Европейское сообщество в условиях глобализации

Глобализация экономики, усиливающая взаимозависимость государственных экономик, как понятно, проявляется в синхронизации экономического роста стран. Образование региональных экономических интеграционных группировок несколько нарушает этот процесс. Даже при совпадении «профиля» экономического развития темпы роста не совпадают. По мере нарастания степени интеграции эта тенденция проявляется все более ясно. С середины 90-х годов ХХ столетия Европейскому Союзу удалось в большей либо наименьшей степени в собственных границах воплотить четыре главных «свободы» – свободное перемещение продуктов, капитала, труда и услуг. Это позволило Обществу сохранить и усилить свои позиции в мировом ВВП, в прямых зарубежных инвестициях, в интернациональной торговле.

К концу ХХ века скорость экономического развития ЕС возросла так, что в Докладе о торговле и развитии за 2000 G. Генеральный Секретарь ЮНКТАД заявил о способности занятия Европейским Союзом в скором времени места США как мотора глобального роста. Таковой вывод был изготовлен исходя из того, что после кризисов конца 80-х годов, и следующей рецессии в 1999 G. темпы экономического роста в ЕС хотя и были ниже темпов 1998 G., но оказались выше, чем в США и Стране восходящего солнца.

В следующие годы ускоренный экономический рост в ЕС, в особенности в Европейском Экономическом и Денежном Союзе, сохранился (cm. Tabelle. 2).

 

Tabelle 2
Главные характеристики экономического развития
промышленно продвинутых стран в 1999 – 2001 gg. (прирост, %)

 

Страны

 

Реальный ВВП

Индекс промышленного производства

Индекс потребительских цен

Уровень безработицы*

1999

2000

2001

1999

2000

2001

1999

2000

2001

1999

2000

2001

Die USA

4,2

5,0

2,5

4,1

5,6

-0,3

2,2

3,4

3,4

4,2

4,0

4,4

Japan

0,8

1,6**

-0,1

1,0

5,3

-1,7

-0,3

-0,7

-0,3

4,7

4,7

4,8

England

2,3

3,0

2,7

0,5

1,4

-0,2

1,6

2,9

2,2

4,3

3,8

3,3

ЕЭВС

2,5

3,5**

2,6

1,8

5,4

2,7

1,1

2,3

2,8

10,0

9,1

8,4

Hinweis:
В процентах от численности экономически активного населения. Данные об уровне безработицы в Англии рассчитаны по методологии, применяемой английской статистикой.

** В согласовании с принципами статистики ЕС Европейский Экономический и Денежный Альянс рассматривается как единое целое независимо от его состава. Соответственно данные за 1999 und 2000 gg. приводятся по ЕЭВС в составе 11 стран, тогда как данные за 2001 G. – по ЕЭВС в составе 12 стран, включая Грецию, вступившую в этот альянс с 1 Januar 2001 Jahres.
Источник: International Financial Statistics, January, 2001; World Economic Outlook, May, 2001.

Анализ приведенных данных свидетельствует, что в странах ЕЭВС инфляция была ниже, чем в США, хотя и превосходила мотивированные ориентиры, установленные Европейским центральным банком (ЕЦБ). Увеличение темпов роста, малый уровень инфляции определили понижение уровня безработицы (в ЕЭВС они снизились на 1,6%, в Англии – на 1,0%).

Ускорение темпов роста экономики ЕС не в последнюю очередь связано с переходом европейской интеграции в новое качество: трансформацией ЕС в единое экономическое место (ЕЭП), в рамках которого сотворен единый рынок продуктов, капитала, рабочей силы, либерализован рынок услуг. ЕС очень приблизился к политическому союзу. Это затронуло все сферы воспроизводственной экономической системы: ее базу – создание и рынок, корпоративные структуры (dann, что принято именовать монополиями), правительство, межгосударственные дела. Общим итогом явилась растущая финансовая взаимозависимость государств, зависимость от складывающейся в каждой из их хозяйственной конъюнктуры и проводимой Обществом экономической политики, направленной на обеспечение реальной свободы предпринимательства. Это в свою очередь содействует экономическому росту общества в целом и отдельных странах.

Развитие «свобод» в ЕЭС-ЕС прошло ряд шагов, в определенной степени соответственных развитию самой интеграционной группировки.
I шаг (1958-1968 gg.) – формирование таможенного союза и либерализация, приемущественно, перемещения продуктов в его рамках.

Центральным событием II шага (1969-1992 gg.) стал Единый европейский акт (ЕЕА), признавший наличие в ЕЭС общего рынка и поставивший задачку перехода к одному внутреннему рынку, также создание в рамках ЕС одного правового пространства и единой экономической сферы для хозяйственной деятельности юридических и физических лиц. Сразу создавалась правовая база для распространения интеграции на новые сферы: науку, технику, денежные дела, охрану среды, внешнюю политику. К концу периода единый внутренний рынок ЕС был сотворен.

На III шаге (1992-2000 gg.) в согласовании с решениями Маастрихтского контракта о Европейском союзе была поставлена задачка сотворения ЕЭВС с единой европейской валютой – евро, которая вправду превращает Общество в реальный единый рынок, так как снимает внутренние различия в организации кредита, расчетов, курсовой политики, а означает и в ценах, налогах, политике и денежных рынках. Конкретно за этот период была подведена окончательная база под сложившиеся в ЕС единые рынки продуктов и причин производства.

По мере строительства одного рынка и ЕЭВС были сделаны правовые инструменты, обеспечивающие механизм формирования и деяния на едином экономическом пространстве всех экономических свобод. Они могут быть объединены в четыре группы, любая из которых отличается от предшествующей степенью директивности и соответственно степенью свободы государственных правительств в следовании им.

  1. Регламенты, представляющие из себя законы, неотклонимые к применению в государствах-членах.
  2. Директивы, адресуемые государствам-членам, неотклонимые для выполнения, но любая из государств имеет право свободы выбора форм и способов для их выполнения.
  3. Решения неотклонимого нрава, предписывающие совершение определенных действий государству-члену ЕС, юридическому либо физическому лицу в области конкурентноспособной политики.
  4. Советы и заключения, не имеющие неотклонимой силы.

Сразу эволюционировал и организационный механизм развития «свобод». Схематично он смотрится последующим образом. Главные направления политики стран-членов и Союза определяются для каждого из рынков (Produkte, услуг, капитала, Arbeit) в виде совместных решений Совета Министров стран-членов, который также смотрит за ходом экономического развития отдельных государств и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой-нибудь из государств главным фронтам ЕС либо в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию общества, Совет Министров воспринимает нужные меры, предусмотренные в регламентациях для устранения несоответствий через надлежащие общеевропейские органы регулирования и сначала Комиссию евро общества (КЕС), которая после Маастрихтского саммита была переименована в Европейскую комиссию (ЕК).

Концентрация деятельности КЕС-ЕК в экономической сфере с самого начала была продиктована желанием оказаться полезной всем членам объединения без какой-нибудь идейной и политической конфронтации.

An 1982 G. КЕС представила восемьдесят предложений, направленных на улучшение внутриевропейских процессов, в особенности в области торговли и индустрии. Zuerst 1983 G. КЕС представила свои предложения по механизму грядущего финансирования Сообществ в виде «Зеленой книги»; in 1984 G. была принята программка «Эсприт» – Европейская стратегическая программка исследования и развития в области информационных технологий.
Огромное значение в разработке и реализации устройств «свобод» имеет решение процедурных вопросов, zum Beispiel, сужение практики консенсуса, отмена права «вето»; расширение компетенции Европарламента в рамках ратификации тех договоров и соглашений, которые требуют парламентского утверждения. Огромное внимание уделялось процедурам разработки сложных процедур по обоюдному признанию и уточнению тыщ технических эталонов, согласованию законодательства, общих подходов по защите потребителя, созданию схожих критерий для вложения инвестиций, в области налогообложения; свободного передвижения рабочей силы, оплаты труда, критерий найма и т.п.

В процессе правовой организационной и процедурной эволюции устройств реализации «свобод» в ЕС процесс принятия решений все более переносится на надгосударственный уровень. Но решающие нюансы экономического и политического суверенитета остаются в компетенции государственных стран. Исключение составляет внешнеторговая политика, стопроцентно перешедшая в ведение ЕК.