Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм обусловил вид американской психологии ХХ века. Его основоположник, Джон Уотсон (1878 — 1958) определил кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и заглавие — от британского behavior — поведение (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Анализ поведения должен носить строго беспристрастный нрав и ограничиваться снаружи наблюдаемыми реакциями. Все, что происходит снутри человека, изучить нереально, т.е. человек выступает как «темный ящик». Беспристрастно изучить, регистрировать можно только реакции, наружные деяния человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обуславливают. И задача психологии состоит в том, чтоб по реакции определять возможный стимул, а по стимулу предвещать определенную реакцию.

И личность человека, исходя из убеждений бихевиоризма, есть не что другое, как совокупа поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула «стимул — реакция» S->R являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь меж S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, вещественное вознаграждение и т.п.) или отрицательным (боль, наказание и т.п.). Поведение человека вытекает в большинстве случаев из ожидания положительного подкрепления, но время от времени преобладает желание сначала избежать отрицательного подкрепления.

Таким макаром, с позиции бихевиоризма личность — все то, чем обладает индивидум, и его способности в отношении реакций (способности, социально регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтоб создавать новые способности + способность удержания, сохранения способностей) для приспособления к среде, т.е. личность — организованная и относительно устойчивая система способностей.

Человек в концепции бихевиоризма понимается сначала как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те либо другие реакции, деяния, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления можно программировать человека на требуемое поведение.

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948 г.) подверг сомнению схему S->R как cлишком облегченную и ввел меж этими членами важную переменную I — психологические процессы данного индивидума, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошедшего опыта и природы стимула, S->I->R.

Позже один из последователей Уотсона, Скиннер, развивая концепцию бихевиоризма, обосновал, что хоть какое поведение определяется своими последствиями, определил принцип оперантного обуслуживания — «поведение живых организмов стопроцентно определяется последствиями, к которым оно приводит. Зависимо от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными либо противными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения либо же избегать его повторения в предстоящем». Таким макаром, выходит, что человек вполне находится в зависимости от собственной среды, и всякая свобода деяния, которой, как ему кажется, он может воспользоваться, — незапятнанная иллюзия.

В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новеньком освещении — в теории общественного научения. По воззрению Бандуры (1965 г.) основная причина, сделавшая нас какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, как благоприятны могут быть результаты такового подражания для нас. Таким макаром, на человека оказывают влияние не только наружные условия: он также повсевременно должен предугадать последствия собственного поведения методом его самостоятельной оценки.

Согласно теории общественного научения Д. Роттера, соц поведение можно обрисовать при помощи последующих понятий: 1) поведенческий потенциал — каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни; 2) на поведение человека оказывает влияние личная возможность, с какой, по воззрению человека, определенное подкрепление будет после определенного поведения в определенной ситуации; 3) на поведение человека оказывает влияние нрав подкрепления, его ценность для человека (кто-то более ценит похвалу, кто-то — средства, либо более чувствителен к наказанию); 4) на поведение человека оказывает влияние его «локус» контроля: ощущает ли он себя «пешкой» или считает, что достижение его целей находится в зависимости от собственных усилий.

Поведенческий потенциал, по воззрению Роттера, включает 5 главных блоков поведенческих реакций: 1) поведенческие реакции, направленные на достижение фуррора; 2) поведенческие реакции приспособления, адаптации; 3) защитные поведенческие реакции(это такие реакции, как отрицание, угнетение желаний, обесценивание и т.п.); 4) техники избегания — уход, бегство, отдых и т.п.; 5) брутальные поведенческие реакции — и настоящая физическая злость, и символические формы злости: издевка, направленная против интересов другого человека.

Согласно концепции южноамериканского психолога Макгвайра, систематизация поведения и поступков человека должна проводиться зависимо от целей, потребностей, ситуаций. Потребность — это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо. Цель указывает, к чему человек стремится, какой итог желает получить. Одна и та же цель может быть поставлена, исходя из различных потребностей (к примеру, три ученика поставили цель обучаться на 5, но один — из потребности в новых познаниях, другой — из честолюбивых потребностей устроить карьеру, 3-ий — из-за вещественной потребности: отец пообещал ему в случае хорошей учебы приобрести байк).

Исходя из такового подхода можно выделить 16 типов поведения. 1. Перцептивное поведение — рвение справиться с информационной перегрузкой за счет категоризации, в итоге которой обилие инфы классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному осознанию оцениваемого, так и к потере важной инфы. 2. Защитное поведение — любые реальные либо воображаемые деяния психической защиты, которые позволяют сохранить положительное мировоззрение человека о самом для себя. Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех заморочек, которые пока он не может решить. Но если время течет, а человек делему не решает, то этот защитный механизм может являться препятствием личного роста — реальную свою делему человек прячет, подменяя ее новыми «псевдопроблемами». Фрейд выделял 7 защитных устройств: 1) угнетение желаний — удаление желаний из сознания, т.к. его «нельзя» удовлетворить; угнетение не бывает окончательным, оно нередко является источником телесных болезней психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные заболевания, гипертония и т. п.); 2) отрицание — уход в фантазию, отрицание какого-нибудь действия как «неправды»; 3) рационализация — построение применимых моральных, логичных обоснований, аргументов для разъяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, желаний; 4) инверсия — замена деяния, мысли, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально обратное поведение, мысли (ребенок желает получить любовь к для себя мамы, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо обратное желание досадить, привести в ярость мама); 5) проекция — приписывание другому человеку собственных собственных свойств, мыслей — «отдаление опасности от себя»; 6) изоляция — отделение угрожающей части ситуации от остальной психологической сферы, что может приводить к раздвоенности личности, к неполному «Я»; 7) регрессия — возвращение на более ранешний, простой метод реагирования, устойчивые регрессии появляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления малыша, не признает логику. Проявление защитных устройств временами присуще каждому человеку, но богатство устойчивых защитных устройств, устойчивая изоляция от действительности более типичны для невротичных личностей. 3. Индуктивное поведение — восприятие и оценка людьми самих себя на базе интерпретации значения собственных действий. 4. Привычное поведение — ублажение от положительного подкрепления делает огромную возможность проигрывания знакомых вариантов поведения в соответственных ситуациях. 5. Утилитарное поведение — рвение человека решить практическую делему с наибольшим достижением фуррора. 6. Ролевое поведение в согласовании с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям. 7. Сценарное поведение — человек является исполнителем огромного количества правил допустимого «солидного» поведения, соответственного его статусу в данной культуре, обществе. 8. Моделирующее поведение — варианты поведения людей в малых и огромных группах (подражание, внушение), но тяжело контролируемое как самим человеком, так и другими людьми. 9. Уравновешивающее поведение — когда человек имеет сразу противоречащие друг дружке представления, оценки и пробует их «примирить», согласовать за счет конфигурации собственных оценок, притязаний, мемуаров. 10. Освобождающее поведение — человек стремится «обезопасить себя» от реальных либо кажущихся «негативных критерий существования» (избегать вероятных неудач, отказ от среднепривлекательных целей, уступчивость). 11. Атрибутивное поведение — активное устранение противоречий меж реальным поведением и личной системой воззрений, устранение диссонанса меж желаниями и реальными действиями, приведение их к обоюдному соответствию. 12. Экспрессивное поведение — в тех сферах, где человек достигнул высочайшего уровня мастерства и ублажения, при сохранении размеренно высочайшей самооценки, неизменное проигрывание которой является главным регулятором ежедневного общественного поведения. 13. Автономное поведение — когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такового выбора) делает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути заслуги цели (представление о для себя как об активном «деятеле», а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли). 14. Утверждающее поведение — переживание собственных действий как свершение собственных планов при наивысшем использовании внутренних критерий. 15. Исследовательское поведение — рвение к новизне физического и общественного окружения, готовность «вытерпеть» информационную неопределенность, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки. 16. Эмпатическое поведение — учет, большой охват чувственной инфы, лежащей в базе межличностного взаимодействия людей, возможности осознавать эмоциональное и духовное состояние другого человека. Психоаналитические теории, опирающиеся на фрейдизм, обрисовывают и предсказывают поведение человека, относящееся к категориям 2,6,10. Бихевиористские теории обрисовывают категории поведения 2,4,10,12. Когнитивные теории — категории 1,3,9,11. Гуманистические теории предсказывают поведение 7,13,14. Все теории правы в границах их применимости.