Брьеры в процессе общения | Мотивы поведения человека

Общение – преднамеренное воздействие и воздействие на поведение, состояние, установки напарника. При общении происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, нрава, ума.

Под барьерами общения предполагают те бессчетные причины, которые служат предпосылкой конфликтов либо содействуют им. Ведь у партнеров по общению нередко различные, а часто и обратные желания, рвения, установки, нравы, манеры общения, различное самочувствие.

Чтоб удачно преодолевать такие психические барьеры, следует вооружиться простыми познаниями о сути потребностей, нравов, установок. Чтобы разобраться, в чем все-таки причина межличностных столкновений, придется коснуться такового сложного психического понятия, как потребность. Дело в том, что за хоть каким поступком человека всегда кроются определенные цели, желания, а за конфликтом – столкновение несопоставимых желаний партнеров по общению, когда ублажение стремлений одной стороны угрожает ущемлением интересов другой. Подчеркнем, если препятствия к ублажению различных желаний – истоки, первопричина конфликтов, то “тяжкий нрав”, нехорошее самочувствие, настроение, неведение психологии человека и недостатки техники общения – их предрасполагающие и провоцирующие причины, катализаторы. Конкретно они определяют, как скоро конфликт грянет и как он будет долгим и резким по форме. Под потребностями предполагают рвение к тем условиям, без которых нереально поддерживать свое обычное физическое и психическое состояние. Потребность - осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности – это желания. Их человек может сконструировать, для реализации их он намечает план действий. Чем посильнее желание, тем энергичнее рвение преодолеть преграды на его пути. Давайте задумаемся, как много желаний переполняет каждого из нас! И они все толкают нас на те либо другие деяния либо поступки. Препятствия на пути их ублажения становятся предпосылкой межличностных столкновений, в особенности, если сталкиваются принципиальные потребности и желания.

Выделяют классификацию потребностей

1) первичные витальные (прирожденные, био) потребности: в еде, воде, сне-отдыхе, потребность в самозащите, родительские потребности, сексапильные потребности. Эти естественные потребности имеют общественно-личный нрав, что находит свое выражение в том, что даже для ублажения узколичных потребностей (в еде) употребляются результаты публичного труда и используются исторически сложившиеся в данной публичной среде методы и приемы, т.е. все потребности социальны по методу ублажения;

2) культурные, обретенные потребности имеют публичный нрав по природе собственного происхождения, они формируются под воздействием воспитания в обществе. Посреди культурных потребностей выделяют вещественные и духовные потребности. К духовным относят потребность в разговоре, потребности в чувственном тепле, почтении, познавательные потребности, потребности в деятельности, эстетические потребности, потребность понять смысл собственной жизни. Даже не обнаружив ответа на этот вопрос, мы собственной деятельностью доказываем, что имеем определенные цели, которым отдаем свою энергию, познание, здоровье. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет, не удовлетворен судьбой. Но недостаточно осознать предпосылки неудовлетворения желаний. Принципиально понять, адекватные ли деяния решал человек, чтоб достигнуть собственного. В большинстве случаев разочарование познает тех, кто ставит впереди себя мистические, недосягаемые по беспристрастным и личным причинам задачки.

Утрата энтузиазма к работе, а тем паче изначальное его отсутствие – один из причин, приводящих человека к стрессовости и конфликтам. Попытайтесь спросить кого-то, как он относится к собственной работе. Ответы могут быть различные: “очень люблю”, ” в целом нравится, но не все в ней устраивает”, “она мне безразлична”, “вытерпеть не могу при первой же способности уйду”. И если спросить, утомляется ли он на работе и как стремительно восстанавливаются его силы, то вы удостоверьтесь, что, при одних и тех же издержек энергии, степень утомляемости находится в зависимости от чувственного дела к работе. Чем увлекательнее работа, тем меньше вялость, раздраженность, тем резвее восстанавливаются силы и душевное спокойствие. Безразличное, а тем паче отрицательное отношение к работе вызывает у человека негативные эмоции, даже вспышки злости, и, придя домой, он не может расслабиться, позабыть проблемы, в итоге вялость сохраняется до утра, а там опять на работу. Причина стрессовости и конфликтности такового человека в том, что не удовлетворяются его потребности в увлекательной работе.

За хоть какими поступками, конфликтами всегда кроются определенные предпосылки. Осознать их – означает осознать человека.

Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить впереди себя, руководствуясь различными мотивами. Цель указывает, к чему стремится человек, а мотив – почему он к этому стремится.

Мотив имеет сложную внутреннюю структуру

1) с появлением потребности, нужды в чем либо, сопровождаемой чувственным беспокойством, неудовольствием начинается мотив;

2) понимание мотива ступенчато: сначала осознается, в чем причина чувственного неудовольствия, что нужно человеку для существования на этот момент, потом осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позднее осознается, каким образом, при помощи каких действий может быть достигнуть хотимого; и

3) реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не полностью соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т.е. человек не знает подлинной предпосылки собственного поведения. К неосознанным мотивам относят: желание, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

Желание – недостаточно ясно осознанная потребность, когда человеку не ясно, что тянет его, каковы его цели, что он желает. Желание – это шаг формирования мотивов поведения человека. Неосознанность влечений преходящая, т.е. потребность, в их представленная, или потухает, или осознается.

Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными долгое время, но они носят искусственный нрав, сформированы “снаружи”. А установки и фрустрации появляются естественным методом, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека в почти всех ситуациях.

“Человек – сумма собственного прошедшего опыта”, – гласил У. Фолкнер. Вправду, прошедший опыт неприметно, неосознанно подготавливает человека реагировать конкретно так, а не по другому. К примеру, Шура Балаганов – узнаваемый персонаж из книжки “Золотой теленок” Ильфа и Петрова – даже став владельцем 50 тыщ рублей, не сумел удержаться, чтоб не украсть в трамвае грошовую дамскую сумочку, в какой был 1 р. 70 к. “Что же все-таки это такое? Ведь я механично”, – шептал он ошеломленно, когда его окружили негодующие пассажиры.

В этом примере идет речь о действиях, обусловленных установкой, т.е. сформировавшейся в человеке неосознанной готовностью к определенному поведению, готовностью положительно либо негативно реагировать на те либо другие действия, факты. Установка проявляется обычными суждениями, представлениями, поступками. В один прекрасный момент выработанная, она остается на более либо наименее долгое время. Установки как неосознанная готовность принимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заблаговременно сформировавшимся образом, без полного беспристрастного анализа определенной ситуации, формируются как на базе личного прошедшего опыта человека, так и под воздействием других людей. К примеру, в опыте двум группам проявили фотографию юного человека, одну группу предупредили, что они увидят портрет героя, а другой группе произнесли, что на ней изображен правонарушитель. Оказалось, что люди полностью находятся во власти установки: – “Этот зверюга осознать что-то желает. Стандартный бандитский подбородок, мешки под очами, очень злой взор. Неряшливо одетый, непричесанный, опустившийся человек”.

Совершенно по-другому узрели то же лицо испытуемые, которые считали, что перед ними изображение героя: – “Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взор очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит. Видимо это герой некий схватки, хотя у него и не военная форма…” Таким макаром, наше восприятие другого человека находится в зависимости от установки.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо подабающим образом, другими словами, к формированию установок, нужных для человека и для общества. Уже в ранешном детстве предки сознательно и безотчетно сформировывают эталоны поведения, установки и к тому возрасту, когда мы начинаем себя обдумывать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся эмоций, воззрений, взглядов, установок, которые оказывают воздействие и на усвоение новейшей инфы, и на отношение к окружающему.

Установки могут быть отрицательными и положительными зависимо от того, негативно либо положительно готовы мы отнестись к тому либо иному человеку, явлению. Такие отрицательные тенденциозные закрепившиеся взоры (“все люди – эгоисты, все учителя – формалисты, все торговые работники – нечестные люди”) могут упрямо сопротивляться беспристрастному осознанию поступков реальных людей. Восприятие 1-го и такого же явления разными людьми может быть различным. Это находится в зависимости от их личных установок. Потому нет ничего необычного в том, что не всякая фраза понимается идиентично. В беседе отрицательная установка может быть ориентирована на: 1) личность самого собеседника (если б то же самое гласил кто-то другой, это бы воспринималось совершенно по другому), 2) на сущность беседы (“не могу в это поверить”, “так гласить неприемлимо”), 3) на происшествия разговора (“на данный момент не время и тут не место для схожих дискуссий”). Если вы считаете, что то либо другое ваше предложение может быть незаслуженно отвергнуто партнером по общению, постарайтесь сформировать у него положительную установку до того, как он выскажет свое мировоззрение. Для этого должны быть подготовлены и представлены убедительные факты, обоснования в пользу вашего предложения.

Фрустрационные состояния, возникающие в результате фрустраций могут вызывать значительные конфигурации в мотивации человека, побуждая его быть агрессивно-завистливым обвинителем всех и каждого (не осознавая этого и не понимая, почему он так реагирует), или побуждая человека ощущать себя во всем виновным, бесполезным, излишним, плохим (“регрессивная фрустрация, самообвинение). Фрустрированность человека, степень выраженности его фрустрационного состояния выступает как мощный неосознанный фактор, побуждающий человека к определенным устойчивым формам реагирования в разнообразных ситуациях. Фрустрированность может возрастать, если человек сталкивается с ситуациями, в каких появляются неодолимые препятствия к достижению цели: 1) нехватка внешних средств либо внутренних возможностей для заслуги цели; 2) утраты и лишения, которые поправить нереально (к примеру, сгорел дом, погиб возлюбленный человек); 3) конфликты (наружные конфликты с какими-то людьми, которые не дают способности человеку достигнуть хотимой цели, или внутренние конфликты самого человека меж различными желаниями, эмоциями, моральными убеждениями не позволяют ему принять решение и достигнуть цели). Фрустрированность увеличивается, скапливается, если человек не стремится завладеть способами самоуправления, саморегуляции, приемами восстановления змоционального равновесия.