенностями личности в целом. В согласовании с этим испытания нацелены лишь на учет количественного конфигурацииуровня развитиякаждой отдельной функции - психометрию.

Сами задачки и задания (испытания разных типов) могут при правильном их применении давать очень ценный материал для психического анализа, но неподготовленный в проф отношении исследователь не сумеет дать ему адекватную оценку и отлично применить главный принцип практического психологане навреди”.

Очень неверным (а часто и приводящим на практике к очень грустным последствиям) является мировоззрение, что хоть какой человек, купив пользующуюся популярностью книжку с психическими тестами и быстро ознакомившись с ее содержанием, может представляться окружающим психологом и заниматься тестированием на проф уровне.

Таким макаром, грешным является не сам тест, а его неверное внедрение.

Естественный опыт в психологии организуется конкретно в критериях реальной деятельности. Не так издавна числилось, что лабораторный опыт по сопоставлению с естественным выигрывает в точности регистрации замеров изучаемых явлений, в способности точно дозировать и разнообразить воздействие раздражителей, устранять мешающие причины и создавать сравнимые условия. Сейчас это мировоззрение не может считаться верным во всех случаях. Современная техника открывает широкие способности перенесения положительных сторон лабораторного опыта в естественный. При всем этом отсутствует главный и очень значимый недочет лабораторного опыта - искусственный нрав критерий, который заносит резкие конфигурации в течение психологических процессов. В естественном опыте человек трудится, обучается, тотчас даже не зная, а в большинстве случаев запамятывая, что он является объектом исследования.

Естественный опыт имеет много форм и разных приемов. В простом собственном виде он обширно применяется в форме вводных задач. Задачки эти могут ставиться управляющим устно (“Случилось то-то, что будете делать?”) либо методом введения неприметно для сотрудника отличия в его работу. Уже одно наблюдение за таким естественным тестом дает ценные факты, позволяет проверить ту либо иную догадку исследователя.
Обширное применение в практической психологии находит формирующий (обучающий либо воспитывающий) опыт, в каком способности либо свойства личности изучаются в процессе их формирования, Entwicklung.

Типичным методическим приемом является целенаправленное изменение структуры проф деятельности. Смысл этого приема состоит в том, что при выполнении определенной деятельности выключаются по заблаговременно обмысленному плану отдельные анализаторы, изменяется поза либохватказа рычаги управления, вводятся дополнительные раздражители, изменяются чувственный фон и мотивы деятельности и т. D. Учет результатов деятельности в разных критериях позволяет оценить роль тех либо других причин в структуре изучаемой деятельности и упругость соответственных способностей.

Моделирование как способ применяется в ситуациях, когда исследование интересующего явления методом обычного наблюдения, опроса, теста либо опыта затруднено либо нереально в силу трудности либо труднодоступности. В таком случае прибегают к созданию искусственной модели изучаемого парадокса, повторяющей его главные характеристики и предполагаемые характеристики. На этой модели детально изучат данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение либо формулу, включающую переменные и дела меж ними, воспроизводящие элементы и дела в изучаемом явлении. Техническое моделирование подразумевает создание прибора либо устройства, по собственному действию напоминающего то, что подлежит исследованию. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве частей модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, используемой в математической логике.

Не считая перечисленных способов, созданных для сбора первичной инфы, в психологии обширно используются разные методы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, другими словами фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной инфы. Для этой цели используются, nämlich, различные способы математической статистики, без которых часто нереально получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, auch способы высококачественного анализа.

Не все способы психологии необходимы руководителю в его работе с персоналом, Untergebenen. Он выбирает те из их, которые более оправданы в определенных критериях. При помощи способов психической науки можно решать целый ряд принципиальных практических задач. При этом нужно к выбору и использованию способов подходить творчески, с учетом специфичности деятельности.

Werbung