Reklama

Архитектура эпохи феодализма

Собор Святой Софии, Константинополь

Католикон, Величавая Лавра, Афон - броский пример крестово-купольного храма

 

В эру феодализма архитектура развивается на базе более дифференцированного разделения труда. Труд рабов сменяется деятельностью ремесленников - الخبراء. При феодализме область распространения монументальной архитектуры существенно расширяется, охватывая Европу, Азию, огромную часть Африки, часть Америки. Но неравномерность развития, воздействие местных критерий и традиций на архитектуру эры феодализма производили более существенное воздействие, чем на архитектуру рабовласничьких цивилизаций.

Феодальные войны вынуждали к широкому развитию фортификационных сооружений, защищавших городка и др. европейских государств), Средней Азии и Закавказья (русские Кремль и монастыри-крепости).

Архитектура Византии

Идейное господство религии отдало толчок широкому строительству культовых сооружений. Новейшей задачей, которую решила архитектура Византии, было формирование внутреннего места христианских храмов, способных вмещать тыщи паломников, также создание в их особенной среды.

Вместе с унаследованными от Рима типами базилики и центрично- купольными зданиями формировались купольные базилики и крестово-купольные храмы. Сферические купола сочетались с прямоугольной в плане системой опор. Конструкция получала ясное выражение в строительной форме крестово-купольных храмов. Архитектура Византии оказала обширное воздействие на зодчество славянских стран и Старой Руси.

Выдающиеся сооружения

  • Собор Святой Софии в Константинополе
  • Базилика Сант-Аполлинарий-Нуово, ز. Равенна, Италия
  • Монастыри Святого Афона
  • Ротонда Святого Жору, Салоники, Греция.

 

Архитектура феодального Востока

Тадж Махал, الهند

Ангкор-Ват, Камбоджа

 

В развитие архитектуры эры феодализма большой вклад занесли народы арабского Востока. Большими центрами феодальной культуры были городка Сережньои Азии - Бухара, Мера, Термез, Хива, Самарканд. Их монументальные строения - скрытые рынки, караван-сараи, медресе, купольные мечети и мавзолеи - возводились из обожженного кирпича с широким внедрением в облицовке, так именуемой, глиняной резной мозаики (ансамбли Шахи-Зинда и площади Регистан, мавзолей Гур-Эмир - в Самарканде ). Точная симметрия композиции выделяла большие торговые и культовые сооружения посреди красочных кварталов низких глинобитных либо сырцовых жилых зданий.

Обилие строительных типов отличает архитектуру феодальной Индии. Рвение к конкретности художественных образов, поклонение буйной тропической природе породили исключительную пластичность монументальных сооружений, ее сближение со скульптурной пластикой. Под воздействием индийской архитектуры формировалась архитектура всей Юго-Восточной Азии ( Индонезии, Цейлона, государств Индокитайского полуострова).

В архитектуре Китая регулярность планировки городов дополнялась серьезной симметрией организации места здании, оси которых ориентировались по сторонам света. Геометрическая корректность тонко смешивалась с внедрением природных особенностей местности. Устойчиво-балочные древесные каркасы служили конструктивной основой жилых домов. Каркас наполнялся кирпичом либо легкими древесными огораживаниями с решетками, заменявшие окна. Легкость жилище контрастировали с монументальной дворцовых, культовых и фортификационных сооружений. Под воздействием архитектуры Китая длительное время находилась японская архитектура, где древесные каркасные конструкции были доведены до высочайшего художественного совершенства. Для архитектуры Китая и Стране восходящего солнца типично искусное внедрение естественного и формирование искусственного ландшафта.

Выдающиеся сооружения

  • Тадж Махал, الهند
  • «Запретный город» و «Храм неба» в Пекине
  • Стальная пагода в городке Кейфен, الصين, построена 1049 ز.
  • храмовый комплекс Ангкор-Ват, Камбоджа (12 век)
  • медресе на площади Регистан, (15 - 17 القرن) и мавзолей Гур-Эмир, Самарканд
  • мечеть аль-Азхар в Каире, (10 век)
  • дворец Альгамбра, (13-14 القرن)
  • храм Свете-Цховели в г. Мцхете (11 век) конструктора Арсукисдзе • Ширваншахов дворец в Баку, (16 - 17 القرن).

 

Европейская средневековая архитектура

Пизанская башня и собор

 

В странах Западной и Центральной Европы с возрождением городов в конце 10 века начинает развиваться тип каменного дома в два-три этажа с мастерскими и лавками, обычно располагались на нижнем этаже. Складывается архитектура романского стиля. Романский стиль поглотил бессчетные элементы раннехристианского искусства является, Меровингской искусства, культуры «каролингского возрождения», также искусства античности, эры переселения народов, Византии и мусульманского Близкого Востока ). В отличие от предыдущих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный нрав, романский стиль стал первой художественной системой средневековья, охватившей (невзирая на вызванное феодальной раздробленностью большущее обилие местных школ) большая часть европейских государств. В культовой архитектуре возникают монастырские комплексы с замкнутыми дворами, окруженным аркадами ( клуатр ), мощные томные храмы базиликального типа. في 12 веке в первый раз для декорирования фасадов церквей употребляют скульптурные изображения. Самым восхитительным творением романской монументальной пластики являются огромные рельефные композиции над порталами храмов. Сюжетами почаще были суровые предсказания Апокалипсиса и ужасного суда.

Кельнский собор

Во 2-ой половине 12 века в Франции зародилась архитектура готики, отразив более высочайший шаг развития производительных сил феодального общества и усиление городов, с которым связано появление новых типов публичных построек ( ратуши, дома ремесленных цехов и гильдий). Мощные конструкции заменила каркасная система, в какой с предельной рациональности употребляется материал. Освобождается место интерьера, который получает активное развитие по вертикали (соборы в Париже, Реймсе и Амьени - في فرنسا, в Фрейбурге и Кельне - в Германии; в Кентербери - в Англии; в Бургос - в Испании, в Праге (Чехия ), Кракове (بولندا)). В жилищном строительстве вместе с каменными конструкциями применяется фахверк - древесный каркас, заполненный кирпичом либо камнем. Готика - это сначала типично устремление сооружения ввысь, а именно за счет острых стрельчатых шпилей, это также обширное внедрение витражей, это бессчетные арки, достояние статуи, отделка. Такие элементы присваивают готическим сооружениям динамичности, величия.

Выдающиеся сооружения

  • Готический Кельнский собор в Германии (13 век)
  • готический Собор Парижской Богоматери в Париже, فرنسا (12 век)
  • романский Бамбергский собор, Бамберг, ألمانيا
  • Пизанский собо и отчасти Пизанская башня (романские), Пиза, Италия.

 

Российская средневековая архитектура

София Киевская

Храм Василия Блаженного

 

مع 10 века начинается развитие монументальной архитектуры старой Руси, в больших городках возводятся превосходные сооружения - Софийский собор в Киеве, собор Святой Софии в Новгороде, Полоцке и других городках. В период феодальной раздробленности ( 12 - 14 القرن ) образуются строительные школы отдельных земель: Приднепровье ( Пятницкая церковь в Чернигове, 12 - 13 القرن ), Владимиро-Суздальская ( Успенский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли, 12 век), Новгородская и др..

Специфичный нрав архитектуры региональных древнерусских школ определялся местными соц особенностями, строй традициями. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества характеризуется багататством пластики белокаменных сооружений (дворцовый ансамбль в Боголюбове, Успенский и Димитриивский соборы в Владимире ). Архитектуре Новгорода присущ грозный лаконизм величавых форм (Георгиевский собор Юрьева монастыря), непосредственно живописны асимметрично изложены строения Пскова. Архитектура Старой Руси поражает собственной правдивостью, ясным выявлением конструкции и пространственной организации строения в его виде. После перерыва в строительном развитии 1240 - 1290 gg, вызванной монголо-татарским нашествием, главными строительными центрами становятся Новгород, Псков, Москва, своеобразно развивающие древнерусские традиции.

На базе древнерусского зодчества в 14-16 веках на местности современной Украины формируются и развиваются: украинская архитектура (Покровский собор в Харькове, 17 القرن, ансамбль Львовского братства, 16 - 17 القرن ); москвинська, потом, - российская архитектура ( Столичный Кремль, 15 القرن, Василия Блаженного храм в Москве, 16 القرن, Вознесения церковь в Коломенском, 16 век ); и белорусская архитектура (замок в Мире, 15 век ).

С объединением российских земель под властью Москвы складывается единая российская строительная школа. Ансамбль Столичного Кремля явился прототипом для кремлей других городов и послужил ядром радиально-кольцевой структуры возрастающей Москвы. Колоритная своеобразие присуще типа шатровых храмов-башен, сложившийся в 16 веке (церковь Вознесения в с. Коломенском, сейчас в черте Москвы). Для российской архитектуры 17 века свойственны обилие форм, торжественная живописность. Вместе с каменной архитектурой огромное место занимало древесное зодчество, достигшее в 17-18 вв. высочайшего совершенства (церкви Преображенская в Кижах, Успенская в с. Кондопога и др.).

Выдающиеся сооружения

  • Софийский собор в Киеве
  • церковь Покрова на Нерли
  • Пятницкая церковь в Чернигове
  • Храм Василия Блаженного в Москве
  • Столичный Кремль
  • Кижи
Reklama