Система ГО организуется на всех объектах экономики. В мирное время ГО своими элементами управления, специально уполномоченными на решение задач в области ГО (они же — органы ежедневного управления РСЧС), сетью наблюдения и лабораторного контроля, отдельными службами и формированиями участвует в решении ряда задач РСЧС.
К объектам экономики относятся производственные, сельскохозяйственные предприятия, учебные заведения и другие организации независимо от форм принадлежности. На объекте организуется комиссия по чрезвычайным ситуациям (ОКЧС).
Начальником ГО — председателем КЧС объекта — является его управляющий (директор, управляющий, ректор и т. д.). Он несет ответственность за компанию работ по выявлению возможных угроз, прогнозирование и предотвращение ЧС на предприятии, а также за постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ. Он подчиняется в оперативном отношении председателю городского (районного) КЧС.
Состав объектовой КЧС — председатель, три заместителя (главный инженер, зам. по производству и начальник штаба ГО).
Члены КЧС (руководители — начальники служб):
- начальник службы оповещения и связи (нач. АТС);
- начальник службы охраны публичного порядка (зам. директора по режиму);
- начальник службы убежищ и укрытий (начальник ЖКО, ОКСа);
- начальник службы радиационно-химической защиты (начальник заводской лаборатории);
- начальник противопожарной службы (инспектор госпожнадзора);
- начальник аварийно-спасательной службы (главный механик);
- начальник мед службы (управляющий медпункта);
- начальник транспортной службы (начальник транспортного цеха);
- начальник МТО (зам. директора по МТО);
- начальник службы энергоснабжения и светомаскировки (главный энергетик);
- инженер по технике безопасности (начальник отдела охраны труда и среды);
- главный бухгалтер;
- председатель объектовой эвакокомиссии.
Объектовое звено системы предупреждения и ликвидации ЧС предназначено для предупреждения ЧС в мирное и военное время, а в случае их появления — для ликвидации последствий, обеспечения безопасности рабочих, служащих и населения, защиты среды и уменьшения вещественного вреда. Главные задачки объектовой КЧС:
- обеспечение неизменной готовности органов управления к действиям в ЧС;
- прогнозирование и оценка экономических и соц последствий ЧС;
- обеспечение защиты рабочих и служащих;
- обучение и подготовка руководящего состава, членов КЧС и людей;
- создание на объекте и внедрение чрезвычайных запасных фондов денежных и материально-технических ресурсов, нужных для проведения ликвидации последствий ЧС.
Структура объектового звена предупреждений и ликвидации ЧС:
- КЧС;
- дежурно-диспетчерская служба;
- рабочий орган КЧС (гл. инженер, штаб ГО, начальник отдела охраны труда, начальник медслужбы, бухгалтер, юрисконсульт и зам. по режиму);
- оперативная группа (главный инженер, нач. штаба ГО, начальник ППС, звено связи);
- штаб ГО.
Силы и средства, привлекаемые КЧС (объектовые формирования):
- два поста РХН;
- расчетно-аналитическая группа (РАГ);
- санитарно-промышленная лаборатория объекта;
- сводный спасательный отряд (команда).
Таким макаром, в современной вооруженной борьбе ГО приобретает несколько другой нрав и предназначение, чем до этого. Сохраняя оборонную функцию, она больше воспринимает социальную, гуманитарную направленность. По решаемым задачкам она сейчас стоит существенно поближе к деятельности МЧС Рф, чем к деятельности Министерства обороны РФ.
В критериях разгула терроризма, ведения необъявленных войн, нередких вооруженных конфликтов, а в процессе войн — нанесения ударов по потенциально небезопасным объектам, задачки, решаемые по защите населения и территорий в мирное и военное время, стали более тесновато сочетаться, что просит уже не роли, а настоящего функционирования ГО в мирное время.
Более реальный путь реформирования ГО — это создание на базе РСЧС и сейчас действующей ГО единой гос системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — Русской системы штатской защиты (РСГЗ).
Создание новейшей системы защиты позволит:
- отнести вопросы штатской защиты к совместному ведению Русской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, что позволит повысить ответственность субъектов РФ и органов местного самоуправления за защиту населения и территорий в военное время;
- сделать единое правовое, организационное и методическое поле по вопросам штатской защиты на мирное и военное время на всей местности страны;
- иметь одни и те же органы управления, системы связи, силы и средства, что обеспечит плавный переход системы с мирного на военное время и более доброкачественную преждевременную подготовку всей структуры государственного хозяйства к штатской защите в военное время;
- сосредоточить усилия федеральных и территориальных сил и средств РСЧС и ГО на решение задач как мирного, так и военного времени.