Reklama

Психика и ее развитие

Психология как наука изучает психику человека (особая ветвь психологии - зоопсихология изучает психику животных).

Психика - это отражение предметов и явлений беспристрастной реальности, представляющее собой функцию мозга.

Психическая наука изучит закономерности появления, развития и формирования психологических явлений

Известны три главные формы психологических явлений:
- психологические процессы (مشاعر, восприятие, الذاكرة, мышление и др.);
- психологические состояния (активность, бодрость, пассивность, вялость и др.);
- психологические характеристики личности (нрав, حرف, возможности и др.).

Все формы психологических явлений взаимосвязаны меж собой и перебегают одна в другую. على سبيل المثال, таковой достаточно непростой психологический процесс, как наблюдение, в зависимости от объекта и критерий наблюдения, может вызвать состояние вялости и пассивности либо возбуждения и активности. Если сотруднику по нраву его деятельности приходится систематически следить, то разные психологические состояния, связанные с процессом наблюдения, соединяются воединыжды в одно целое, обобщаются и становятся относительно устойчивым психологическим свойством его личности, которое именуется наблюдательностью. Это психическое свойство, بدوره, оказывает влияние на психологические состояния человека и при определенных критериях тормозит его чрезмерную возбуждаемость, мобилизует силы на преодоление вялости, растерянности, отвлекаемости и т. د. Воздействуя на психологические состояния, наблюдательность как свойство личности работника влияет на его психологические процессы. Она помогает мобилизовать внимание, активизировать память, организовать мыслительные операции и т. p.

Так же обстоит дело, على سبيل المثال, с процессом мышления, с состояниями, которые связаны с ним, и качествами, выступающими в виде глубокомыслия, сообразительности, осмотрительности и т. p. При активном выполнении сотрудником служебных обязательств мобилизуются и совершенствуются его психологические состояния, формируются такие личные психологические характеристики, как трудолюбие, исполнительность, старательность, добросовестность и т. p. وهذه, как и все другие характеристики личности, накладывают отпечаток на психологические состояния и процессы.

Во всех формах психологических явлений выступают в неразрывном единстве разум, чувства и воля человека совместно с его потребностями. على سبيل المثال, даже в таком относительно ординарном психологическом процессе, как чувство, могут иметь место понимание и оценка предмета, воздействующего на соответственный орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство людской психики в более сложных формах ее проявления.

Эта связь психологических явлений в той либо другой мере знакома каждому человеку, так как он встречается с разумом, эмоциями, нравом и другими психологическими особенностями людей, с которыми раз в день вступает в определенные актуальные дела. Каждый из нас может также дать для себя отчет в собственных личных психических особенностях (внимании, الذاكرة, возможностях, речи и т. D.).

Познания бывают стихийно обретенными и научными. Объем и качество обретенных познаний о психике, другими словами познаний эмпирических, ограничиваются личным опытом человека. Научные же познания обобщают закономерности психологической деятельности человека. Такие познания отличаются от эмпирических, так же как, على سبيل المثال, познание законов баллистики отличается от познания того, что брошенный камень непременно свалится на землю, а не устремится ввысь.

Для того чтоб управляющий мог удачно оказывать влияние на психику собственных служащих с целью ее развития, ему нужно опираться не только лишь на личный опыт, обретенный в процессе работы с людьми, да и на познание научных данных психологии.

Психика - общее понятие, обозначающее совокупа всех психологических явлений, изучаемых в психологии. Различают два главных философских подхода к осознанию природы и проявления психики: материалистическое و идеалистическое.

Согласно первому осознанию психологические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

В согласовании с идеалистическим осознанием психики в мире существует не одно, а два начала: вещественное и безупречное. Они независимы, вечны, не сводимы друг к другу и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они все же развиваются по своим законам. На всех ступенях собственного развития безупречное отождествляется с психологическим.

Согласно материалистическому осознанию психологические явления появились в итоге долговременной био эволюции живой материи и в текущее время представляют собой высший результат развития, достигнутый ею. Есть данные, свидетельствующие о том, что уже простым живым созданиям – одноклеточным – характерны близкие к психике явления, а конкретно: способность к реагированию на конфигурации внутренних состояний и внешнюю активность на на биологическом уровне важные раздражители, также память и способность к простому научению через пластичные, приспособительные конфигурации поведения.

В представлениях материалистов психологические явления появились намного позже того, как на Земле появилась жизнь. Сначала живое вещество обладало только био качествами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позже, уже на уровне более трудно организованных живых созданий, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.

1-ые признаки жизни на Земле появились 2-3 млрд годов назад, поначалу в виде равномерно усложняющихся хим, органических соединений, а потом и простых живых клеток. Они положили начало био эволюции, связанной со характерной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче обретенных, на генном уровне закрепленных параметров по наследию.

Позже, в процессе эволюционного самосовершенствования живых созданий в их организмах выделился особый орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. هذا - нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования (обособление от других тканей и органов, выделение и дифференциация ганглиозных структур, оформление мозга, возникновение и развитие коры мозга, поначалу старой, а потом старенькой и новейшей, усложнение связей меж центральной нервной системой и другими органами тела) шло развитие форм поведения (деятельности) и напластование (иерархизация) уровней психологической регуляции жизнедеятельности: مشاعر, восприятие, الذاكرة, представления, мышление, сознание, рефлексия.

Улучшение структуры и функций нервной системы послужило главным источником развития психики. Механизм данного процесса, على ما يبدو, тот же самый, при помощи которого описывается и представляется эволюция живых созданий: приобретение организмом новых параметров и органов в итоге конфигураций, происходящих в генотипе; приспособление к среде и выживание тех созданий, чьи органы (старенькые и вновь обретенные в итоге мутаций) оказались более полезными исходя из убеждений жизнеобеспечения, выживания и адаптации.

Принципиальным стимулом к развитию явилось усложнение самих критерий жизни, которое добивалось конфигурации строения организма, возникновения возможности отражать мир, лучше ориентироваться в нем. يمكنك أن تقول, ما первопричиной совершенствования психики явилась сама реальность: она востребовала, чтоб у живых созданий появилась непростая нервная система и высшие уровни психологического отражения. Такая общая точка зрения на происхождение и развитие психики, разделяемая материалистами.

Ученые, склонные к идеалистической философии, представляют дело по другому. Согласно их воззрению, психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. هذا, как и материя, существует вечно. Так же как в преобразовании с течением времени вещественного можно выделить низшие и высшие формы (поэтому такое преобразование именуется развитием), в эволюции безупречного (психологического) можно отметить свои простые и простые формы, найти собственные законы и движущие силы развития.

В материалистическом осознании психика вроде бы в один момент возникает на определенном шаге развития живой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения. Она сталкивается со многими трудноразрешимыми вопросами, когда дело доходит до разъяснения связей и зависимостей психологического от вещественного. هذا - психофизиологическая неувязка, сущность которой состоит в разъяснении зависимости друг от друга психологических и физиологических процессов. Это также определение анатомо-физиологического субстрата таких безупречных явлений, как личностный смысл и значение языковых форм, разум и сознание, воля и рефлексия и др.
Совместно с тем имеется огромное количество фактов, которые точно свидетельствуют о зависимости, имеющейся меж мозговыми и психическими процессами (подробнее речь об этом пойдет в последующей лекции), вещественными и безупречными состояниями. Это гласит о крепких связях меж безупречным и вещественным, и является сильным аргументом в пользу материализма, لكن, بالطبع, не есть подтверждение того, что развитие вещественного причинно обусловливает возникновение и формирование безупречного.

من ناحية أخرى, идеализм, утверждая независимость безупречного от вещественного, يبدو, обходит эти трудности, но также оказывается в тупике, когда нужно научно разъяснить факты, на которые
опирается материалистическая точка зрения. Сначала это относится к естественным показаниям, скопленным современной биологией, медициной, психологией и психофизиологией, о зависимости меж психологическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга.

Данная коллизия привела к тому, что ни одной из обсуждаемых философских позиций не удалось довольно внушительно одержать верх над другой. لكن, к счастью, психология как определенная наука, добывающая факты, строящая на их базе свои теории и объясняющая поведение человека, а не только лишь его психологические явления, полностью может существовать и развиваться далее, не дожидаясь окончательного решения обозначенной философской трудности.
Жива клеточка как 1-ая форма жизни появилась вследствиемутации”, произошедшей с психологической энергией, ее неожиданного, взрывоподобного перехода в новое, более совершенное состояние. Предстоящее развитие психологического происходило уже в связи с возникновением у животных нервной системы. В недрах ее равномерно скапливалась психологическая энергия, порождающая внутреннее напряжение, которое на уровне человека привело к появлению нового эволюционного скачка - мысли и сознания.

Нервная система состоит из клеток. Нервные клеточки кроме тела имеют отростки. Более недлинные и обычно ветвящиеся отростки нервной клеточки именуются дендритами. Один более длиннющий, который по собственному пути также может давать ответвления, именуется нейритом. Длина нейрита может достигать нескольких 10-ов см, в то время как тело клеточки имеет обычно величину 0,005-0,05 مم. Нервная клеточка с ее отростками представляет собой морфологическую единицу нервной системы, именуемую нейроном.

Различают периферическую и центральную нервные системы.

Периферическая нервная система - это нервные клеточки и нервные окончания, расположенные в органах эмоций, мышцах, железах и во внутренних органах. Нервишки представляют собой пучки невритов, заключенные в оболочки. По одним нервишкам возбуждение идет от периферии к центральной нервной системе. Это чувствительные нервные волокна и нервишки, именуемые центростремительными, إما афферентными (аффераре - по-латыни “يجلب”). По другим - центробежным, إما эфферентным (эффераре - по-латыниуносить”), нервишкам нервное возбуждение передается из центральной нервной системы на периферию: к мускулам (двигательные нервишки) и к железам (секреторные нервишки).

Центральная нервная система состоит из спинного, промежного и мозга, в каком различают сероватое вещество (скопление тел нервных клеток) и белоснежное вещество (нервные волокна, соединяющие одни клеточки и их группы с другими).

Спинной, промежный и головной мозг покрыт мозговыми оболочками и заключен в костные покровы - позвоночный столб и черепную коробку, также выстланные особенными оболочками и заполненные жидкостью, в какой мозг вроде бы плавает. Такая гидравлическая подушка защищает центральную нервную систему от ушибов.

Живой организм беспрерывно ведет взаимодействие с окружающей средой. Эволюция организма, начиная от простого живого существа типа вируса и кончая человеком - это и есть развитие форм такового взаимодействия. По мысли И. م. Сеченова, “организм без наружной среды, поддерживающей его существование, неосуществим; потому в научное определение организма должна заходить и среда, влияющая на него”.

Без осознания конфигураций среды и ее воздействия на организм нельзя осознать развитие психики человека ни в ее филогенезе (развитии в течение жизни многих поколений), другими словами развитие человека из животного мира, ни в ее онтогенезе (развитии индивида 1-го поколения), другими словами развитие личности человека.

Предстоящее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в главном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования мира вокруг нас, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека вместе с низшими уровнями организации психологических процессов, которые ему даны от природы, появляются и высшие.

Ускоренному психологическому развитию людей содействовали три главные заслуги населения земли: изобретение орудий труда, создание предметов вещественной и духовной культуры و появление языка и речи.

مع помощью орудий труда человек получил возможность повлиять на природу и поглубже ее узнавать. 1-ые такие орудия - топор, ножик, молоток - сразу служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал характеристики мира, не данные конкретно органам эмоций.

Улучшение орудий и выполняемых с помощью их трудовых операций вело, بدوره, к преобразованию и улучшению функций руки, по этому она перевоплотился со временем в самое тонкое и четкое из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки обучался узнавать реальность глаз человека, она же содействовала развитию мышления и создавала главные творения людского духа. С расширением познаний о мире росли способности человека, он приобретал способность быть независящим от природы и по разумению изменять свою свою природу (имеются в виду человеческое поведение и психика).

Создаваемые людьми многих поколений предметы вещественной и духовной культуры не пропадали безо всяких следов, а передавались и воспроизводились из поколения в поколение, совершенствуясь. Новенькому поколению людей не было необходимости изобретать их поновой, довольно было обучиться воспользоваться ими при помощи других людей, уже умеющих это делать.

Поменялся механизм передачи возможностей, познаний, умений и способностей по наследию. Сейчас не надо было поменять генетический аппарат, анатомию и физиологию организма для того, чтоб подняться на новейшую ступень психического и поведенческого развития. Довольно было, имея гибкий с рождения мозг, подходящий анатомо-физиологический аппарат, научиться по-человечески воспользоваться сделанными прошлыми поколениями предметами вещественной и духовной культуры. Человек вышел за границы собственной био ограниченности и открыл себе путь к фактически бескрайному совершенствованию.

Так равномерно ускоряясь, из века в век совершенствовались творческие возможности людей, расширялись и углублялись их познания о мире, все выше поднимая человека над всем остальным животным миром. С течением времени человек выдумал и усовершенствовал огромное количество вещей, не имеющих аналогов в природе. Они стали служить ему для ублажения собственных вещественных и духовных потребностей и сразу выступали в качестве источника для развития человечьих возможностей.

Но самым, пожалуй, значимым изобретением населения земли, оказавшим ни с чем же не сопоставимое воздействие на развитие людей, стали знаковые системы. Они дали толчок для развития арифметики, инженерии, العلم, искусства, других областей людской деятельности. Возникновение буквенной символики привело к способности записи, хранения и проигрывания инфы. Отпала необходимость держать ее в голове отдельного человека, пропала опасность невозвратной утраты из-за утраты памяти либо ухода хранителя инфы из жизни.

Знаковые системы, в особенности речь, с самого начала их использования людьми стали действующим средством воздействия человека на себя самого, управления своим восприятием, вниманием, памятью, другими познавательными процессами. Вместе с первой, данной человеку от природы, сигнальной системой (و. P. Павлов), которая представляла собой органы эмоций, человек получил вторую сигнальную систему, выраженную в слове. Владея известными людям значениями, слова стали оказывать на их психологию и поведение такое же воздействие, как и замещаемые ими предметы, а время от времени даже большее, если они обозначали явления и предметы, которые тяжело представить (абстрактные понятия). 2-ая сигнальная система стала массивным средством самоуправления и саморегуляции человека. Фактически все психологические процессы человека вследствие использования речи для управления ими вышли за границы собственной природной ограниченности, получили возможность предстоящего, потенциально бескрайнего совершенствования.

Психика, как ранее говорилось, представляет собой отражение беспристрастной реальности. Но это особенное отражение. Оно коренным образом отличается как от физического (зеркального, акустического, радиолокационного и др.), так и от био (к примеру раздражимости).
В итоге отражения у человека создается личный образ беспристрастной реальности, وبعبارة أخرى внутренний мир. Появляется и развивается психика в процессе практической деятельности человека под воздействием беспристрастно складывающихся отношений с миром вокруг нас. Таким макаром, психика как отражение беспристрастной реальности отличается от всех других форм отражения тем, что она появляется, осуществляется и совершенствуется в процессе практической деятельности человека и оказывает на нее оборотное организующее воздействие. Это выражается в том, что человек на базе личного опыта учитывает разные происшествия, планирует и проектирует свои дела с окружающей средой.
Последующее, чем характеризуется психика, в отличие от всех других форм отражения, هو, что она неотделима от человека и влияет на всю его жизнедеятельность. Ведь человеку далековато не индифферентно, что и как отражать. Отражая ту либо иную часть реальности, человек испытывает на для себя ее воздействие, так либо по другому к ней относится и зависимо от силы и содержания этого воздействия в организме происходят разные физиологические конфигурации. Человек может побагроветь либо побледнеть, дышать свободно либо с трудом и даже в особенно куцее время поседеть и т. p.

Психика, в отличие от всех других форм отражения, характеризуется к тому же тем, что она является занием не только лишь наружной стороны предметов и явлений беспристрастной реальности. Психика человека - это отражение причинно-следственных связей и отношений, другими словами закономерностей существования разных сторон и особенностей мира вокруг нас.

Благодаря этому человек узнает не только то, что беспристрастно существует. Он может отражать и то, что было и чего в истинное время уже нет. وعلاوة على ذلك, человек отражает и то, что будет, что наступит. Благодаря этому он ставит впереди себя определенные цели и в согласовании с ними планирует свои деяния на будущее, предугадает и вроде бы забегает вперед текущего времени.

Психика во всех ее формах как отражение человеком беспристрастной реальности по собственной сути - соц явление, و, в отличие от психики животных, представляет собой осознанное зание. الحقيقة, у человека есть много моментов познавательной деятельности, которые им не всегда и не при всех критериях стопроцентно осознаются. هذا, على سبيل المثال, смутные желания, имеющиеся, но не применяемые на этот момент способности и т. p. Но решающим в жизнедеятельности человека является сознание.

Психика как отражение появляется и развивается в процессе практической деятельности человека. Вне деятельности, вне актуально складывающихся публичных отношений нет человека и его психики.

Reklama