Суд присяжных и общие условия судебного разбирательства

Трибунал присяжных формируется и работает на принципно других основаниях в сопоставлении с трибуналом шеффенов (трибуналом с народными заседателями) либо с трибуналом, состоящим из проф арбитров. Последние представляют собой единую коллегию, разрешающую все вопросы обычным большинством голосов. Трибунал присяжных состоит из 2-ух коллегий. Первую коллегию составляют двенадцать присяжных заседателей, которые решают так именуемые вопросы факта. Вторую коллегию составляет обычно единоличный судья-профессионал, который разрешает вопросы права, обусловленные вердиктом присяжных заседателей.

Создание в суде присяжных — особенная уголовно-процессуальная форма судебного разбирательства, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли суда присяжных по установлению наличия либо отсутствия фактических и юридических оснований для разрешения вопросов факта и права по делам о грехах, отличающихся большой публичной угрозой.

Общие условия судебного разбирательства в суде присяжных — правовые положения, характеризующие природу, суть и содержание деятельности суда присяжных.

وتشمل هذه:

1. связь правил рассмотрения дела в суде присяжных и общих правил уголовного судопроизводства.
Согласно ст. 420 УПК рассмотрение дела с ролью коллегии присяжных заседателей в судах осуществляется в согласовании с правилами, предусмотренными разделом Х УПК и общими правилами уголовного судопроизводства в Рф, которые не противоречат положениям обозначенного раздела;

2. соблюдение правил подсудности дел суду присяжных (St. 421 УПК).
Трибунал присяжных рассматривает дела о грехах, перечисленных в ст. 36 УПК, другими словами уголовные дела, подсудные суду областного звена.
Трибунал присяжных в краевом, областном, городском суде действует в составе судьи и 12-ти присяжных заседателей;

3. непременное наличие ходатайства обвиняемого о рассмотрении его дела трибуналом присяжных (St. 423 УПК).
Воплощение уголовного судопроизводства в согласовании с правилами, предусмотренными разделом Х УПК, делается не по другому как по ходатайству обвиняемого о рассмотрении его дела трибуналом присяжных.

Если лицо инкриминируется в совершении нескольких злодеяний, то обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела трибуналом присяжных, если это может быть хотя бы по одному из злодеяний данной совокупы (St. 422 УПК).

Обвиняемый имеет право заявлять обозначенное ходатайство при объявлении ему об окончании подготовительного следствия и предоставлении для ознакомления всех материалов дела.

В предстоящем ходатайство обвиняемого о рассмотрении его дела трибуналом присяжных не принимается. Отказ обвиняемого от обозначенного ходатайства не принимается, если оно было доказано в процессе подготовительного слушания.

Если по делу инкриминируется несколько лиц, рассмотрение его в суде присяжных делается только при ходатайстве об этом каждого из обвиняемых или отсутствии возражений других обвиняемых по заявленному ходатайству. При наличии такового возражения против рассмотрения дела трибуналом присяжных следователь, прокурор должны решить вопрос о выделении дела, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности его исследования и разрешения.

Обвиняемый, не заявлявший ходатайства о рассмотрении дела трибуналом присяжных, должен быть вовремя уведомлен о заявлении такового ходатайства другим обвиняемым. При всем этом ему разъясняется право заявить возражение против рассмотрения дела в суде присяжных.
Обвиняемый, не заявлявший ходатайства о рассмотрении дела трибуналом присяжных, пользуется всеми правами, предоставленными реальным разделом обвиняемому, заявившему обозначенное ходатайство, включая право участвовать в подготовительном слушании (St. 425 УПК).

Студентам необходимо иметь в виду, ما, если о рассмотрении дела трибуналом присяжных ходатайствует лицо, обвиняемое в особо тяжком злодеянии против жизни, за которое предвидено наказание в виде смертной экзекуции, такое дело в согласовании с положением ч. 1 St. 15 и ч. 2 St. 20 Конституции РФ подлежит рассмотрению по правилам раздела десятого УПК независимо от возражения других обвиняемых против такового порядка;*

* Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 كانون الأول / ديسمبر 1994 ز. «О неких вопросах внедрения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих создание в суде присяжных»//Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Русской Федерации (اتحاد الجمهوريات الاشتراكية السوفياتية, РСФСР) по уголовным делам. م., 2000. С.458.

 

4. обязательность роли заступника и муниципального обвинителя в рассмотрении дела трибуналом присяжных.

Наряду со вариантами, предусмотренными ст. 49 УПК, роль заступника непременно по всем делам, которые могут быть рассмотрены трибуналом присяжных, при объявлении обвиняемому об окончании подготовительного следствия и предоставлении ему для ознакомления всех материалов дела, на подготовительном слушании дела арбитром, при разбирательстве дела трибуналом присяжных.

Следователь, прокурор, арбитр и трибунал должны обеспечить роль заступника в деле, если заступник не был приглашен самим обвиняемым либо другими лицами по его поручению (St. 426 УПК).

По смыслу ст. 426 УПК отказ от заступника в хоть какой стадии производства по делам, рассматриваемым трибуналом присяжных, не обязателен для следователя, прокурора, судьи.

По делам, рассматриваемым трибуналом присяжных, непременно роль в судебном разбирательстве прокурора в качестве муниципального обвинителя. Роль муниципального обвинителя также непременно и на подготовительном слушании арбитром дела, подсудного суду присяжных (St. 428 УПК);

 

5. рассмотрение дела на началах состязательности (St. 429 УПК).

Предварительное слушание и создание в суде присяжных основываются на принципе состязательности. При этом обеспечивается равенство прав сторон, которым трибунал, сохраняя объективность и беспристрастие, делает нужные условия для всестороннего и полного исследования событий дела.

Дело может быть ориентировано для производства дополнительного расследования трибуналом присяжных только по ходатайству прокурора, потерпевшего, подсудимого, его заступника в случае, когда в процессе судебного разбирательства были выявлены новые, имеющие существенное значение для дела происшествия, исследование которых в судебном заседании нереально без проведения дополнительного расследования.

При наличии такового ходатайства арбитр не вправе указывать в постановлении другие, не считая содержащихся в ходатайстве, основания направления дела на доследование и происшествия, подлежащие дополнительному выяснению;*

* Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 كانون الأول / ديسمبر 1994 ز. «О неких вопросах внедрения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих создание в суде присяжных»//Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Русской Федерации (اتحاد الجمهوريات الاشتراكية السوفياتية, РСФСР) по уголовным делам. م., 2000. مع. 459.

 

6. обязательность прекращения дела в связи с отказом прокурора от обвинения (St. 430 УПК).

Отказ от обвинения может быть заявлен прокурором на любом шаге подготовительного слушания либо разбирательства дела трибуналом присяжных.
В случае полного либо частичного отказа прокурора от обвинения на подготовительном слушании арбитр прекращает дело стопроцентно либо в соответственной части.

Отказ прокурора от обвинения в стадии судебного разбирательства при отсутствии возражений потерпевшего тянет прекращение дела стопроцентно либо в соответственной части за недоказанностью роли обвиняемого в совершении злодеяния или, если это деяние не содержит состава злодеяния, за отсутствием в деянии состава злодеяния.

При отказе прокурора от обвинения и наличии возражений со стороны потерпевшего разбирательство должно быть продолжено в объеме только тех эпизодов предъявленного подсудимому обвинения, по которым гражданин, пострадавший от злодеяния, признан потерпевшим.*

* Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 كانون الأول / ديسمبر 1994 ز. «О неких вопросах внедрения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих создание в суде присяжных»//Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Русской Федерации (اتحاد الجمهوريات الاشتراكية السوفياتية, РСФСР) по уголовным делам. م., 2000. مع. 460.

Муниципальный обвинитель может на любом шаге разбирательства дела трибуналом присяжных, прямо до удаления присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта, поменять обвинение в сторону смягчения методом:

  1. исключения из юридической квалификации деяния признаков злодеяния, отягчающих ответственность;
  2. исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму УК, если деяния подсудимого стопроцентно охватываются другой нормой УК, нарушение которой также вменялось в обвинительном заключении;
  3. переквалификации деяния по норме УК, предусматривающей более мягкое наказание.

Муниципальный обвинитель, изменяя обвинение в сторону смягчения на подготовительном слушании, должен представить суду новое обвинительное заключение, утвержденное прокурором в границах его компетенции.

Прекращение дела ввиду отказа муниципального обвинителя от обвинения, равно как и изменение им обвинения, не препятствует следующему предъявлению и рассмотрению штатского иска в порядке штатского судопроизводства.